Ссылки для упрощенного доступа

"Не подвести Хамитова"


Конференция "Единой России" в Башкортостане
Конференция "Единой России" в Башкортостане

Выдвинутые башкирскими "единороссами" на минувших выходных списки кандидатов в депутаты Госсобрания не принесли никаких сенсаций. Результаты выдвижения практически стопроцентно совпали с итогами праймериз, которое региональное отделение "ЕР" провело 3 июня. Общереспубликанский партийный список возглавили глава региона Рустэм Хамитов, паралимпийская чемпионка Оксана Савченко и мэр Уфы Ирек Ялалов.

— Мы не имеем морального права подвести ни главу республики Рустэма Хамитова, ни партию, — напутствовал однопартийцев секретарь регионального отделения "ЕР", многолетний спикер Госсобрания Константин Толкачев.

При этом будущая судьба самого Константина Толкачева, возглавлявшего республиканский парламент с 1999 года, остается пока неясной. В июне издание "Про Уфу" сообщило, что кресло Толкачева может занять бывший руководитель управления Росгвардии по региону Вячеслав Андреев. Однако позднее источники газеты "Коммерсант — Башкортостан" опровергли это предположение. Сам бывший спикер традиционно баллотируется в Госсобрание на северо-западе республики, будучи первым номером в Буйской региональной группе № 55.

Неясным остается и политическое будущее включенного в первую тройку партсписка единороссов мэра Уфы Ирека Ялалова. Все предположения на этот счет сводятся к трем вариантам: главу администрации Уфы "вышибают наверх" — в Совет Федерации, делают новым спикером Госсобрания или же оставляют в кресле мэра столицы, поблагодарив за исполненную на выборах роль дополнительного паровоза.

Всего "единороссы" выдвинули в республиканский парламент по партсписку 168 человек, полностью закрыв все 55 региональных групп. Кандидаты "партии власти" выдвинулись также во всех 55 одномандатных округах.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Башкирское "Яблоко" выдвинуло кандидатом в Госсобрание известного юриста Виталия Буркина

Как и прежде, кандидатский корпус "ЕР" на нынешних выборах представляет собой в основном выходцев из региональной политической, партийной и административной элиты, либо руководящий состав республиканских предприятий.

Так, в выборах участвуют 47 "единороссов", которые были депутатами Госсобрания прошлого созыва. Помимо них, в парламент хотят пройти вице-премьер регионального правительства Николай Хорошилов, министр финансов республики Рида Субхангулова, министр ЖКХ Сергей Афонин, министр молодежной политики и спорта Андрей Иванюта, первый замминистра по промышленности и инновационной политике Халил Рахимов, экс-министр образования, президент республиканской Академии наук Альфис Гаязов. Директорский корпус в кандидатских списках представляют гендиректор международного аэропорта "Уфа" Александр Андреев, директор по связям с общественностью "Башкирской содовой компании" Сергей Лобастов, руководитель МУП "Уфаводоканал" Ильяс Гильмутдинов, управляющий директор "Уфимского моторостроительного производственного объединения" Евгений Семивеличенко, гендиректор ЗАО "Финансово-строительная компания "Архстройинвестиции" Вячеслав Андреев, ранее занимавший пост руководителя управления Росгвардии по республике.

О качественном составе нынешнего кандидатского корпуса башкирских "единороссов”"и возникших у "партии власти" проблемах при его формировании корреспондент "Idel.Реалии" поговорил с политологом Дмитрием Михайличенко.

Дмитрий Михайличенко
Дмитрий Михайличенко

—​ Удалось ли башкирским "единороссам" декларировавшееся ими "обновление" кандидатского корпуса? Если да, то в чем оно выразилось?

— В целом, думаю, существенное обновление кандидатского и, в будущем, депутатского корпуса произошло. Правда, если об обновлении говорить, как об омоложении, то оно было явно недостаточным. В праймериз участвовало большое количество молодежи — около трети всего состава претендентов в кандидаты, но победителей предварительного голосования среди представителей молодого поколения оказалось крайне мало. Все же некоторые "молодогвардейцы" и другие активные молодые единороссы в партийных списках присутствуют.

Если же отталкиваться от того, что в целом этот корпус поменяется, то да, он меняется значительно. Конечно, партийное руководство прилагало усилия к некоему обновлению. Было очевидным для всех, что целый ряд персон в прошлом созыве явно тяготился своим депутатским значком. Все помнят, как они спали на заседаниях или сидели в соцсетях.

Видео —​ "Депутаты спят на заседании"

—​ У каких групп республиканской элиты сейчас наблюдается реальная заинтересованность в прохождении в Госсобрание?

— Дело в том, что республиканский парламент, по сути, давно уже превратился в низший дивизион региональной власти, в котором пребывают отставники, пенсионеры и тому подобные персоны. Вот и сейчас мы видим, что туда уходит целая группа бывших хамитовских министров. В целом же привлекательность мандата депутата Курултая падает — по моему впечатлению, сейчас республиканские элиты уже не так сильно стремятся попасть в Госсобрание. Например, крупные предприниматели не хотят, обладая таким мандатом, получать имиджевые издержки, не желают заполнять обязательные декларации о недвижимости, счетах за рубежом и тому подобное.

Заинтересованность в том, чтобы стать депутатом сохраняется у тех, у кого есть какие-то политические амбиции — у тех же молодогвардейцев, которые пытаются сделать карьеру в партии, у группы партийных аппаратчиков. У многих из них нет таких финансовых ресурсов, как у депутатов — "мешков с деньгами" в пятом созыве Курултая, но они либо возглавляют партийные машины, либо руководят какими-то общественными организациями, то есть, в их распоряжении есть определенные людские, организационные ресурсы.

—​ Раньше, в рахимовские времена в Госсобрание шли также не из-за преференций для своего бизнеса и не ради партийной карьеры, а просто "по приказу" из региональной администрации. Заметна ли в нынешних списках "единороссов" такая категория кандидатов?

— Безусловно, и такие люди в списке есть, но, в целом сейчас подбор таких людей происходит сложнее. У них ведь тоже нет особых ресурсов, финансовых, прежде всего. А партийное финансирование в местной "Единой России" сейчас далеко не такое обильное, как, например, на выборах в Госсобрание в 2013 году. Перед избирательным штабом "ЕР" встала на этих выборах задача — найти таких людей, которые могут, хотят быть депутатами, и у них есть собственные ресурсы. Но с такими кандидатами в республике — дефицит.

—​ Что еще заметно —​ раньше "партия власти" часто выдвигала кандидатами не только собственных членов и сторонников, но и людей, никак формально с ней не связанных, но с которыми были негласно заключены определенные договоренности. Сейчас на выборах таких нет —​ да и вообще самовыдвиженцев последние годы становится все меньше и меньше. Чем можно это объяснить?

— Это объяснить довольно просто — все последние годы "единороссы" активно занимались расширением своей базы – нагоняли численность членов партии, как на социалистическом соревновании, ставили себе задачу достичь численности регионального отделения в 100 тысяч человек. Других людей они вербовали и записывали в сторонники. В итоге они выбрали всю активную базу, прибрали к себе очень многих людей с мало-мальским статусом. Независимых людей практически не осталось; пускать на выборы в таком статусе больше некого.

—​ Можно ли сейчас сделать прогноз — сколько мандатов получат единороссы по официальным итогам выборов?

— По данным социологических опросов, "Единая Россия" все же должна немного сократить свое присутствие в Госсобрании. Их целенаправленно потеснят ради некоторых других партий, поскольку власти важно сохранить иллюзию многопартийности республиканского парламента. Можно предположить, что несколько расширят свое представительство коммунисты, будут также единично представлены ЛДПР, местные "зеленые", "Патриоты России", и впервые в Курултае окажутся "справороссы", у которых сейчас сложились нормальные отношения с Башкирским Белым домом. Но доминирование единороссов и в новом созыве Госсобрания безусловно сохранится.

Замечу также, что результаты выборов по партспискам зависят еще и от конечной явки избирателей. По данным соцопросов, примерно 50% избирателей республики сейчас не выражают желания прийти на эти выборы. А власти не смогут провести такую же мощную административную и пиар-мобилизацию, как на недавних президентских выборах. Поэтому явка в сентябре будет довольно низкой, особенно, в городах.

Впрочем, полномасштабную мобилизацию своих сторонников вряд ли сможет провести и оппозиция. Здесь есть вопросы — например, насколько интенсивно будут проводить кампанию коммунисты, будут ли они активно поднимать такие злободневные темы, как пенсионная реформа, рост цен на бензин, повышение НДС и так далее.

—​ Очевидно, что сейчас "Единая Россия" как раз пытается как-то купировать негативный эффект от этого —​ не смея ни малейшим образом критиковать предлагаемую пенсионную реформу, она объявляет, что начинает сбор предложений от населения по этой проблеме.

— Ясно, что все это идет от администрации президента — там опасаются, что произойдет очень сильное падение рейтинга "ЕР" как раз перед сентябрьскими выборами в регионах. Очевидно, что первые глашатаи пенсионной реформы уже сильно себя дискредитировали, выступив в ее защиту. Вот власть и пытается размазать эту тему тонким слоем "общественного обсуждения", делает намеки, что что-то может быть отыграно назад. И, действительно, скорее всего, что-то в этой реформе они назад отыграют, смягчат наиболее болезненные нормы законопроекта, но в целом пенсионную реформу, конечно же. примут, и НДС тоже все равно повысят.

—​ Возвращаясь к кандидатским спискам "единороссов" —​ как такой их состав обусловит деятельность следующего созыва Госсобрания?

— Все количественные и персональные изменения в списках не поменяют качественно политику "единороссов". Конфигурация республиканской власти просто не позволяет на это рассчитывать. Фракция "Единой России", которая будет доминировать и в следующем созыве Курултая, поддержит все, что будет исходить от власти, от федерального центра и башкирского Белого дома. Единственное положительное, что смогут сделать некоторые новые депутаты, прежде всего, те, кто работал ранее в правительстве, — это чуть грамотнее рецензировать спускаемые им законопроекты. Но и только. Последнее слово в нынешней иерархичной системе по-прежнему остается за исполнительной властью.

Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен. Мы говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.

XS
SM
MD
LG