Ссылки для упрощенного доступа

"Токсичная" косичка. Производство популярной закуски вызвало экологические проблемы в Нурлате


Нарушитель на месте несанкционированного слива. Снимок с фотоловушки предоставила госинспектор Ригина Рафагетдинова
Нарушитель на месте несанкционированного слива. Снимок с фотоловушки предоставила госинспектор Ригина Рафагетдинова

В начале декабря инспекторы Юго-Восточного территориального управления министерства экологии и природных ресурсов РТ задержали в Нурлате еще одного молочника, сливавшего отходы на рельеф местности. Это уже второй случай за последние полгода. Как говорят экологи, из пяти известных им мелких сыроделов в данном муниципальном районе ни у одного нет документов об утилизации производственных стоков.

Альберт Маликов, начальник Юго-Восточного теруправления Минэкологии РТ, рассказал "Idel.Реалии", что к ним поступила жалоба о сливе отходов в речку Тарн-Варн (приток Большого Черемшана):

— Мы туда выехали, посмотрели: да, действительно следы есть. Отобрали пробы почвы и воды. Вода оказалась токсичная. Отход, который сливали, оказался 4 класса опасности.

После этого, по словам Маликова, сотрудники теруправления установили на месте фотоловушки. Те засняли приезды машин.

В выходные инспекторы дежурили на месте круглосуточно, и им удалось задержать нарушителя с поличным. Сотрудники ГИБДД поставили машину на штраф-стоянку. Теруправление возбудило административное дело.

В детали произошедшего нас посвятила Ригина Рафагетдинова, государственный инспектор РТ в области охраны окружающей среды теруправления.

Отходы молокопереработки, как она объяснила, сливали в нескольких местах. Одно из них — прибрежная защитная полоса реки Тарн-Варн между микрорайоном Курмыш и деревней Тарн-Варн — буквально в одном метре от уреза воды. Здесь анализы проб почвы и воды в месте слива показали 4 класс опасности.

Второе место слива — в 150 метрах юго-западнее улицы Ипподромная. Именно здесь в воскресенье задержали автомобиль УАЗ с цистерной во время сброса отходов. Он, по словам Рафагетдиновой, принадлежит СПССК "Восток".

— Анализы сточной воды подтвердили, что действительно в цистерне вода токсичная, 3 класса опасности, — говорит инспектор. — Для того чтобы сделать ее нетоксичной, необходимо ее разбавить еще 132 такими же цистернами чистой воды, а чтобы сделать её безопасной — еще 476. Это — к тому, что когда мы говорим о молочном производстве, редко кто, включая и самих молочников, представляют "тяжесть" такого производства.

Из одной тонны молока при переработке извлекают 10% сухого вещества, — продолжает эколог. — Сыворотку отдают обратно фермерам на откорм животных. А сточная вода образуется от рассолов, мытья и обработки технологических емкостей. Она содержит соль (хлориды), моющие вещества (фосфаты), сыворотку, остатки молока, животный жир. Все это имеет нестабильный химический состав, который, контактируя с кислородом, под воздействием температуры быстро меняется.

Рафагетдинова объясняет, что из-за высокой токсичности такие отходы не принимают коммунальные организации, занимающиеся водоотведением — у них гибнет микрофлора. В итоге из пяти известных экологам мелких производителей сыра в Нурлатском районе ни у одного, по словам инспектора, нет документов, подтверждающих, что они утилизовали свои производственные стоки.

А вот спрос на сыр есть. Этому способствует, по мнению Рафагетдиновой, близость федеральной трассы М5. Мол, подъезжают фуры, загружают сыр — речь в первую очередь идет о сыре "Косичка" — и везут его в Москву и Самару. А там он оказывается на полках пивных магазинов.

ИНФОРМАЦИЯ ПРИШЛА ОТ МЕСТНОГО ЖИТЕЛЯ

Если у мелких переработчиков молока нет документов об утилизации отходов, скорее всего, свои производственные стоки они также где-то сливают. Но без повода экологи их проверить не могут — они субъекты малого и среднего предпринимательства.

— Государство их полностью освободило от проведения плановых проверок, — объясняет инспектор. — Их обязанность — один раз в год сдавать отчет. Он называется "отчет об образовании, использовании, обезвреживании, размещении отходов". Они нам говорят: вот у нас столько-то тонн образовалось, вот мои накладные. Всё, до свидания. Но если возникает повод, например, у нас обнаружена свалка или, как в данном случае, место слива, мы возбуждаем административное расследование — и по полной программе исследуем все сведения, проверяем все обстоятельства дела.

Рафагетдинова призывает татарстанцев сообщать в теруправление или в Минэкологии РТ о фактах загрязнения окружающей среды, свидетелями которых они стали. На основании обращений экологи могут инициировать проверку. Так и в этом случае в Нурлате информация о сливе отходов поступила от местного жителя.

ЖИРОУЛОВИТЕЛЬ И УТИЛИЗАЦИЯ

Сотрудник одного из молокоперерабатывающих заводов Татарстана на условиях анонимности поделился своим мнением об очистке производственных стоков. Он считает, что для мелких производителей, которые не могут себе позволить установку дорогостоящих очистных сооружений, использование жироуловителя с последующей утилизацией отходов — это самый реалистичный способ очистки сточных вод.

На их предприятии, как и на многих других молокозаводах, установлен жироуловитель, куда поступают производственные стоки. Стоки проходят через фильтры и затем уходят в центральную канализацию (по договору на прием сточных вод с "водоканалом"). Контроль этих стоков осуществляет "водоканал", который раз в три месяца отбирает пробы и определяет, есть или нет превышения ПДК.

Контроль этих стоков осуществляет "водоканал", который раз в три месяца отбирает пробы

Фильтры и сам жироуловитель необходимо периодически очищать.

Очищать жироуловитель от накопленного жира можно механическим способом, то есть по старинке — лопатой, либо специальными биопрепаратами, которые представлены на рынке. Бактерии размножаются и съедают все органические отходы. Собранный же механическим способом жир сдается на утилизацию специализированным организациям, обладающим лицензией на сбор и утилизацию отхода жироуловителя.

Специалист признает, что это — не лучшее решение проблемы, однако в отсутствии миллионов на установку очистных сооружений из положения можно выходить хотя бы так. Было бы желание.

СПССК "ВОСТОК"

Сельскохозяйственный потребительский снабженческий и сбытовой кооператив "Восток", в отношении которого экологи возбудили дело, был образован в 2007 году.

По данным портала "Развитие села — Банк проектов развития сельских территорий", на балансе кооператива состоят восемь автомашин марки УАЗ — молоковоз, которые собирают молоко в 21 населенном пункте. Предприятие перерабатывает 10 тонн молока в сутки (по состоянию, вероятно, на 2016 год).

Там же говорится: "На сегодняшний день в СПССК "Восток" производит натуральную молочную продукция, без каких-либо добавок и примесей, в частности: сыр "Косичка", творог, масло топленное и поставляет данную продукцию в разные районы Российской Федерации, такие как Самарская область, Казань, Ульяновская область, Альметьевск, Набережные Челны, а также реализует свою продукцию на рынках г. Нурлат и в близлежащих районах".

По данным "The DairyNews" кооператив учредили пять человек. При этом наибольшая доля в уставном капитале — 40% — у его председателя Сабирова Марселя Васыловича, у остальных — по 15%.

В 2015 г. СПССК "Восток" получил грант Минсельхоза РТ на приобретение линии для разлива и фасовки молока и молоковоза.

В доме номер 2б на улице Алгинская в Нурлате расположено здание приемного пункта молока и переработки. Цех, как и земельный участок, на котором он находится, по сведениям ФГИС ЕГРН, принадлежит Сабирову Марселю Васыловичу.

Расстояние от цеха до места слива отходов на берегу Тарн-Варна, которое обнаружили инспекторы Юго-Восточного теруправления Минэкологии РТ — всего 650 метров.

До второго места, неподалеку от улицы Ипподромная — чуть более двух километров.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.

XS
SM
MD
LG