Ссылки для упрощенного доступа

Что делать с казанским метро? Перестать его строить


Казанский архитектор Алексей Эйдельман в очередной раз предложил схему оптимизации метрополитена в столице Татарстана. Вместо второй дорогостоящей ветки он предлагает пока построить две станции в отдаленных от центра города районах — Азино-2 и в районе улицы Кулахметова. Исходя из позиции архитектора, соединить эти станции с основной веткой можно посредством "вилочной" системы. О чем идет речь и почему предложения Алексея Эйдельмана не воплощаются в жить — в интервью "Idel.Реалии".

"Предлагаю альтернативную концепцию развития казанского метро. При её реализации два отдалённых и густонаселённых района — Азино-2 и улица Кулахметова вполне реально уже в течение 3-4-х лет подключить к действующей линии. В основе предложения — строительство ответвлений от уже существующей ветки через станции с "вилочным" движением поездов. Например, при строительстве предлагаемых мной ответвлений от платформы станции "Аметьево" поезда отправляются поочередно — один до Азино, второй до "Дубравной"; от платформы станции "Козья Слобода" — один до "Авиастроительной", второй до Кулахметова. Для подключения этих районов к метро потребуется возвести всего лишь один перегон, и одну допстанцию. Система ответвлений с "вилочным" движением очень распространена в развитых странах, в том числе в метрополитенах очень крупных городов: Рим, Милан, Вашингтон, Стокгольм, Копенгаген и другие", — такое сообщение выпускник КГАСУ Алексей Эйдельман прислал в редакцию "Idel.Реалии".

— Алексей, пять лет назад вы предлагали свою оптимизированную версию развития казанского метро. Там вы говорили о "вилочной" системе, предлагали с ее помощью соединить отдаленные районы с центральной веткой. И вот сегодня вы снова предлагаете почти то же самое. Объясните, почему вы считаете такой вариант развития метро эффективным?

Потенциал метро огромен, и сейчас он в Казани недоиспользуется

— Во-первых, это экономия денег. Во-вторых, ускоренное введение в эксплуатацию пересадочного узла. В-третьих, экономия времени и сил пассажира при переходе с одного направления на другое. В-четвертых, максимизация загрузки подвижного состава.

В советской традиции метростроения для пересадки между направлениями используются сложные пересадочные узлы. То есть, для перехода с одного направления на другое необходимо строить рядом целых две станции на двух линиях и соединять их системой переходов.

Такой принцип эффективен в очень крупных мегаполисах типа Москвы, Петербурга или Парижа. Для городов типа Казани с населением 1-1,5 млн человек это слишком сложно, долго, неудобно и ужасно дорого. У нас нет такого огромного пассажиропотока. "Вилочная" система здесь, с моей точки зрения, наиболее оптимальный вариант.

Оптимизированная версия развития казанского метро
Оптимизированная версия развития казанского метро

— "Вилочное" движение грозит большой нагрузкой на каждую из станций. Есть вероятность того, что станции не справятся с таким потоком людей — вам так не кажется?

Районы Кулахметова-Восстания и Азино густо населены, расположены далеко от центра и нуждаются в скоростной связи с центром. Прорыть тоннели к существующей ветке и подключить к уже существующим станциям "вилочным" принципом — наиболее эффективный способ решить эту задачу в ближайшее время.

— Нет, не кажется. Потенциал метро огромен, и сейчас он в Казани недоиспользуется. Метрополитен способен перевозить в разы больше людей, чем перевозит сейчас. Напомню, в Москве, где метро в сутки перевозит более 12 млн человек, интервал между поездами в часы-пик составляет менее полутора минут.

В Казани такой нагрузки нет и в ближайшие лет 50-100 вряд ли будет. Да и к тому же, пересадка между направлениями может осуществляться не только на самих "вилочных" станциях, но и на всех станциях между ними. Я имею в виду станции между "Козьей слободой" и "Горками".

— Почему вы акцентируете внимание на "вилках" по Кулахметова и в Азино? А как же Квартал — один из самых густонаселенных районов? К тому же на мостах через Казанку регулярно бывают пробки.

— Квартал нуждается в метро, безусловно. Но это опять же время и деньги, которых надо очень много, и их, естественно, нет. Я считаю целесообразно ставить более реальные и прагматичные задачи. На сегодня это — максимально использовать потенциал уже существующей линии. Она уже работает и перевозит людей, но может перевозить значительно больше, как я уже говорил.

Районы Кулахметова-Восстания и Азино густо населены, расположены далеко от центра и нуждаются в скоростной связи с центром. Прорыть тоннели к существующей ветке и подключить к уже существующим станциям "вилочным" принципом — наиболее эффективный способ решить эту задачу в ближайшее время. К тому же, там грозятся начать строительство ветки от "Меги" до "Дубравной". На мой взгляд, это крайне неэффективный проект-ошибка, и когда его реально сдадут — неизвестно. Подключение указанных районов к действующей линии с помощью вилочного движения на сегодня — лучшая альтернатива.

— Хорошо. Тогда какой вы предлагаете сделать вторую ветку метро? Пять лет назад нам обещали, что она пройдет под улицей Чуйкова, выйдет к Компрессорному заводу и оттуда на окраины. Вы же тогда считали, что необходимо построить так называемую "петлю" в центре. Что вы думаете об этом сегодня?

— Ну "петля" в центре — это была моя глобальная фантазия. Такой проект слишком амбициозный, дорогой, да он и не нужен, наверное, на сегодняшний день. Еще раз говорю — на сегодня есть запрос на простые и эффективные решения. Денег на разветвленную сеть метро в Казани нет и не будет в ближайшие лет …дцать.

К тому же "обещать" красивые сказки — любимое занятие властей. Строительство ветки на Квартал предлагаю даже не обсуждать. Надежда, что ее построят — иллюзия. Давайте смотреть на вещи реально — экономическая ситуация в стране вряд ли улучшится.

— Почему вы так считаете?

Строительство ветки на Квартал предлагаю даже не обсуждать. Надежда, что ее построят — иллюзия.

— Смотрите, строительство одной станции стоит 4-5 млрд рублей. Власть обещает инвестировать по одному млрд в год. То есть строительство одной станции — это 4-5 лет минимум, но скорее всего больше. А нужно построить минимум пять станций, чтобы открыть движение. То есть это около 20 лет. Я предлагаю быть реалистами. Там у "Меги" уже что-то роют. Думаю это только потому, что "Икеа" инвестирует один млрд рублей. Кончатся деньги, и станцию законсервируют, как сделали в Омске.

— Вы отправляли свои предложения в какие-то ведомства или структуры? Скажем, в мэрию Казани?

— Да, отправлял предложения в общественную приемную исполкома Казани и даже получал ответы. Смысл в них один: большое вам спасибо, очень интересно, но мы всё уже решили.

Как мне стало известно из этих ответов, разработкой проекта казанского метрополитена занимается ГАУ "Институт Генплана Москвы". Они планируют сооружение двух новых линий — полукольцевой линии по направлению "юго-восток" — "север" и радиальной линии по направлению "восток" — "центр города".

Также в последнем ответе было сказано, что "дальнейшее развитие метрополитена целесообразно рассматривать при условии обеспечения пассажирских потоков, превышающих 15-20 тысяч человек в час". Сейчас показатели пассажиропотока куда ниже и, соответственно, они сами признают, что вопросы строительства новых линий пока неактуальны.

Алексей Эйдельман
Алексей Эйдельман

— Расскажите, почему вы вообще решили заняться вопросом оптимизации линий казанского метро? Это ведь время, силы. А учитывая, что ваши предложения отклоняют, тут, кажется, нет и надежды быть услышанным.

Там у "Меги" уже что-то роют. Думаю это только потому, что "Икеа" инвестирует один млрд рублей. Кончатся деньги, и станцию законсервируют, как сделали в Омске.

— Про надежды забудьте. Вы знаете, я архитектор по образованию. Город и всё, что с ним связано, в том числе метро, для меня источник вдохновения, даже какого-то драйва. А к Казани у меня особая любовь. Я слежу за всем, что происходит в городе. Попутно возникают какие-то идеи, на основе изученного мной мирового опыта. Ну и как-то время находится, чтобы эти идеи визуализировать. Знаю, что надежды на реализацию мало, но помечтать-то можно.

— Насколько я знаю, вы сейчас не живете в Казани.

— Да, я последние девять лет живу в Израиле.

— Почему вы всё же занимаетесь вопросами устройства Казани?

— Я люблю Россию, что поделать. Тем более Казань.

"Idel.Реалии" направили запрос в мэрию города с просьбой прокомментировать предложения Алексея Эйдельмана. На момент публикации материала ответ в редакцию не поступил.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Мы говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.

XS
SM
MD
LG