Ссылки для упрощенного доступа

Быт Поволжья в фольклоре 


Частушка — самый простой и доступный способ понять, как и чем жили народы в Российской империи. Частушка — это злободневность, неожиданность метафор и импровизация, но главное — в них находила отражения сама жизнь народа. "Idel.Реалии" собрали частушки Средней Волги, ходившие по деревням Казанской губернии до 1917 года.

ДЕРЕВНЯ ШЕМЕТИ, ПЕРМСКИЙ УЕЗД

Частушки, весьма распространенные в прикамской деревне, изображают те или иные детали местной жизни, откликаются на различные события, иногда даже совершенно незначительные, служат показателем настроения певца, рисуют общечеловеческие чувства деревенской молодежи.

Частушки помещенные ниже, были написаны до войны, в 1914 году. Услышаны от деревенской молодежи, большей частью — от девушек деревни Шемети Сенькинской волости Пермского уезда Пермской губернии.

Эта деревня того времени для Пермского края значительная: имеет 41 двор и 216 человек мужчин и женщин, находится в 1 версте от реки Камы. В селении — земская школа.

В деревнях в те годы довольно рано начинали заводить отношения и семьи — в 15, даже в 14 лет. Об этом пелось в частушках:

1.

Уж ты, Катя травушка,

Не вырастешь без славушки;

Как пятнадцать лет пройдет,

Так и славушка пойдет.

(Здесь и далее орфография и пунктуация сохранены)

Молодая девушка, глядя на своих старших подруг, начинает постигать "науку страсти нежной", она уже научилась "задаваться" и "глазками подмигивать":

2.

Научилася купаться,

Камешки выкидывать,

Научилась задаваться,

Глазками подмигивать.

3.

Стоят — бабы на мосту

Судят — бойкую росту;

Вы судите не судите,

Вами не нуждаюся,

Я за ваших сыновей

Замуж не сбираюся.

Вот что поет о себе в это время "бойкая девчонка":

4.

На столе стоит бутылочка

Ничем не налита;

Я молоденькая девчонка

Никем не занята.

Прошел "туман над головушкой", идет девушка к подружке и поет:

5.

Посидим подружка рядом,

Посидим удалая,

Ты люби большого брата

Я согласна малова

6.

Прилетела причка к речке,

Начала водичку пить;

Вы скажите ради Бога

Мне которова любить?

Если ближнего любить,

Будет мамонька бранить,

Если дальнего любить,

Далеко будет ходить.

Петров день в соседней Хохловке — большой праздник. Шеметяне едут туда с утра на весь день, а то и на два угоститься как следует у родственников. Тот, кто остается домовничать, особенно, если сам хохловский уроженец, всеми мыслями у себя на родине, в родном селе:

7.

Пойду — выйду из ворота,

Покачаю головой;

На родимой то сторонке

Сеня праздник удалой.

Семейные размолвки находят отклик в присказульке:

8.

Кабы знала не качала

Золотую колыбель;

Кабы знала не любила,

Не корили бы теперь.

9.

Пташечка-касаточка

Не ты ли мне сестра?

Раньше не было кручины,

Не ты ли принесла?

Слухи о взятках в воинских присутствиях дошли и до деревни. Богатый парень утешает девушек, указывая на возможность освободиться от службы за деньги:

10.

Милку я увижу — самовар поставлю;

Милка пей, милка пей,

Милка не спивайся,

Меня в солдаты повезут,

Ты не оставайся.

11.

Вы не плачьте, девушки,

Мы заплатим денежки.

12.

Из приемной выйду я,

Здравствуй милая моя (2 раза)

Молись Богу за меня;

От солдатчины отменят

Возьму замуж за себя.

В деревне живы воспоминания о русско-японской войне:

13.

Уж ты милочка цветок,

Меня угонят на восток;

На востоке то война,

Убьют милашечка, меня.

14.

Милая симпаточка,

Останешься солдаточка,

Мне не жаль — останешься,

Жаль кому достанешься.

Народная сатира направлена на "неумеху", "бестолочь", не умеющую делать "все по хорошему".

15.

Шила милому кисет,

Вышла луковица,

Ох ты, милая моя,

Вот так мастерица.

16.

Я терпеть не могу

В доме беспорядки;

Кто мою жену полюбит —

Чирей на запятки.

Водка часто портит добрые отношения молодежи. Под влиянием винных паров парень бьет свою "милку", безобразничает, горланит непристойные песни.

17.

Под горой бутылочка

Зелена вина,

На горе то милочка

Дожидается меня.

Милой пей, вино лей,

Пожалей меня не бей,

Милой пьет, вино льет,

Не жалеет меня бьет.

Разница в имущественном положении парня и девушки находит отклик в присказульке:

18.

Шел я верхом, шел я низом,

У матани дом с карнизом;

У окошечка сидит,

Меня пальчиком манит,

Ваня, Ваня, Ванечка

Мы с тобой не парочка,

У тебя пиджак надет,

У меня пальтушки нет.

19.

Шолкова рубашечка,

Богатый милый мой,

Сама знаю, что не парочка,

Ухаживает за мной.

ЦАРЕВОКОКШАЙСКИЙ УЕЗД КАЗАНСКОЙ ГУБЕРНИИ

1.

Не гляди, милка, в окошко,

Брови черны не кажи, —

Лучше выйди за ворота,

Слово тайное скажи

2.

Все матани идут с нами,

А моей матани нет, —

Все матани во сметани,

Моя в кислом молоке.

3.

Уж ты, дядюшка с котомочкой,

Откудова, — куда? —

Не пойдешь ли в ту сторонушку,

Пошли милова сюда.

4.

Все листочки обвалились

С кустика орехова, —

Пошлю милому письмо:

Из гостей приехала.

КАЗАНЬ

1.

Раскачу катушку ниток

По зеленому лушку,

А мой милый в Августове

На крутом на берешку.

2.

Захотели чаю пить —,

Нету-ти стакана;

Полюбила, девки, я

Рыжава Степана.

3.

Меня маминька родила

На крутой горе,

А заставила скитатца

По чужой по стороне.

4.

Мы без ножичков не ходим

Без кинжалов никогда:

Дальше солнца не угонют, —

Сибирь — наша сторона.

ВЫСОКАЯ ГОРА, КАЗАНСКОГО УЕЗДА КАЗАНСКОЙ ГУБЕРНИИ

Все представленные здесь песни записаны автором с голоса крестьянки Василисы Содомовой, которая, обладая хорошим слухом и большой музыкальной памятью, знала множество песен, заученных ею как в бытность ею в деревне, так и в позднейшее время ее жительства в городе Казани.

Большинство этих песен уже не носят вполне деревенского характера, но содержат в большей или меньшей степени следы городского влияния. Сама певица отдавала предпочтение тем из своих песен, в которых городской характер сильнее сказывается, и отзывалась с некоторым пренебрежением о более старинных.

Сижу я в неволе, сижу за столом,

Пишу я записку, пишу я пером.

Где солнца (у нас) не взойдет, месяц никогда,

Дуют буйны ветерочки, дуют (он) завсегда.

Во зелены(и)м садочки, соловьи поют,

А нам с тобою, милый, зазнобу дают.

Зазноба ли ты, зазноба ни маленькая!

Зазнобили, милый, сердца твое и мое,

Твое и мое ж, за единое.

Слала я (я) постельку, слала (мягку) пухову,

Клала я в изголовье, клала (а) я высоко.

Ждала я к себе милова рано с вечера,

Пришел ко (ко) мне милый во глуху полночь.

Стукнул, брякнул он в окошко, разбудил (милый) меня:

"Ставай мо… моя радость, вставай, (радость) дорога!

Принес я тебе гостинца, полуштоф вина,

Напою я тебе пьяну, пьянь сам себя.

С молодой своей женой,

А я буду ликоваться

С матерью сырой землей.

Вы не ройте мне могилу

Во зеленом саду,

Уж вы роите мне могилу

При большой дороженьки.

На мою ту на могилу

Чтобы милый заходил.

На моей то на могиле

Крест дубовенький стоит.

Ты зайди-ка, друг любезный,

На могилу на мою,

Уброни-ка слез горючих

На шелковую траву.

Прчитай-ка, друг любезный,

Золотые литера:

Чрез тебя я, друг любезный,

Век короткий прожила.

Жалко, милый, тебе будет,

Как любила я тебя.

СЕЛО КУБАСА, ЧИСТОПОЛЬСКОГО УЕЗДА КАЗАНСКОЙ ГУБЕРНИИ

Население Кубаса, великорусское, но вблизи от села, верстах в трех, есть татары, впрочем, мало соприкасающиеся с местными обывателями. Отхожие промыслы здесь существуют. Так, крестьяне и крестьянки отправляются на заработки то в качестве чернорабочих, то в услужение на реки Волгу, Каму, в Казань, Чистополь и др.

Именно эти крестьяне, которые ходили на сторону для заработков, по словам песенницы, и занесли лет пять тому назад в Кубас новую народную песню.

1.

Эта речка неширока, —

Лучиночкой смерию;

Мой-от милой недалеко, —

Вечерком я сбегаю.

2.

Купи, тетенька, ботинки, —

По полу потопаю:

Не остальной ли годочек

Я у вас работаю?

3.

Отходила коридором,

Отсчитала лесенки,

Отыграл милой в гармошку, —

Я отпела песенки.

4.

Мой платочек беленький

Под столом валяется,

Мой дружочек миленький

С другой забавляется.

5.

С горки камешек катился,

Во сине море упал;

А мой миленький хороший,

Он не лучше меня взял.

БЕЛОВОЛЖСКОЕ, ЧЕБОКСАРСКОГО УЕЗДА КАЗАНСКОЙ ГУБЕРНИИ

I. Детские.

1.

Приехали гости,

Проскакали казаки,

Березовы колпаки,

За Еленин двор,

За Осиповнин.

Еленушка отгадай,

Осиповна отгадай,

Который твой?

Мой-ит на повети

В зеленой карете.

Мой-ит на лавки

Точит булавки.

Мой-ит на полице

Делать солоницы.

Мой-ит на дорожке

Торгует горошком,

Мой-ит из-под лазу

Ни едныва глазу.

Поют девчата, нарядившись по-бабьи.

II. Обыденные.

1.

Время снежкам припадать,

Полно, милый, тужить, горевать,

Лучше съездить домой побывать,

Черноброву свою повидать!

Чернобровой моей дома нет,

Во беседе она сидела,

Прибесчестила свою дружка

С дружка волосы сняла,

С кудрей черных шляпу сорвала,

Во солдаты дружка отдала,

После плакать по нем начала,

Вдоль по Питеру гулять пошла,

На почтовый двор зашла

Ямских тройку наняла,

Сто сигнатцы за них отдала

В погоню за ним погнала

Вперед голос подала:

Воротись-ка, мой милый, назад,

Завтра праздничек у нас,

Большой праздник, большой годовой,

У нас праздник, большой годовой,

Воротись-ка, мой милый, домой!

Гуляй, Шашинька, моя;

Теперь воля, Шаша, не моя,

Воля белыва царя,

Это Лександра Николаича.

III. Стихи нищих.

1.

Мати Дево Пречистая,

С небес звезда пресветлая,

Просветила день и ночь

И глухую полночь,

Дала всем нам помощи.

Пошли волхи со немощью

Будить малых младенцев,

Двух лет, полутору,

Христа Бога недыскалися.

Ревел им Сам Исус Христос:

Подите вы, младенчики,

Ко Мне в пресветлый рай;

В раю будете царствовать

Во веки веков Аминь.

При подготовке материала использованы: книга В.Н. Вишневского "Молодежь деревни Шемети. Пермского уезда по ее частушкам", Казань, 1920; сборник В. Магнитского "Песни крестьян села Беловолжского, Чебоксарского уезда, Казанской губернии", 1877; А.М. Путинцев "Частушки-припевки (из села Кубаса, Чистопольского уезда, Казанской губернии)", 1911 год; М. Берг. "Текст и мелодии песен, петых одной крестьянкой из села "Высокая гора" Каз. Губ. Каз. У.", 1909 год; Л.К. Ильинский "Народные песни (частушки) Записанные в Казанской губернии", Казань, 1911 год.

Читайте о событиях столетней давности в специальном Telegram-канале "Поволжье в 1917 году".

XS
SM
MD
LG