Ссылки для упрощенного доступа

Про Клио, девушку из эскорта


В России участились случаи преследования людей за высказывания на тему истории, в основном речь идет о публикациях в интернете.Особо рискованной для россиян темой является Вторая мировая война и роль СССР в ней — обнаружили авторы доклада, опубликованного на этой неделе после очередной годовщины Победы, Международной правозащитной группой "Агора".

Доклад "Россия против Истории" зафиксировал в России с 2007 года 100 фактов преследования за высказывания на темы истории, 17 из которых — уголовные дела, 18 — административные, остальное — включение книг и интернет-публикаций в Федеральный список экстремистских материалов. Авторы — кандидаты юридических наук Дамир Гайнутдинов и Павел Чиков подчеркивают, что не дают "оценки исторической достоверности и научной обоснованности" взглядов и высказываний, ставших основаниями для полицейского преследования — нет, речь о ставшем обычном в России "вмешательстве государства в свободу выражения в связи с интерпретацией и оценкой исторических событий, а также ограничении доступа к архивам".

…Жила-была девушка симпатичная и хорошего происхождения. Папа — Зевс и мама — богиня памяти Мнемозина назвали дочку Клио, что значит "Дарующая славу", и на семейном совете решили, что быть ей музой истории. Таким образом выросла она шибко умная, а потому печальная: жизнь показала, что с этим родом занятий дарить исключительно славу не получается. Но женихи на завидную невесту зарились, всяко добивались ее благосклонности, а порой старались девушкой попользоваться весьма неделикатно (это мягко говоря).

Не углубляясь, извините за грубый каламбур, в историю, можно отметить, что особых побед на этом поприще добилось современное российское государство. У бедняжки Клио почти отбило память, и бывшая дочь богов успешно перевоспитывается в перспективную девушку из эскорт-услуг…

"Первые системные попытки контролировать культурное пространство под предлогом защиты истории" власть в России стала предпринимать при президенте Дмитрии Медведеве, отмечается в докладе "Агоры". Именно этот "президент-либерал" специальным указом учредил Комиссию по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России. Фальсифицировать историю, наоборот, в интересах России (как понимает эти интересы власть) не запрещено, что и показала история с диссертацией министра культуры Владимира Мединского, легко разобравшегося со сложной проблемой достоверности источников о жизни средневековой Руси: те, где эта жизнь описана не в розовых красках, ну абсолютно недостоверны…

Собрать все книги бы да сжечь

Президент Владимир Путин, отмечается в докладе, тоже не мог не внести вклада в историю как науку: он, в частности, предостерег от "излишней демонизации Сталина". Упоминать в связи с ним миллионы жертв репрессий — это явно излишне, "это один из способов, один из путей атаки на Советский Союз и Россию". В самом деле, кто их считал, эти миллионы!

А теперь уж и точно не сосчитаешь: в 2014-м, напоминает "Агора", "Межведомственная комиссия по защите государственной тайны приняла заключение №2-с "О продлении срока засекречивания сведений, составляющих государственную тайну, засекреченных ВЧК-КГБ в 1917-91 годах", которым срок засекречивания целого ряда документов органов советской госбезопасности был продлен до 2044 года, в результате чего материалы, связанные, к примеру, с массовыми репрессиями, оказались недоступными не только для исследователей, но и для родственников репрессированных. Оспорить это решение в суде не удалось. Таким образом, недоступность исторических документов в сочетании с фактическим запретом на оценку некоторых исторических фактов, преследование историков и публицистов, а также блогеров и гражданских активистов на фоне полной солидарности судов с решениями спецслужб — это тот контекст, в котором живет современная Россия.

Еще более седая старина — тоже то ещё минное поле. Один из первых примеров уголовного наказания за осмысление истории "Агора" нашла в Татарстане: "В апреле 2009 года в Татарстане Набережночелнинский городской суд приговорил по статье 282 УК РФ к полутора годам лишения свободы условно главу Набережночелнинского отделения Татарского общественного центра Рафиса Кашапова. Татарский активист обвинялся в возбуждении вражды и ненависти из-за нескольких публикаций в социальных сетях, в которых он указывал на насильственную христианизацию мусульман, критиковал шовинистическую политику Москвы по отношению к национальным меньшинствам и называл татаро- монгольское иго "чудовищным державным мифом". Впоследствии созданный Кашаповым Татарский общественный центр признали экстремистской организацией, а сам активист после отбытия трехлетнего заключения по приговору за критику нарушения прав крымских татар в присоединенном к России Крыму вынужден был уехать из страны"…

Переломным в борьбе против здравого смысла стал 2014 год. Тогда в УК РФ появилась специальная норма об ответственности за реабилитацию нацизма (статья 354.1), — и вскоре ее стали применять отнюдь не только к явно оскорбительным высказываниям, эксплуатирующим символику Третьего Рейха, но и к рассуждениям о роли СССР во Второй мировой войне и напоминаниям о тесном сотрудничестве сталинского СССР и гитлеровской Германии до 1941-го...

И в 2014-м же заработала в полную силу 20.3 КоАП (пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций…). Если до того времени приходилось доказывать два обстоятельства — наличие пропаганды и факт публичного демонстрирования запрещенного символа, то после изменения диспозиции этой статьи в 2014-м стало достаточного лишь одного из них — на выбор. Так была запущена волна судов "за репосты", в которой рядом с публикующими на своих страничках в интернете нацистские высказывания, оказалось куда больше тех, кто в знак памяти о Великой Отечественной разместил просто фото военного времени.

Широко известна история, происходившая не так давно в Архангельской области: там за пропаганду нацистской атрибутики судили 59-летнего мужчину, который накануне 9 мая в память об обоих своих погибших дедах запостил фото с Парада Победы. Того самого знаменитого фото, где советские солдаты с поверженными фашистскими знаменами, а на них — свастика… Райсуд признал мужчину виновным, но в этом году облсуд его все-таки оправдал…

А в Чебоксарах в этом году развиваются увлекательные события вокруг адвоката Юрия Иванова. Претензии прокуратуры к нему вызвал репост статьи "Вторая мировая. Первые залпы" на сайте "Православие и мир", сделанный почти четыре года назад. Беда в том, что статья о Второй мировой иллюстрирована фотографией — кого бы вы думали? — Гитлера в нацистской форме…И что самое ужасное, там присутствует и карикатура с фигурами Гитлера и Сталина — а как соотносится с требованием не "демонизировать Сталина" напоминание о довоенных отношениях этих вождей?

"Это не про историю..."

"История народа принадлежит царю", — заявил придворный историограф (в девичестве — вождь сентиментализма в русской литературе) Николай Карамзин. "История принадлежит народам" — возразил ему будущий декабрист Никита Муравьев. "История народа принадлежит поэту", — возразил им обоим Александр Пушкин. У нас этот спор троих великих решен силами полиции в пользу первого.

Хотя на самом деле власть в России не впервые старается использовать историю как ценный идеологический ресурс, не стесняясь в средствах. Известно, как в советское время из библиотек и музеев изымались фото и книги прежних блестящих вождей революции, внезапной изъятых из самой жизни; как на опустевшем месте возникала другая — правильная! — фигура, скажем, вместо вождя революции Троцкого вождь революции Сталин…

Известный казанский политолог Сергей Сергеев — по образованию историк и является не только доктором политических наук, но и кандидатом наук исторических. И в обоих этих своих качествах уверенно оценивает нынешнюю кампанию "Россия против истории" так:

— Это не про историю, а про ужесточение режима закручивания гаек. Этот эксперт отмечает, что в ряде случаев "исторический" состав вменяемого гражданам правонарушения выглядит лишь поводом для их преследования. Взять, к примеру, уголовное дело по ст. 354.1 УК РФ "Реабилитация нацизма" (наказание по ней — до трех лет колонии), которое было в прошлом году возбуждено в отношении координатора волгоградского штаба Алексея Навального из-за публикации в интернете фотоколлажа с монументом "Родина-мать" с лицом, испачканным зеленкой…

Но есть, говорит Сергей Сергеев, и впечатление, что порой такие дела заводятся и просто "для выполнения плана, по методике 1937 года":

— Ведь так называемый Большой террор был не только незаконными репрессиями — по-моему, еще страшнее то, что те незаконные репрессии производились на местах просто ради выполнения плана по посадкам и расстрелам, обозначенного круглыми цифрами… А сейчас такое впечатление, что наши правоохранители в основном рассматривают фоточки в соцсетях, не напрягаясь и совмещая приятное с "полезным" — созданием абсурдных уголовных и административных дел. Хорошо бы нынешнему руководству правоохранительных органов обратить на это внимание и дать указание разыскивать все-таки реальных экстремистов, которые, конечно, есть.

В этом смысле стоит задуматься и законодателям.

— В России, например, нет закона о наказании за отрицание Холокоста, — отмечает политолог. — А возможно, следовало бы предусмотреть какие-то санкции и за отрицание сталинских репрессий — а что значит такое отрицание, как не пресловутое "можем повторить"? И это чревато новыми бедствиями.

И уж в любом случае, чтобы дела с "историческими" и "экстремистскими" составами предполагаемых правонарушений не превращались ни в орудие расправы с неугодными, ни в скверный анекдот, заниматься ими должны профессионалы, и притом независимые:

— Это должны быть уникальные, штучные дела, которые может разбирать только очень квалифицированный следователь и очень квалифицированный судья. А не так, чтобы шлепать решения десятками… И требуется еще большой здравый смысл, чтобы отличить научную дискуссию от оскорбления народа.

Примером отсутствия такого ценного качества можно счесть, в частности, упоминаемое в докладе "Агоры" дело Рафиса Кашапова.

— История — всегда разнообразие мнений, ведь как оно точно было в прошлом, мы никогда не узнаем, — констатирует профессор Сергеев. — И когда научная — подчеркиваю, научная, — дискуссия подменяется одной "единственно правильной" установкой, это закрывает очень важные темы. Например, тему коллаборационизма во время Второй мировой войны. Помните, как в прошлом году Минобрнауки России лишило историка Кирилла Александрова докторской степени за диссертацию об армии Власова?.. Но без таких исследований мы никогда не поймем реальную сложность истории своей страны и не застрахуем себя от повторения ее тяжелых страниц! Похоже, когда-нибудь нам придется опять, как в конце 1980-х, раскрывать новые белые пятна отечественной истории…

Однако куда больше в докладе "Агоры" примеров наказания за публикации, которые и дискуссионными-то нельзя назвать, поскольку в них речь идет о давно известных и хорошо задокументированных исторических фактах.

Российский народ искусственно сплачивают, натравляя на "врагов": то на геев, то на "бандеровцев", то на "исказителей истории"

— Существующий российский режим нуждается во врагах — внешних и "внутренних". Российский народ искусственно сплачивают, натравляя на этих "врагов": то на геев, то на "бандеровцев", то на "исказителей истории"… Такой видит причину подобных дел политолог Сергеев.Это и уголовное дело (впоследствии прекращенное за истечением срока давности) завкафедрой отечественной истории Поморского университета Михаила Супруна, трудившегося над составлением "Книги памяти", куда он хотел внести информацию о нескольких тысячах поволжских немцев, выселенных в годы Великой Отечественной в Архангельскую область…И осуждение за "реабилитацию нацизма" пермяка Владимира Лузгина, который перепостил на своей странице "Вконтакте" статьи, где рассказывалось о совместном нападении СССР и фашистской Германии на Польшу в сентябре 1939 года)…И такое же решение суда в отношении Юлии Усач, опубликовавшей советские карикатуры времен войны — ну не могли Кукрыниксы предугадать, что изображенная ими под ногой солдата-освободителя свастика спустя 70 лет благодаря бдительным российским следователям и судьям снова принесет беду в дом жительницы Краснодара… И признание калужанина Ивана Любшина виновным в экстремизме и реабилитации нацизма за, опять же, ретвит кадров совместного парада войск Третьего рейха и Красной армии в Бресте в 1939 году…

"Можно уйти из соцсетей, можно, по старому рецепту, зашить карманы, но и тут что-нибудь придумают", — размышляет он. И высказывает мнение, что ситуация едва ли может измениться "раньше, чем через шесть лет", явно имея в виду срок полномочий нынешнего президента России.

Пессимизм демонстрируют и авторы доклада "Агоры":

"Никаких признаков того, что российские суды, полиция, прокуроры и следователи готовы учитывать и применять на практике международно-признанные принципы свободы исторической дискуссии нет, а потому следует ожидать дальнейшего увеличения числа уголовных дел и административных арестов, а также разрастания списка запрещенной литературы. История становится опасной наукой".

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Мы говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.

XS
SM
MD
LG