Ссылки для упрощенного доступа

Год “Стратегии 2030”: два препятствия для реализации


В понедельник в Казани подвели итоги первого года реализации Стратегии социально-экономического развития “Татарстан 2030”. В заседании приняли участие глава совета фонда “Центр стратегических разработок” Алексей Кудрин, руководивший разработкой Стратегии, президент, премьер-министр, спикер парламента республики, мэр столицы Татарстана.

Если на федеральном уровне не будут проведены смелые реформы, то темпы экономического роста так и останутся “в пределах 2%”

Отметив, что Стратегия в Татарстане не была похоронена после разработки, Алексей Кудрин констатировал, что реализация её происходит и будет происходить в менее благоприятных условиях, чем ожидали разработчики. Это связано и с внешними факторами, и с внутренними структурными проблемами российской экономики, и с крайне низкими темпами экономического роста в России. И если на федеральном уровне не будут проведены смелые реформы, то темпы экономического роста так и останутся “в пределах 2%”, заявил Кудрин.

Но неблагоприятная экономическая конъюнктура вряд ли является единственным серьёзным препятствием для реализации “Стратегии 2030”.

Вторая, как минимум сравнимая по масштабам, проблема - в том, что реализация социально-экономических целей “Стратегии 2030” не представляется возможной без развития общественной и политической системы с вектором, сонаправленным экономическим идеям Стратегии.

Развитая экономика требует развитого общества. Эти параметры не существуют друг без друга.

Развитие человеческого капитала (критическая цель Стратегии), концентрация в республике высококвалифицированных специалистов в инновационных отраслях, развитие креативных индустрий не ограничивается экономическими механизмами и требует развития общественного. Развитая экономика требует развитого общества. Эти параметры не существуют друг без друга. Единичные, уникальные по базовым условиям исключения только подтверждают это правило.

Нельзя сказать, что это тайное знание для Татарстана. Так, премьер-министр Ильдар Халиков на форуме малого и среднего предпринимательства “Взгляд в будущее” в начале сентября говорил о том, что не может идти речи о современной экономике без формирования обширного среднего класса. Во время общественных слушаний по Стратегии “Татарстан 2030” в августе 2015 года один из влиятельнейших депутатов татарстанского парламента говорил о том, что переход к инновационной экономике, реализация Стратегии невозможна без развития гражданского общества, без формирования того же среднего класса, чувствующего себя полноправными гражданами в республике. То есть тот факт, что к качественно новой экономике не прийти без качественного развития общественно-политической сферы в определённом направлении - это не новость в Татарстане, не новость и для как минимум части государственных управленцев в Татарстане.

Разумеется, ряд как внутренних, так и внешних по отношению к Татарстану факторов накладывают ограничения на возможности и масштабы потенциальных изменений в общественно-политической сфере в ближайшей перспективе. Это сегодняшняя реальность, нет смысла её отрицать.

Однако наличие таких лимитирующих факторов не означает, что следует ставить крест на качественном развитии общества, социально-политической сферы в целом - иначе крест можно поставить и на Стратегии социально-экономического развития “Татарстан 2030”. Это значит лишь то, что при планировании шагов в рамках общественного развития эти объективные факторы необходимо учитывать как условия. Не отказываясь от самого вектора общественного развития, продиктованного целями развития республики, татарстанской экономики, равно как и работ в этом направлении.

Из недавно посетивших Казань Кудрина и Глазьева Минниханов встречался с первым, а не вторым. Это вселяет обоснованный оптимизм.

Визит Алексея Кудрина на этой неделе безусловно отраден одним фактом. В современной Российской Федерации можно обнаружить два основных экономических think-tanks - кудринский умеренно-либеральный Центр стратегических разработок и группу, ассоциированную с Сергеем Глазьевым, балансирующую по взглядам между китайским госкапитализмом, изоляционизмом и дискуссиями о том, сколько триллионов рублей напечатать на станке. К счастью, стратегию социально-экономического развития Татарстана разрабатывала первая группа, а из недавно посетивших Казань Кудрина и Глазьева президент республики встречался с первым, а не вторым. Это вселяет обоснованный оптимизм.

Однако работ в направлении развития общественно-политической сферы, общественного развития, позволяющего обеспечить условия для реализации экономических преобразований Стратегии “Татарстан 2030”, пока нет, и это может быть не меньшим препятствием для реализации Стратегии, чем неблагоприятная экономическая конъюнктура.

Высказанные в рубрике мнения могут не отражать точку зрения редакции

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и первыми узнавайте главные новости.​

XS
SM
MD
LG