Ссылки для упрощенного доступа

"Неправильно давать всякому ворью и хулиганью перегонять тебя с места на место"


Альберт Абузаров. Архивное фото
Альберт Абузаров. Архивное фото

39-летний казанец Альберт Абузаров шесть лет назад вместе с семьей бросил все, переехал в Австралию и устроился там работать. Недавно Абузаров приехал в Казань. Одна из целей визита, по его словам, – работа в казанском штабе Алексея Навального. В интервью "Idel.Реалии" он рассказал о причинах переезда в Сидней, россиянах в Австралии, их отношении к действующей российской власти и о том, почему Навальный – "единственный политик, которого следует поддерживать".

– Когда вы переехали в Австралию и для чего?

– Я переехал в марте 2011 года по нескольким причинам, которые не кажутся мне сейчас убедительными. В основном, наверное, потому, что наше поколение выросло с мифом в голове, что за границей лучше – нужно только уехать. К тому же мне казалось, что в Казани мне живется некомфортно, потому что я попал в неправильное место, в неправильную страну и живу среди неправильных людей. Дескать я такой хороший и не заслуживаю жить среди этих людей. Сейчас я так не считаю – я над этим долго думал и несколько лет назад понял, что ошибался.

Австралия – экзотическая страна: все мы помним открытки с пляжами, пальмами. Как у каждого советского человека у меня было представление, что это такой рай.

– А почему именно Австралия?

– Потому что у них была очень простая процедура получения ПМЖ. Технически она не очень простая, но простая в смысле требований к соискателям. Мне нужно было доказать, что у меня есть профессия, я знаю язык, здоров и не глубокий старик. Все эти вещи ты доказываешь документально и все. По образованию я программист, закончил ВМК в КГУ. Переехал я с женой и ребенком.

Я ориентировался на опыт людей, которые переехали в Австралию примерно в тот же период

– Перед тем, как принимать решение о переезде, вы наверняка искали работу, гуглили, куда можете устроиться...

– Я особо не переживал по этому поводу, поскольку был уверен в том, что смогу найти работу. Я ориентировался на опыт людей, которые переехали в Австралию примерно в тот же период. Я анализировал и понял, что достаточно быстро смогу найти работу и не делал это заранее, поскольку смысла в этом особого не было.

Мы прилетели и начали жизнь с чистого листа

– Вот вы прилетаете в Сидней, выходите из аэропорта. А дальше что?

– В общем-то мы с женой и ребенком прилетели и начали жизнь с чистого листа. Единственное, что у нас было по приезду, – это знакомые, которые приютили нас на одну ночь, и бронь отеля на две недели. По приезду, в первую очередь, мы сделали дела первой необходимости – оформили банковские карты, медицинскую страховку и так далее. Но это не заняло у нас много времени. Одновременно с этим я начал искать работу и нашел ее через три месяца. До этого мы жили на те деньги, которые взяли с собой – это около десяти тысяч долларов, из которых мы потратили половину.

Архивное фото
Архивное фото

– Когда вы принимали решение о переезде, была ли какая-то последняя капля, после которой вы поняли – пора уезжать?

– Последней капли не было, потому что весь процесс получения ПМЖ занял очень продолжительное время. Когда я задумался о переезде, я начал постепенно просматривать некоторые сайты. После того, как я в Казани устроился в одну компанию, коллега как раз в тот момент проходил процесс получения ПМЖ в Австралии. Когда я об этом узнал, я попросил его мне помочь, рассказать подробности. Самое главное – я понял, что это реально и начал этим заниматься. Этот процесс занял у меня два с половиной года.

Цены на безлимитный интернет в Австралии запредельные

– Что для вас стало самым неожиданным в Австралии?

– Цены на интернет, наверное (смеется). Они там запредельные! За безлимитный интернет вместе с телефоном я плачу около двух с половиной – трех тысяч рублей в месяц. Когда здесь это стоит около 400 рублей, ты думаешь: "Живут же люди" (улыбается).

Были вещи, к которым я не знал, с какой стороны подступиться. Например, мне до сих пор кажется неправильным и некомфортным, что ты не можешь просто пойти в лес и в любом месте поставить палатку, поскольку земля там либо в частном владении, либо является заповедной зоной. Люди, конечно, все равно это делают, но вообще ты должен заранее найти госучреждение, обратиться к ним за разрешением (это делается достаточно быстро по телефону или интернету), уведомить, куда ты едешь и когда, заплатить за это, после чего тебе выделят место.

Или, например, ходить в поход по специальным оборудованным тропинкам, на которых написано, что они открыты, образно говоря, с девяти утра до пяти вечера. Хотя в последнее время мне наоборот это начало нравиться – в этом есть какой-то смысл.

– А что касается отношения между гражданами и, например, муниципальной властью?

– В целом, городская среда там очень комфортная. Я бы не сказал, что вся причина в том, что на это тратится больше денег – просто там все работает адекватно. Когда ты смотришь на это в России, складывается ощущение, что людям сказали о какой-то проблеме 15 минут назад.

Ты идешь в госучреждение расслабленным, потому что знаешь – на тебя не наорут, тебе не нахамят и не унизят

Вот здесь образовалась дорожная яма, и ее надо быстрее залатать, но у них не было в наличии людей, которые этим занимаются, и нужных инструментов. И вот они прибежали: кто с вилами, кто с молотком, и начали устранять проблему. А в Австралии складывается впечатление, что это люди, которые специально сидят годами (так оно и есть) и этим занимаются – у них есть время, чтобы все это запланировать и сделать так, чтобы минимизировать неудобства обычным людям. Например, когда ремонтируется тротуар, в Австралии обязательно поставят знаки, которые покажут, куда тебе идти, чтобы спокойно обойти ремонтируемый участок. Это же недорого! И на это нужно потратить 15 минут времени. И такие вещи там везде.

Или, например, государственные учреждения – я не говорю, что они работают идеально, но по крайней мере ты идешь туда расслабленным, потому что знаешь – на тебя не наорут, тебе не нахамят, не унизят и к тебе отнесутся адекватно. Это мне очень нравится.

Архивное фото
Архивное фото

– В Австралии вы общаетесь с выходцами из России?

– Не очень много. У меня есть один друг и все.

– Вам известно, кто эти люди? Когда они уехали из России?

– Русских там много. Если ты в выходные пройдешь прогуляться по Сиднею, ты почти наверняка услышишь русскую речь. Но это, конечно, не обязательно будут местные, могут быть и просто туристы. Но я думаю, что в Австралии проживают десятки тысяч русских. Если я попадал в коллектив, в котором было более ста человек, там обязательно был русский, а то и два-три.

Некоторые русские мне говорили, что их переезд был связан с решением Путина и Медведева поменяться ролями в сентябре 2011 года

Что касается того, когда они уехали из России, то есть якобы четыре волны миграции. Я думаю, так и есть. Первая волна – после революции. Как я понял, сначала большое количество людей уехало в Харбин (Китай), а потом многие из них почему-то приехали в Австралию. О второй-третьей волнах я почти ничего не знаю. А четвертая началась примерно в 2011 году – некоторые мне говорили, что их переезд был связан с решением Путина и Медведева поменяться ролями в сентябре 2011 года.

Вообще, люди уехали из России по абсолютно разным причинам. У кого-то были семейные обстоятельства, кто-то был вынужден уехать по работе или учебе – причин много.

– Если говорить о последней волне миграции, у вас есть понимание, какой возраст у этих людей?

– В основном – молодежь. Я знаю нескольких молодых людей, которые переехали в то время. Они уже закончили вуз, стали состоявшимися специалистами.

– Вам известны какие-то национальные диаспоры россиян в Австралии?

– Они там есть, уже бывшая жена даже ведет группу "Татары Сиднея", в которой человек 50. Но я не особо слежу за этим, потому что не очень люблю собрания по принципу принадлежности к какой-то этнической группе.

Есть небольшая группа русских, которые собираются и рассказывают друг другу, как Запад разрушает Россию

– Живущие в Австралии россияне как-то объединяются?

– Я бы сказал, что большинство – нет. Например, я занимаюсь скалолазанием, мне это нравится. У меня есть друзья австралийцы, которым также это интересно. Для меня это главное, а не то, какая у них национальность. Я могу выйти из дома и в течение получаса уже начать заниматься любимым делом. А с другой стороны – я могу потратить всю субботу на дорогу куда-то, чтобы встретиться с какой-то русской диаспорой.

Насколько я могу судить, большинство русских в Австралии не стремится вступать в подобные группы и тусить в них, потому что смысла в этом особого нет. У всех своя жизнь, и они не хотят тратить на это время. Но есть небольшая группа русских (процентов 10 от всех в Австралии), которых можно назвать профессиональными русскими. Их хобби – быть русскими. Они собираются и рассказывают друг другу, как Запад разрушает Россию и так далее. Это очень смешно, учитывая то, что они живут в Австралии и не планируют возвращаться в Россию. Я не вижу смысла с ними общаться.

Например, когда были последние выборы в Госдуму, в российском консульстве были наблюдатели, и я среди них. И каждый раз русская диаспора голосовала против действующей власти. Но если судить по тем группам, о которых я только что говорил, – там как раз все наоборот – там 100 процентов за действующую власть в России.

– А что ж они не вернутся обратно в Россию?

– Хороший вопрос. Иногда очень смешно слышать их ответы на этот вопрос – один раз мой собеседник начал вертеться как уж на сковородке и ответил, что я не знаю, по какой причине он приехал в Австралию. Как бы то ни было, я не думаю, что его кто-то насильно сюда затащил. Еще один рассказывал, что у него в Австралии могила предков, хотя те же могилы предков есть и в России.

– Судя по вашему фейсбуку, вы к действующей власти относитесь очень оппозиционно. Почему вы, находясь в другой стране, зарабатывая деньги, занимаясь своим любимым делом, активно критикуете российскую власть? Для чего вам это надо?

– Это глубоко личная вещь. Бывает такое, когда человек в детстве что-то хотел сделать, но у него не было такой возможности. А потом это мучает его всю жизнь. Вот у меня происходит именно это. Мне хотелось что-то сделать, чтобы изменить эту ситуацию, но я этого не сделал.

Нельзя бесконечно отступать без боя

Представьте себе, что вы поехали на пикник, расположились, а потом приехали какие-то хулиганы и начали что-то вытворять. Вам это не понравилось, после чего вы собрали вещи и уехали в другое место. А с какой стати вы должны были уезжать с этого места? Оно принадлежит вам настолько, насколько и этим хулиганам. Но нельзя бесконечно отступать без боя. В данном случае, говоря об этих хулиганах, я подразумеваю российскую власть.

– Но вы же уехали.

– Эта мысль ко мне пришла уже после переезда, когда я понял – я сдался без боя и пошел на какие-то неудобства. Я не попытался улучшить ситуацию, а просто взял и уехал в другую страну.

– Но постами в Facebook вряд ли можно изменить ситуацию.

– У меня нет никаких иллюзий по поводу того, насколько большое влияние имеет то, что я делаю. Правда, я не только пишу в интернете, но и жертвую деньги Навальному, ОВД-ИНФО, ФБК и другим. Мне кажется, посты в интернете – это все-таки тоже такая вещь, которая может изменить ситуацию, но, конечно, это не стоит переоценивать.

В Сиднее мы несколько раз проводили акции протеста у российского консульства. Выходили, в том числе, 6 мая 2012 года, чтобы донести до австралийцев то, что происходит в России.

Не хочется всю жизнь быть пассажиром и ехать на поезде, которым управляет кто-то другой

– В этом году вы решили приехать на несколько месяцев в Казань для участия в кампании Алексея Навального. Для чего вам это?

– Я приехал не только для этого. Во-первых, у меня сейчас некий перерыв в работе – мою компанию продали и получилось так, что многих людей сократили. Новую работу я пока не нашел. Поэтому сейчас я практически свободен. Кроме того, в Австралии начинается зима, а тут скоро лето, я соскучился по друзьям, по городу, по родственникам. А участие в работе штаба Навального в Казани меня тоже очень привлекает. Мне показалось это правильным, потому что в своей жизни нужно сделать что-то значимое. Не хочется всю жизнь быть пассажиром и ехать на поезде, которым управляет кто-то другой.

У меня сейчас такой возраст, что если я не сделаю это сейчас, я не сделаю это никогда. Кроме того, я думаю, что у меня это должно получиться – я умею разговаривать с людьми, могу доносить до них информацию. Мне хочется попробовать поагитировать людей, пообщаться с ними, посмотреть, получится у меня это или нет. Лучше попробовать и пожалеть, чем жалеть о том, что не попробовал.

Мне не хочется думать о себе как о человеке, который просто сдался и уехал

– Как мне кажется, большое количество россиян подумает: "Ты живешь в Австралии, в одной из самых развитых стран мира, чего тебе тут надо?". А другие наоборот скажут: "Сиди в своей Австралии, зачем сюда возвращаешься, раз уехал". Как вы относитесь к таким мнениям?

– Определенная доля правды в первом высказывании есть. Но как я уже говорил, мне это кажется не совсем правильным – мне не хочется думать о себе как о человеке, который просто сдался и уехал. Кто-то не может этого сделать, но я смог. Неправильно давать всякому ворью и хулиганью перегонять тебя с места на место, когда им этого захочется. Поэтому я хочу что-то изменить.

Что касается второго мнения, то я гражданин России. Как и они, я также здесь родился, и они не имеют право говорить мне, приезжать сюда или нет.

Навальный, как мне кажется, – это тот человек, который говорит адекватные вещи адекватным языком и делает правильные вещи

– А почему Навальный? Почему, например, не Явлинский, если мы говорим о демократических силах?

– Во-первых, Явлинский, на мой взгляд, вообще не является политиком – будем называть вещи своими именами. Он – просто декорация, которая в реальности ничего не делает. Навальный, как мне кажется, – это тот человек, который говорит адекватные вещи адекватным языком и делает правильные вещи. На мой взгляд, это на данный момент единственный политик, которого следует поддерживать. Поддерживая его, ты инвестируешь в то, что в будущем действительно может дать положительный результат.

– Предположим, что в будущем Навальный станет президентом. Вы вернетесь обратно в Россию?

– Я еще не решил. Если бы мне задали этот вопрос еще год назад, то я бы ответил, что вернусь.

– А что изменилось?

– Черт его знает. Но когда я сейчас приехал в Казань, я понял – к сожалению, с человеческой природой сложно бороться – если ты достаточно долго живешь в каком-то месте, ты на биохимическом уровне приспосабливаешься. За этот год у меня изменились внутренние ощущения – в Австралии я себя в большей степени чувствую дома.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и первыми узнавайте главные новости.​

XS
SM
MD
LG