Ссылки для упрощенного доступа

Татаро-монгольское иго дошло до Страсбурга


Европейский суд по правам человека коммуницировал жалобу эмигрировавшего в Украину лидера татарского национального движения Рафиса Кашапова. Девять лет назад городской суд Набережных Челнов приговорил его к полутора годам условно за публикацию в интернете статей, "направленных на возбуждение вражды по признаку отношения к национальности и религии". В текстах, опубликованных активистом, осуждалась деятельность РПЦ и ставилось под сомнение существование татаро-монгольского ига на Руси. В подготовленном российскими властями меморандуме сказано, что Кашапов "злоупотребил правом", а его жалоба "является необоснованной". Представляющий интересы Кашапова в Страсбурге глава международной "Агоры" Павел Чиков заявил, что его клиента осудили "за критику федеральных, региональных властей и Русской православной церкви". Рафис Кашапов просит ЕСПЧ взыскать с России в счет компенсации морального вреда 20 тысяч евро.

В апреле 2009 года городской суд Набережных Челнов признал лидера набережночелнинского отделения Татарского общественного центра (ТОЦ) Рафиса Кашапова виновным в "действиях, направленных на возбуждение вражды по признаку отношения к национальности и религии, совершенные публично" (ч.1 ст.282 УК РФ). Суд посчитал, что в шести публикациях, опубликованных в блоге Кашапова на сервисе mail.ru, активист разжигал межнациональную и межрелигиозную рознь.

Все началось с того, что 6 января 2008 года в одном из родильных домов в Набережных Челнах священнослужитель РПЦ окропил палаты, а затем — реанимационное отделение "святой" водой. В конце месяца в блоге Рафиса Кашапова появилась статья "Нет христианизации", в которой резко осуждалось произошедшее в родильном доме. В этой статье выражалось возмущение тем, "поп ходил по палатам, брызгал водой неизвестного качества и крестил младенцев, ввергая в шок их родителей". Через пять дней — 31 января 2008 года — организация "Отечественное духовное наследие" обратилась к президенту Татарстана, в ФСБ, прокуратуру и МВД с жалобой на статью "Нет христианизации". 20 февраля прокуратура Набережных Челнов зарегистрировала это обращение и после проведенной проверки направила материалы в межрайонный следственный отдел СУ СКР по РТ.

Кашапов, справка 2

Рафис Кашапов был арестован в 2014 году и признан виновным в призывах к нарушению территориальной целостности России за посты в соцсетях (о незаконном, по его мнению, присоединении Крыма к России) и возбуждении ненависти либо вражды, а равно унижении человеческого достоинства. Его приговорили к трем годам лишения свободы. Кашапов вышел на свободу 27 декабря 2017 года, отбыв назначенный судом срок в полном объеме. В начале февраля 2018 года, опасаясь политического преследования, Кашапов покинул страну и уехал в Украину.

Седьмого апреля следователи возбудили уголовное дело по ч.1 ст.282 УК РФ в отношении неустановленных лиц. Согласно проведенному психологическому исследованию, содержание статьи "Нет христианизации" способно спровоцировать возбуждение национальной и религиозной вражды.

Следствие решило не останавливаться на достигнутом и вынесло постановление о назначении экспертизы по еще пяти публикациям, размещенным в блоге Рафиса Кашапова — "Тайное завещание Петра I", "Особый путь России", "Обращение генеральному секретарю Организации Исламской Конференции Экмеледдину Ихсаноглу", "В России эпоха нового государственного террора", "64 годовщина депортации карачаевского и балкарского народов". Во всех публикациях также были обнаружены признаки экстремизма.

Восьмого мая 2008 года следствие допросило Рафиса Кашапова в качестве подозреваемого. Он заявил, что решение о публикации статьи "Нет христианизации" было принято на общем собрании набережночелнинского отделения Татарского общественного центра.

Я и мои активисты хотели этим обращением защитить свои национальные и религиозные права. Мы хотели вызвать дискуссию в обществе по поводу неоднократных попыток насильственной христианизации населения России.

— Я и мои активисты хотели этим обращением защитить свои национальные и религиозные права. Мы хотели вызвать дискуссию в обществе по поводу неоднократных попыток насильственной христианизации населения России со стороны официальных лиц РФ. В ряд ущемлений наших прав относится также и то, что по телевидению часто показывают про православие, а о жизни мусульман, исламе умалчивается. Также мы хотели при публикации этой статьи обратиться к властям с просьбой открытия отдельного роддома для мусульман, что также отражено в тексте статьи, высказывался протест в статье против самовольных попыток православных священнослужителей придать религиозный оттенок всем обыденным предметам, которые окружают нас, как то: родники, озера, объекты социального значения, военная техника, вооружение, официальным мероприятиям, праздникам, — сказал на допросе Рафис Кашапов.

На очередном допросе он пояснил, что решения о публикации всех статей принимались совместно на заседаниях ТОЦ, а он был лишь исполнителем. По словам татарского активиста, все статьи были направлены исключительно против российского правительства, его национальной политики, но не против граждан России. Выступая в суде, Рафис Кашапов подчеркнул, что после избрания Владимира Путина президентом страны "началось давление на общественно-политические организации", а "редакторы отказывались публиковать любую информацию о деятельности Татарского общественного центра, мотивируя это тем, что их уволят". В результате этого, говорил Кашапов, у организации остался единственный способ доносить информацию — через интернет.

Рафис Кашапов
Рафис Кашапов

24 апреля городской суд Набережных Челнов признал Кашапова виновным и назначил ему полтора года условно. Суд установил, что Кашапов, публикуя тексты в блог, действовал "умышленно, публично, с целью возбуждения национальной и религиозной ненависти и вражды". Опубликованные статьи, сказано в приговоре, "имеют направленность на нарушение религиозного равноправия, способствуют формированию этнической напряженности и этническим предубеждениям и предрассудкам и могут повлечь возбуждение национальной и религиозной вражды".

"Суд к показаниям подсудимого о том, что целью опубликования вышеуказанных статей в интернете были: зашита прав татар и мусульман, воспрепятствование русскому шовинизму, сохранение татарской национальной самобытности и культуры, разоблачение имперской политики руководства России относится критически, считает, что давая такие показания, им преследуется цель избежать ответственности за содеянное. В ходе судебного разбирательства подсудимым не были представлены какие-либо объективные доказательства, подтверждающие его утверждения о том, что в Российской Федерации нарушаются права татарского народа, происходит уничтожение татарской национальной самобытности и культуры, а также доказательства, свидетельствующие о поддержке правительством русского шовинизма. Также указанные доказательства не содержатся и в размещенных им в интернете статьях. Содержание указанных статей носит характер, искажающий объективную действительность", — указал суд.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Рафис Кашапов: "Я стал тут свободным человеком"

Верховный суд Татарстана оставил приговор без изменений, а кассационную жалобу защитников Кашапова без удовлетворения. Один из адвокатов осужденного — ныне покойный Рустем Валиуллин — в 2010 году подал жалобу в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). По его мнению, власти России в деле Рафиса Кашапова нарушили две статьи Европейской конвенции по правам человека: право на справедливое судебное разбирательство (ст.6) и право на свободу выражения мнения (ст.10). ЕСПЧ коммуницировал жалобу Рафиса Кашапова и обратился к сторонам дела — российским властям и представителю татарского активиста.

Кашапов, справка 1

4 сентября 2009 года суд Набережных Челнов признал экстремистскими указанные тексты в блоге Кашапова. В январе 2010 года городской суд Набережных Челнов признал редактора газеты "Чаллы яшьлэре" ("Молодежь Челнов") Дамира Шайхутдинова виновным в возбуждении ненависти либо вражды, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, и приговорил его к полутора годам лишения свободы условно за публикации в газете текстов статьи "Тайное завещание Петра I" и документов Милли Меджлиса татарского народа.

Уполномоченный России при ЕСПЧ Михаил Гальперин сообщил суду, что жалоба Рафиса Кашапова на предполагаемые нарушения его прав, гарантированных статьями 6, 10 Конвенции, представляет собой злоупотребление правом, запрещенное статьей 17.

Гальперин в меморандуме российских властей напомнил, что ЕСПЧ "неоднократно отмечал, что выражение мнения, которое противоречит ценностям, гарантированным Конвенцией, не подлежит защите в рамках статьи 10 Конвенции, поскольку подпадает под действие статьи 17".

"Власти РФ полагают, что в настоящем деле могут быть применены выводы ЕСПЧ в деле Hizb Ut-Tahrir and others v. Germany, в котором суд согласился с тем, что Федеральный административный суд Германии тщательно проанализировал значительное количество письменных заявлений, опубликованных в журнальных статьях, рекламных листовках и транскриптах публичных выступлений и сделал правильные выводы. На этом основании, руководствуясь ст.17 Конвенции, ЕСПЧ пришел к выводу, что заявителю не может быть предоставлена защита в соответствии с положениями Конвенции", — подчеркнул Михаил Гальперин и напомнил, что российские суды установили, что Рафис Кашапов разместил в блоге статьи "содержание которых способствует формированию этнической напряженности, воинственному этноцентризму, этническим предубеждениям и предрассудкам, и может повлечь возбуждение национальной и религиозной розни".

Павел Чиков
Павел Чиков

Руководитель международной правозащитной группы "Агора" Павел Чиков, готовивший замечания на меморандум российских властей, отметил, что Рафис Кашапов "опровергает" мнение Михаила Гальперина. По словам Чикова, в делах, касающихся права на свободу выражения мнения, к статье 17 Конвенции (запрещение злоупотреблений правами) "следует обращаться лишь тогда, когда отсутствуют сомнения в том, что спорные высказывания преследуют цель лишить эту статью ее истинного назначения, используя право на свободу выражения мнения в целях, явно противоречащих ценностям Конвенции".

"Кашапов утверждает, что его высказывания, за которые он был осужден к условному лишению свободы, не противоречат ценностям Конвенции — не являются подстрекательством к ненависти по отношению к другим национальностям, не являются прямым или косвенным призывом к насилию или оправданием насилия, ненависти или нетерпимости, не оправдывают применение насилия и геноцида в отношении других этнических групп, не создают атмосферу ненависти или насилия, а являются исключительно допустимой критикой в отношении власти, а также представителей РПЦ", — констатировал Павел Чиков.

Руководитель международной "Агоры" напомнил, что в статье "Тайное завещание Петра I", опубликованной в блоге Рафиса Кашапова, отрицается существование татаро-монгольского ига на Руси. В статье говорится, что "другой державной ложью в российской историй, заслуживающей особого внимания и ждущей своего часа окончательного разоблачения, является чудовищный миф о так называемом "татаро-монгольском иге" на Руси".

Мы утверждаем, что уголовное преследование Кашапова имело своей целью добиться прекращения его деятельности в качестве гражданского активиста и общественного деятеля — прежде всего в том, что касается отстаивания принципов светского государства

По словам Павла Чикова, в этом случае "необходимо учитывать несколько факторов". "Рафис Кашапов обращает внимание на то, сколько времени прошло после исторического события "Татаро-монгольское иго", о которых шла речь в высказываниях — это 13-15 век нашей эры, 500 лет назад. Именно поэтому его утверждения имеют только исторический интерес, не затрагивают интересы ныне живущих лиц и не имеют потенциально тяжелых последствий", — подчеркнул Чиков. Он указал, что этот факт позволяет Рафису Кашапову "утверждать, что он никогда не пользовался своей свободой выражения мнения в целях, противоречащих букве и духу Конвенции".

— Мы считаем, что уголовное преследование Кашапова и осуждение за публикацию критического мнения о религиозной и национальной политике властей России и Татарстана, о преследовании мусульман представляло собой вмешательство в его право на свободное выражение своего мнения. Мы утверждаем, что уголовное преследование Кашапова имело своей целью добиться прекращения его деятельности в качестве гражданского активиста и общественного деятеля — прежде всего в том, что касается отстаивания принципов светского государства. Данное обстоятельство подтверждает организация FrontLine Defenders, заявившая о том, что обвинение против Кашапова напрямую связано с его законной и мирной деятельностью в качестве правозащитника, — сказал "Idel.Реалии" Павел Чиков.

По его словам, уголовное дело Кашапова "не преследовало правомерную цель, а являлось наказанием за критику федеральных, региональных властей и РПЦ как религиозной организации, а также демонстрацией со стороны властей, что если он не изменит свое поведение, то он может быть осужден к реальному лишению свободы, что впоследствии и произошло".

Павел Чиков сообщил "Idel.Реалии", что Рафис Кашапов просит ЕСПЧ возместить ему причиненный моральный ущерб, взыскав с российских властей 20 тысяч евро.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Мы говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.

XS
SM
MD
LG