Ссылки для упрощенного доступа

Тестовый режим: КФУ организовал "ЕГЭ" для собственных преподавателей


Управление Казанским федеральным университетом всё больше становится похожим на управление татарстанскими школами. И в университете, и в школах наблюдаются сходные бюрократизация и авторитарные практики руководства. Кроме того, как школьных учителей в Татарстане принуждали сдавать ЕГЭ, так и преподавателей КФУ в настоящее время обязывают проходить проверку их знаний.

Распоряжением первого проректора КФУ Рияза Минзарипова с 15 октября по 5 декабря 2018 года проводится тестирование профессорско-преподавательского состава. Преподаватели проходят тестирование в своих областях в компьютерных классах по спискам, составленным руководителями структурных подразделений.

Распоряжение проректора Минзарипова начинается словами: "Во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 27 ноября 2014 г. № 2748 (подпункт "а" пункта 2) и с целью повышения качества образовательного процесса КФУ".

Независимая оценка качества образования в КФУ обернулась унизительной проверкой знаний преподавателей

Между тем этот подпункт президентского поручения четырёхлетней давности сформулирован следующим образом: "Правительству Российской Федерации совместно с Общероссийской общественной организацией "Российский Союз ректоров" организовать внедрение в деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, и их учредителей независимой оценки качества образования". Независимая оценка качества образования в КФУ обернулась унизительной проверкой знаний преподавателей.

Бюрократический абсурд и унижение заключаются ещё и в тестируемых дисциплинах. Например, для заведующего кафедрой национальных и глобальных медиа Васила Загитовича Гарифуллина и других преподавателей кафедры в качестве тестируемой дисциплины указан "русский язык". Та же дисциплина указана для преподавателей кафедры телепроизводства и цифровых коммуникаций.

Преподаватели Казанского федерального университета возмущены таким отношением к ним, однако большинство подчиняется указанию руководителей институтов: "все должны пройти тестирование". Тестирование не проходит лишь само руководство — в списках нет директоров институтов, их заместителей, руководителей "высших школ". Нет там, например, ни директора Института социально-философских наук и массовых коммуникаций Михаила Щелкунова, ни директора Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций Леонида Толчинского, ни проректора и по совместительству заведующего кафедрой общей и этнической социологии Рияза Минзарипова — хотя преподаванием они, если судить по их личным страницам на сайте КФУ, занимаются.

КФУ в настоящее время — образовательная корпорация, основная цель руководства которой не образование и развитие науки

Сходство методов управления в татарстанских школах и в КФУ не удивляет. Трудно ожидать чего-то другого от "вертикали власти", которой подчинены и учителя, и преподаватели. После превращения КГУ в КФУ и назначения ректора премьер-министром России Казанский университет почти полностью утратил черты университета, основанного на автономии, самоуправлении, свободе мысли и творчества. КФУ в настоящее время — образовательная корпорация, основная цель руководства которой не образование и развитие науки, а привлечение и освоение средств, демонстрация выполнения указов президента России и повышение места КФУ в рейтингах.

Островками прежнего Казанского университета являются те немногие преподаватели, которые отказываются подчиняться абсурдным требованиям руководства. В частности — требованиям тестирования их знаний. Именно в этих фрагментах прежнего университета ещё развивается наука и сохраняется образование.

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", может не совпадать с позицией редакции.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.

XS
SM
MD
LG