Ссылки для упрощенного доступа

Курдский вопрос прояснил политическое будущее Эрдогана


Президентские и парламентские выборы в Турции до конца оставались напряженными. Многочисленные прогнозы указывали на возможную победу Эрдогана лишь во втором туре, в то время как парламент должна была взять оппозиция. Результаты голосования удивили многих. Если Эрдоган смог получить 52% голосов уже в первом туре, то коалиция правящей Партии справедливости и развития и националистов заполучила уверенное большинство в 53%, оставив оппозицию далеко позади.

Главным сюпризом парламентской гонки стало неожиданно хорошее выступление союзников Эрдогана — Партии национального действия (ПНД): вместо ожидаемых 3-5% крайне правые националисты смогли получить 11%. Среди причин столь развительной разницы между прогнозами и реальными успехами националистов — доминирование темы курдского вопроса во время предвыборной гонки. Известно, что многие турецкие националисты были недовольны заигрыванием главной оппозиционной Народной республиканской партии и ее кандидата в президента Мухаррема Индже с курдским электоратом. Вкупе с проблемой терроризма и угрозы создания курдского государства в Сирии недовольство значительного числа правого электората перекочевало в стан сторонников Эрдогана.

Результаты выборов окажут крайне заметное влияние на государственную политику в разрешении курдского вопроса. Во-первых, как показал характер предвыборной кампании, в обществе растет число сторонников именно жестких мер разрешения вопроса, связанного с курдским национализмом в Турции и в регионе. Предлагается, в частности, и дальше проводить военные операции в стране и на границах Турции против элементов террористической организации Рабочая партия Курдистана.

Во-вторых, среди сторонников более жесткого курса в отношении курдского вопроса много представителей сил безопасности, особенно офицеров в вооруженных силах страны. Это важно учитывать, так как, с одной стороны, в кабинет нового правительство должны войти члены крайне правой ПНД, и уже известно, что они намерены получить профильные министерства, МВД и министерство обороны. С другой стороны, учитывая политизацию армии и растущее влияние политических идей среди офицеров среднего уровня, предстоящее правительство будет более склоно прислушиваться к радикально настроенным кругам в армии в вопросе борьбы с РПК.

Курды, даже будучи разделенными по идеологической линии, демонстрируют крайне высокую степень сплоченности и подготовки к проведению политической борьбы

Наконец, как показывают выборы, правящим силами не удастся игнорировать проблему, ведь демографически курдское меньшинство набирает влияние: как правило, курдские семьи имеют в среднем больше детей, чем этнические турки. С другой стороны, курды, даже будучи разделенными по идеологической линии, демонстрируют крайне высокую степень сплоченности и подготовки к проведению политической борьбы. Курдская Партия демократии народов, даже несмотря на аресты многих ее членов за последние 4 года и попытки государственной бюрократии ограничить деятельность партии на местах, в очередной раз смогла преодолеть избирательный порог, став третьей крупнейшей партией Турции по количеству голосов.

Решение курдского вопроса важно не только для внутриполитической стабильности в Турции как таковой. Долгое время именно курдский вопрос, в т.ч. борьба Анкары с Рабочей партией Курдистана осложняла отношения Турции с Западом. Так, для ЕС борьба с терроризмом РПК должна начинаться положительными мерами в области прав и свобод человека, другими словами, если курдское меньшинство почувствует себя гражданами страны, то оно не будет мотивированы поддерживать террористов. Анкара парирует тем, что без обеспечения безопасности невозможно инвестировать в отсталые региона востока страны, где проживают курды. Экономическая отсталость, в свою очередь, — делает любые позитивные меры в политической области бессмысленными.

Отношения с Западом обременены и тем, что и ЕС, и США по-разному относятся к деятельности РПК вне Турции. Несмотря на то, что и Брюссель, и Вашингтон считают РПК террористической организацией, активисты РПК зачастую устраивают демонстрации в европейских городах, где проживает курдская диаспора, кроме этого, активистам организации удается вести сбор средств и вербовку новых членов. В то же время США тесно сотрудничают в Сирии с местным филиалом РПК — Партии демократического союза. Более того, сотрудничество включает передачу некоторых видов вооружений. Анкара уже какой год пытается объяснить американским коллегам, что переданное ими оружие рано или поздно будет использовано против турецких солдат.

Наконец, именно курдский вопрос и угроза создания курдского государства заставляет Анкару вести диалог с Ираком и Ираном. Угроза дестабилизации южных границ и проникновение из Сирии закаленных многолетними боями бойцов РПК заставляет Анкару всё чаще задумываться о необходимости начать ограниченный диалог с Дамаском: ведь именно сирийское правительство может быть реальным партнером против сотрудничества США и сирийских курдов РПК.

В период с 2009-2013 годов команда Эрдогана пыталась решить курдский вопрос на основе создания позитивной повестки. Идея заключалась в переосмыслении принципа гражданства курдов и турков: власти пытались продвинуть некую новую идентичность, основанную на исламской солидарности между турками и курдами, мол, как мусульмане они должны жить в мире и добрососедстве. Кроме того, власти пытались вести диалог с курдским меньшинством через местных религиозных деятелей, интеллегенцию и шейхов племен, тем самым пытаясь лишить РПК легитимности как одной из самых популярных политических сил среди курдов. Все попытки, однако, потерпели поражение с ростом нестабильности в Сирии, где РПК начала набирать влияние на местах, заполучив возможность построить свое квази-государство на обломках сирийского.

Вероятность возвращения к мирному и политическому диалогу сегодня крайне низка. Результаты выборов показывают, что правительство будет склонно к занятию более жесткой позиции в курдском вопросе. С одной стороны, Эрдоган в условиях новой системы усилит контроль за государственным аппаратом, в том числе, силами безопасности, с другой стороны, правящая партия должна будет прислушиваться к крайне правым националистам, благодаря которым Эрдоган будет контролировать и парламент. Все эти факторы указывают на то, что предстоящие пять лет курдский вопрос будет оставаться острой проблемой и источником политической нестабильности.

Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен. Мы говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.

XS
SM
MD
LG