Ссылки для упрощенного доступа

Эхо ВФТМ: молодёжь зажата, а властная элита Татарстана — в коматозном состоянии


Неделю назад завершился восьмой съезд Всемирного форума татарской молодежи (ВФТМ). Он прошёл, в целом, в привычном формате — однако в этом году всё же имелись свои особенности. Эти особенности, а также дух самого форума, его "внутренняя кухня" качественно отличают ВФТМ от остальных мероприятий, к которым так или иначе причастен Всемирный конгресс татар. Реальность такова, что проводимый раз в два года съезд Всемирного форума татарской молодежи остаётся, пожалуй, единственным мероприятием из числа периодически проводимых ВКТ, которое пытается сохранить внутреннюю динамику.

ПЕРВЫХ ЛИЦ НЕ БЫЛО. И СЛАВНО

На прошедшем форуме впервые за его 14-летнюю историю (первый форум прошел в 2004 году) не было высокопоставленных лиц — ни президента республики, который обычно посещает пленарное заседание (официозную часть съезда), проходящее в ГТРК "Корстон", не было даже бюрократов в ранге министров татарстанского правительства. А ведь раньше всё было с точностью до наоборот. Если во времена форумов конца нулевых присутствовали министр культуры, министр по делам молодежи и спорта, председатель Госсовета Фарид Мухаметшин, то в последние годы неизменным гостем всегда было первое лицо Татарстана. На этот же раз всё ограничилось уровнем заместителей министра новобразованного министерства по делам молодежи и министерства культуры РТ. Официально это объяснили тем, что вся республиканская бюрократия и, в первую очередь, президент Татарстана находятся в отпусках, которые заканчивались аккурат к окончанию форума — 7 августа.

Молодежь "зажата" в те рамки поведения, формирования коллективного сознания, которые им диктуют общество и государство

Это в чем-то даже пошло на пользу самому форуму, который благодаря отсутствию первых лиц прошел в более демократичной форме — без металлоискателей, полицейских и двухметровых охранников — ныне неизменного атрибута любого крупного мероприятия с участием первых лиц. Потому любой желающий мог пройти на пленарную часть, где и были основные выступления.

ЗАЖАТАЯ МОЛОДЁЖЬ

Принято считать, что современная молодёжь якобы довольно слабо интересуется происходящими вокруг нее политическими событиями и процессами. Однако, как показал данный форум, это далеко не так. Правильнее будет сказать, что молодёжь "зажата" в те рамки поведения, формирования коллективного сознания, которые им диктуют общество и государство. Но когда молодым людям даётся возможность высказать свой взгляд на происходящее вокруг, поделиться своим видением будущего родной татарской нации, страны, в которой они живут, эта аполитичность улетучивается. И эта зажатость и стереотипное мышление общества, до сих пор живущего по принципу "говорить, обсуждать некогда и незачем, надо дело делать", "если много и красиво говорит — значит, балабол", "если ты такой умный, чё тогда такой бедный", иногда, кажется, делают свое дело — люди попросту стесняются мыслить, высказывать свое суждение. А ведь без этого невозможно решить ни одну из существующих проблем не только татарской нации, но и любого общества или государства в целом. Подобный подход, безусловно, надо менять.

Из-за отсутствия критического осмысления происходящего, стремления понять, куда нам всем идти и что делать, наблюдается некий кризис идеи по стратегии дальнейшего развития татарских общественных организаций. Об этом, кстати говоря, упоминали многие делегаты форума — как в кулуарных беседах, так и в своих выступлениях.

Главный вывод из внутренней дискуссии на форуме заключается в том, что основной упор на нынешнем этапе следует делать на двух позициях — на просветительстве, пропаганде исторической памяти, которая во многом и формирует общее самосознание, и на сохранении родного языка. В этой связи съезд ВФТМ принял специальное обращение к министерству просвещения России.

Было предложено, в частности, уменьшить необходимое число учеников для формирования групп по изучению родных языков с воcьми до пяти. Также на форуме речь шла об организации сдачи всероссийских проверочных работ (ВПР) на родных языках, о разработке федеральной концепции развития национальных школ — коих осталось совсем мало. Нельзя забывать и о том, что ВФТМ активно выражала свою позицию в период языковых баталий [когда активисты, как могли, пытались отстоять государственный статус татарского языка] — в отличие, кстати, от самого ВКТ, который за исключением сделанного еще осенью 2017 года заявления, по большей части, попросту отмалчивался — а ведь именно этот вопрос сейчас ключевой.

Властная элита Татарстана морально сломана и продолжает пребывать в каком-то коматозном состоянии

В резолюцию съезда форума также было внесено предложение о необходимости учреждения экспертного Совета при общетатарской национальной организации "Милли Шуро". Необходимость данного Совета обусловлена прежде всего тем, что, как показали события последних десяти лет, не только татары, но и все народы РФ слабо представляют себе те политические, демографические тенденции, которые идут внутри страны и которые оказывают самое прямое влияние на будущее этих народов. А без понимания этих процессов, без осознания того, куда мы все в итоге придём, нельзя вести речь о том, что у нас у всех есть будущее. Будущее есть только у тех, кто пытается понять, каким оно будет через 20-50 лет, и кто заранее готовит план действий, чтобы это будущее протекало в благоприятном для них варианте. Пока понимания этого нет даже у властной элиты Татарстана, которая, в первую очередь, ответственна за будущее татарской нации — она морально сломана и продолжает пребывать в каком-то коматозном состоянии.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Элита Татарстана. Как устроена "Корпорация Татарстан"

ЭКСКУРСОВОДЫ НЕ В ТЕМЕ

Для участников форума были организованы экскурсии по Старо-Татарской слободе Казани и в Булгары. Они показали, что в Татарстане, несмотря на постоянно генерируемый турпоток, существует проблема недостаточной квалификации экскурсоводов, которые обслуживают туристов, и их элементарных познаний в истории РТ. Особенно эта проблема актуальна для Казани.

Насильственной христианизации в Поволжье никогда не было

Так, оказывается, среди гидов-экскурсоводов в татарстанской столице имеются люди, которые, рассказывая об истории Старо-Татарской слободы, утверждают, что "насильственной христианизации в Поволжье никогда не было". После услышанного многие делегаты испытали серьезный шок, ведь любой мало-мальски знакомый с историей нашего региона человек прекрасно знает о трагических последствиях этого явления. Это еще раз подчёркивает тот момент, что, постоянно говорящие о развитии туризма соответствующие государственные комитеты невольно или, может, даже намеренно не проводят серьезного теста при выдаче сертификата этим экскурсоводам, ведь они все работают именно после аккредитации соответствующими структурами. И такие люди потом, в том числе, формируют имидж казанцев.

И О ЗАБАВНОМ

Татарская молодежь, несмотря на влияние ассимиляционных процессов, оказывается, вовсе не чужда татарской культуре. Даже молодые ребята, приехавшие из далеких регионов и слабо владеющие родным языком — в силу понятных всем причин, тем не менее, неплохо оказались знакомы с татарскими песнями и танцами. Это вселяет некую надежду: даже если мы потеряем свой язык, то чувство единения и принадлежности ко второй по численности этнонации в России позволит нашему молодому поколению пережить эти непростые времена.

Даже если мы потеряем свой язык, то чувство единения и принадлежности ко второй по численности этнонации в России позволит нашему молодому поколению пережить эти непростые времена

Также довольно интересно было наблюдать со стороны за тем, как коменданты общежитий Деревни Универсиады несколько дней носились за молодёжью, ссылаясь на якобы жалобы остальных жильцов (а ведь в летнее время основная часть кампусов Деревни пустует), не позволяя им петь песни и танцевать даже вдалеке от самих корпусов. Учитывая события последнего года, связанные с вытеснением татарского языка, и воспоминания казанцев о том, как всего лишь 30-40 лет назад шовинистически настроенные индивидуумы за разговоры на татарском языке в общественном транспорте поднимали скандал, такого рода хождения комендантов Деревни Универсиады приобретали весьма неоднозначный характер.

Ну, а самая главная проблема Всемирного форума татарской молодежи, которую необходимо решить — это ограниченность его влияния за пределами Казани. Прямая деятельность форума не сильно распространяется даже внутри Татарстана, не говоря уже о других регионах компактного проживания татар. Этот вопрос весьма сложен, и связан он со множеством факторов, не всегда зависящих от самой организации. Тут нет однозначного рецепта, однако решать этот вопрос надо. И главное здесь — это создание единой и устойчивой структуры молодёжного объединения. Для начала хотя бы внутри самого Татарстана.

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", может не совпадать с позицией редакции.

Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен. Мы говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.

XS
SM
MD
LG