Ссылки для упрощенного доступа

В десятую годовщину "смерти Шаймиева" власти Татарстана решили создать кладбище для выдающихся деятелей


Итак, некий выдающийся деятель готов думать об этом.

Не о смерти, конечно: у деятелей, привыкших, что они — выдающиеся, мысль о собственном конце существует в парадигме "если я умру" (финны шутят, что этими словами начиналось завещание Урхо Кекконена; этот лучший капиталистический друг СССР правил Финляндией четыре срока подряд — 25 лет, а после пожизненно оставил за собой президентскую резиденцию)... Не о смерти, но о памяти по себе, достойной выдающегося деятеля.

Мы, конечно, не знаем, мысль о каком именно выдающемся деятеле стала причиной некоего распоряжения кабмина Татарстана от 14 августа (среди опубликованных на портале правительства распоряжений именно это отсутствует). Однако этот невидимый акт повлек за собой вполне практические последствия. 10 сентября на федеральном портале госзакупок появилось объявление: Главное инвестиционно-строительное управление РТ проводит открытый конкурс за право освоить 2 млн рублей по заказу "Выполнение инженерных изысканий, разработка проектной и рабочей документации с получением всех необходимых согласований... по объекту: "Мемориальный сквер по ул.Н.Ершова в г.Казани".

Такое название, пожалуй, никого в Казани — столице вновь благоустраиваемых и заново переблагоустраиваемых парков и скверов — сильно не впечатлило бы. Если бы в техзадании назначение этого объекта в самом центре столицы Татарстана не конкретизировалось:

"Мемориальный сквер предназначен для погребения выдающихся деятелей, внесших значительный вклад в развитие Республики Татарстан, увековечения их памяти и оказания ритуальных услуг... является общественным местом захоронения и прощания с умершими гражданами вне зависимости от вероисповедания".

В свой черед пресс-служба мэрии Казани разъяснила, что указанный Мемориальный сквер разместится у стены исторического Арского кладбища, но снаружи её — вдоль улицы Николая Ершова. И что территория "сквера" рассчитана на 600 выдающихся деятелей.

кладбище без интернета? а как тогда оперативно похвастаться во всемирной сети селфи рядом с выдающимся деятелем, к которому при жизни не подпустила бы охрана?!

Согласно техзаданию, на каждого деятеля будет приходиться 2,2х2,5 метра земли. А для тех, кто будет прибывать сюда своими ногами, предусмотрены места отдыха, освещение, видеонаблюдение, туалеты и Wi-Fi (кладбище без интернета? а как тогда оперативно похвастаться во всемирной сети селфи рядом с выдающимся деятелем, к которому при жизни не подпустила бы охрана?!).

Техзаданием предусмотрены и "мероприятия по охране окружающей среды". Они, вполне в духе времени, будут заключаться в "сокращении санитарно-защитной зоны мест захоронения с учетом существующей застройки". То есть для охраны окружающей среды в условиях появления в центре города дополнительного гектара новых могил — будут вырублены старые деревья и радикально урезана зеленая зона, которые сейчас отделяют Арское кладбище от одной из центральных улиц Казани.

И — строжайшее условие! — "при проектировании здания учесть ограничения ПЗО (Проект зон охраны — Idel.Реалии) Кремля... Тут госзаказчик проявил уместную предусмотрительность, представив, что по такому выдающемуся случаю проектировщики вполне способны забабахать мавзолей такого размера, что он с расстояния 4 км визуально покроет собой Казанский Кремль, как бык овцу...

...Издавна любимой идеей народов было убеждение, что если равенства всех в жизни не бывает, то в смерти не бывает неравенства. "Перед Богом все равны", "Помрешь — ничего с собой не возьмешь" — говорили и бедные, и богатые/знаменитые и шли навещать своих покойников на одно кладбище.

Изменения внесла революция 1917-го. Тогда в Казани впервые появился некрополь нового типа под названием Аллея Славы. Он, во-первых, был вне кладбищенских стен — прямо в сердце нынешнего парка Горького, во-вторых, не конфессиональный, а для героев и жертв гражданской войны. В 1930-е там были похоронены несколько деятелей татарской культуры... Словом, эту Аллею вполне можно считать предвестницей будущего Мемориального сквера.

Последним человеком, похороненным здесь в 1957-м (если не считать братского захоронения в 1997-м неизвестных останков, найденных в ходе земляных работ в Казанском кремле) долгое время оставался доцент Казанской партшколы, сохранившийся в памяти (не столько народной, сколько Гугла) разве что кандидатской диссертацией на тему "МТС — составная часть Сталинской теории коллективизации сельского хозяйства". Так вырождается идея специального некрополя для выдающихся...

Затем в обществе окончательно, казалось, возобладали прежние представления, что вне кладбищ хоронить всё-таки не следует, раз уж исстари за ограду погоста помещали лишь людей, поставивших себя вне общины и законов религии. Но в конце 2013-го в парке Горького вновь появилась свежая могила.

Многие полагали, что это вычурное надгробие с именем Ирека Минниханова — старшего сына президента Татарстана, погибшего в катастрофе боинга авиакомпании "Татарстан", — лишь кенотаф, а похоронен он всё-таки на кладбище — например, на малой родине отца, рядом с дедом... Однако теперь ясно, что Аллея Славы — действительное место захоронения президентского сына.

Особым людям — особые отношения с Вечным. Если в Москве на Пасху — главный праздник православных — в главный собор Христа Спасителя пускают только особо проверенных граждан (чтобы посторонние верующие, упаси Боже, не помешали бы как-нибудь стоящему со свечкой Владимиру Путину), то и в Казани в нынешний Курбан-байрам можно было увидеть особую мечеть для начальства. Увидеть, само собой, только снаружи и с безопасного расстояния. На первый праздничный намаз в мечети "Ирек" в элитном "поселке нефтяников" в центре Казани пускали через полицейский заслон только специально приглашенных. И приглашенные не прогадали: после намаза к ним явились во плоти президент Рустам Минниханов и казанский мэр Ильсур Метшин...

Но вернемся, однако, к будущему Мемориальному скверу. Любопытно, что мысль о необходимости устроить, наконец, официальную и особую территорию для упокоения выдающихся деятелей Татарстана реализовалась почти ровно в десятую годовщину одного потрясения в жизни республики. Ведь это 12 сентября 2008-го Ирек Муртазин — бывший пресс-секретарь Минтимера Шаймиева написал в своем блоге злополучное: "На 73-м году жизни во время отдыха в Турции (в Кемере) скоропостижно скончался Минтимер Шарипович Шаймиев"...

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", может не совпадать с позицией редакции.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.

XS
SM
MD
LG