Ссылки для упрощенного доступа

Закулисье Камаловского: имя для Салимжанова, подарок Биктимирова и секрет Минкиной


На архивном фото режиссер Марсель Салимжанов и артисты театра - Алсу Гайнуллина, Шахсанем Асфандиярова, Гульсум Исангулова, Шаукат Биктимиров
На архивном фото режиссер Марсель Салимжанов и артисты театра - Алсу Гайнуллина, Шахсанем Асфандиярова, Гульсум Исангулова, Шаукат Биктимиров

Самый главный для меня татарский театр - казанский Камаловский, он же - театр имени Галиаскара Камала. Первый, с кем я познакомилась из этого театра, был режиссер Марсель Салимжанов (1934-2002): я собирала материал про иностранные в татарской среде имена и пришла к нему с вопросом, в чью честь его так кучеряво назвали.

Марсель Хакимович захохотал и ответил, что своим именем обязан французскому коммунисту Марселю Кашену. Так решили актеры-камаловцы на праздничной демонстрации в Казани в честь Великой Октябрьской социалистической революции, это было 7 ноября в 1934 году. Они шли колонной к площади Свободы, когда кто-то из "своих" прибежал с новостью, что у Хакима Салимжанова и Галии Нигматуллиной родился мальчик.

У Марселя Хакимовича была ослепительной красоты жена Гульнар, теперь она его вдова. В какой-то момент я стала чуть ли не ежедневно встречаться с ней во дворе нашего дома — понадобился, наверное, год, чтобы до меня, наконец-то, дошло, что это не Гульнар, а ее сестра-близнец Гаухар.

Оркестрик театра называется "Ла-Скала-Камала"

Гаухар-ханум Ходжаева - скрипачка, играет в оркестре Камаловского театра. Без этого оркестра не обходится ни один в театре праздник, но оркестр - слишком громко для этого коллектива. Оркестрик, скорее. Или, как иронично называет его скрипач и дирижер Фуат Абубакиров, - "Ла-Скала-Камала"...

Первое большое интервью в Камаловском театре мне дал прославленный актер этой труппы - Шаукат Биктимиров (1928-2012). Я его любила как артиста. Да его все любили! Знаковой ролью Биктимирова был старик Альмандар в спектакле по пьесе Туфана Миннуллина "Старик из деревни Альдермеш" - он играл его без дублеров на протяжении почти что тридцати лет!

Когда-то давно Биктимиров играл Владимира Ильича Ленина. Не в последнюю очередь поэтому получил звание народного артиста СССР...

Волшебный мир красивых людей, в котором юному Шаукату захотелось остаться навсегда

Шаукат Хасанович рассказывал, что впервые в театр - театр был татарским - его привела двоюродная сестра - ставшая впоследствии замечательной актрисой Камаловского театра Галима Ибрагимова (1910-1984). Это был "волшебный мир красивых людей", в котором юному Шаукату захотелось остаться навсегда. Еще почему-то запомнилось, как Биктимиров пылко жаловался, что в детстве мальчишки его дразнили Рыжим (весь в конопушках был), а защитить его было некому. Мать рано умерла, а суровая мачеха не любила. Бывало, побьет его – убежит он в сарай, сидит там и думает: как же мне умереть, как же мне умереть...

Когда наше с ним интервью опубликовали в газете, Биктимиров позвонил мне на домашний телефон (мобильных тогда не было) и попросил зайти к нему, мы жили в пяти минутах друг от друга. Никогда не забуду: он вручил мне прозрачный-стиранный полиэтиленовый пакет с огромными внутри антоновскими яблоками ("Это из моего сада"). И четырехугольную коробку от конфет, перетянутую резиночкой ("А это - подарок"). В коробке лежало собранное Биктимировым ассорти - карамельки в фантиках и без фантиков, кусочки сахара-рафинада, мармеладки и лимонные драже. Это было не мило, а мощно. Это была любовь.

Два огромных куска темно-коричневого хозяйственного мыла в подарок

А потом была встреча с актрисой Верой Минкиной (1918-2011). Миниатюрная, энергичная, с редким комедийным даром... После публикации интервью она подарила мне два огромных куска темно-коричневого хозяйственного мыла. И открыла секрет: у нее крайне мало на голове седых волос, несмотря на солидный уже возраст, только потому, что она моет голову хозяйственным мылом. И вот она хочет, чтобы и я тоже...

Тоже любовь.

А какой директор тогда был в Камаловском! Потрясающий Шамиль Зиннурович Закиров (1945-2012). Первый вопрос, который он всегда задавал на камаловской территории после традиционных приветствий: "Айсылу, ты сегодня ела? Пойдем чай попьем!"

Заботливый. Чуткий. Очень чуткий. Понимал, как мало кто, историческую важность первых (и до сих пор единственных) гастролей Камаловского театра в Лондоне, это было в 2006 году.

Шамиль Зиннурович зарыдал, узнав о смерти Политковской

Так получилось, что именно в Лондоне он узнал об убийстве знаменитой правозащитницы и журналистки Анны Политковской. По возвращении с гастролей рассказывал на пресс-конференции не только об успехе труппы - но и о личных переживаниях в связи с гибелью Анны: "... включил в номере телевизор и увидел "бегущую" строку, где была знакомая фамилия – Политковская, остальное - на английском языке - я не разобрал, и побежал к переводчику. Спросил, что случилось с Политковской? Мне сказали, она убита. Я возразил, что этого просто не может быть. Однако ответ последовал тот же – "убили". Я зарыдал...».

Среди тех камаловцев, кого уже нет с нами, но кто бесконечно мне дорог, - чудесная актриса Фирдаус-ханум Ахтямова ("Я подсела на "Доктора Хауса"!" - делилась она радостью, уже зная, что смертельно больна), первый русский актер в татарском театре, блестяще владевший татарским языком, Николай Юкачев ("Мне Салимжанов говорил: Юкач, давай ты у нас будешь Липатовым? "Юкә" - это же по-татарски "липа")...

Если я не заткнусь прямо сейчас, создастся впечатление, что 110 лет сегодня исполняется мне, а не театру. Пусть он будет живым, мой дорогой Камаловский театр. И - спасибо, спасибо, спасибо - за то, что умеет находить во мне "живое".

Справка

22 декабря 1906 года в Казани был сыгран первый публичный спектакль на татарском языке. Эта дата считается днем рождения татарского театра. В 1907 году была создана первая профессиональная татарская труппа "Сайяр", давшая начало театру имени Галиаскара Камала. Звание "Академический" было присвоено театру в 1926 году, а имя классика татарской драматургии Галиасгара Камала — в 1939.

Сегодня в репертуаре театра имени Галиасгара Камала более 25 постановок по произведениям татарских, русских и зарубежных драматургов.

Театр активно гастролирует по России, ближнему и дальнему зарубежью. Камаловскую труппу знают в Казахстане, Кыргызстане, Азербайджане, Литве, Латвии, Эстонии, Германии, Финляндии, Турции, Великобритании, Колумбии, Испании, Китае, Венгрии.

С 1998 года театр проводит Международный театральный фестиваль тюркских народов "Науруз", с 2003 года – конкурс в области драматургии "Новая татарская пьеса", с 2009 года – Всероссийский фестиваль молодой татарской режиссуры "Ремесло", с 2010 года – Международный театрально-образовательный форум "Науруз".

Высказанные в рубрике мнения могут не отражать точку зрения редакции

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и первыми узнавайте главные новости.​

XS
SM
MD
LG