Разговоры о пресловутых 86% молчаливого большинства в нашей стране (согласно одному из опросов Левада-Центра о рейтинге президента России в 2015 году) стали дурным тоном, бородатым анекдотом. Будут еще опросы. Лично я в эти цифры не совсем верю. Общественные настроения весьма подвижная желеобразная субстанция. Да и вообще: любая социология в нашей стране вязнет в плотных слоях коллективного бессознательного.
Что происходит в стране, где логика перестаёт работать словно компас в аномальной зоне?
Народ живёт какими-то импульсами, нелогичными вибрациями, а отечественную историю носит от революции к потрясению, от войны к бездонному застою. Где-то между этими горящими полюсами и зажато "общественное настроение", которое якобы выражает "лихой человек", который бродит по ледяной пустыне, именуемой Россия, как выразился когда-то Константин Победоносцев. Это лирическое отступление неслучайно. А как ещё объяснить то, что происходит в стране, где логика перестаёт работать словно компас в аномальной зоне? Ледяная пустыня. Да. Но и в природе бывает так, что полюса вдруг меняются местами и вместо бесконечной тундры расцветает через четыре года "город сад".
Россия — страна священного беззакония, как когда-то выразился ныне покойный философ Гейдар Джемаль. В определённый момент законом здесь становится неистовый хаос, ураганом набрасывающийся на окостенелость форм и ломающий "все до основания" ради нового светлого мира. Вот и сейчас мы входим в едва уловимую ситуацию новой общественно-политической реальности. Замороженное и скованное льдами застоя нулевых общество, казалось бы, впало в глубокую спячку, дожидаясь своей Герды (не уж то очередной девы-революции?), спешащей на помощь Каю. Но... Мы наблюдаем едва приметную сейсмическую активность инициативы снизу.
Кто бы что ни говорил, но именно меньшинства творят историю, идейно заряженные люди толкают её вперёд. Большинство же — лишь следует за этим наэлектризованным ядром. Применительно к нашим просторам таким катализатором стали события, связанные со статусом республики, неподписанием федеративного договора, и дискуссией вокруг отмены обязательного преподавания татарского языка в школе.
Нерешённые проблемы копятся и, достигая критической отметки, через искру разносятся в пламя
Эти вопросы подняли, взбудоражили татарскую интеллигенцию, общественных активистов. Они превратились в важнейший фактор пассионарного ренессанса татарской национальной элиты. Дискуссия, порождённая высказыванием Путина о национальных языках в образовательных учреждениях, породила пока что интеллектуальные бурления. Но этот резонанс грозит перерасти в нечто большее — в политические требования. "Из искры возгорится пламя", писал в стихах известный поэт-декабрист Одоевский.
И всё в России так: нерешённые проблемы копятся и, достигая критической отметки, через искру разносятся в пламя, которое и топит лёд, покрывающее своим панцирем народную инициативу.
"Хорошо ли это, плохо ли?" — полтораста лет ломают интеллектуальные копья знатные умы России. Что лучше — стабильность, переходящая в застой, или резкий рывок, дающий ход ускорению-прогрессу? Вопросы эти экзистенциально-фундаментальные.
Но мы их для себя должны решить, ибо "третий путь" — это лишь интеллектуальный камуфляж неопределённости, в которой находится наша страна.
А тот, кто не знает, куда идти, никогда до цели не дойдёт. Если, конечно, перед нами такая задачи стоит, и мы не хотим "бродить бесцельно по ледяной пустыне"...
Руслан Айсин, политолог, специально для "Idel.Реалии"
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", может не совпадать с позицией редакции.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Мы говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.