Приоритетной версией обрушения подъезда жилого дома в Магнитогорске остается взрыв бытового газа. Так в Следственном комитете России прокомментировали заявление о том, что 31 декабря произошел теракт.
Запрещенная в России террористическая группировка "Исламское государство" взяла на себя ответственность за недавние взрывы в жилом доме и в маршрутном такси в Магнитогорске. Об этом со ссылкой на арабскую газету Al Naba сообщила организация SITE Intelligence Group, которая отслеживает активность террористических организаций в интернете.
Следственный комитет России в пятницу вновь заявил, что отрабатывает все версии трагедии, однако приоритетной считает версию взрыва бытового газа. В ведомстве также предложили журналистам не доверять сообщениям террористических организаций, которые приписывают себе совершение громких терактов в разных странах мира.
Взрыв в жилом доме в Магнитогорске 31 января был терактом, террористы готовили целую серию атак в городе, утверждает издание "База". Журналисты называют имена подозреваемых и утверждают, что они были связаны с радикальным исламом. Издание не называет свои источники, авторы расследования связаны с таблоидом "Лайф" Арама Габрелянова и телеграм-каналом Mash, оба этих СМИ имеют разветвлённые связи в силовых органах.
Версия "Базы"
По версии "Базы", взрыв жилого дома организовали жители Магнитогорска Махмуд Джумаев, Алишер Каимов и Альмир Абитов. Двое из них в последнее время обратились к более традиционалистской версии ислама. 43-летний Джумаев ушёл из городской мечети из-за того, что ему не нравились проповеди местного имама и бросил православную жену, с которой жил 18 лет, и детей заявив, что не будет жить с человеком, исповедующим другую религию. Абитов перешёл в ислам, чтобы бросить пить, забрал детей на домашнее обучение, у сына возникали проблемы из-за чтения Корана, у дочери из-за ношения хиджаба. Про Каимова издание ничего не пишет.
По версии "Базы", взрыв в жилом должен был произойти не 31 декабря, а рано утром 1 января. Взрыв задумывался как последнее звено в серии терактов по всему городу. По версии издания, в доме был взорван гексоген, при этом никто из названных изданием подозреваемых не имел достаточной квалификации для его синтеза. Взрыв произошёл случайно, в этот момент у взрывчатки мог находиться ещё один, неназванный журналистами человек.
По изначальной задумке 31 декабря в Магнитогорске должны были быть разбросаны по улицам взрывные устройства. Но после взрыва в доме и срочного визита в Магнитогорск Владимира Путина в городе были усилены меры безопасности. Поэтому террористы подготовили к взрыву только одну бомбу. Её нашёл дворник; использовавшийся в устройстве мобильный телефон оторвал от бомбы и забрал с собой его знакомый. Взрыв не состоялся.
К вечеру 1 января, утверждает издание, сотрудники ФСБ уже знали имена подозреваемых и организовали их розыск. Район вокруг квартиры, в которой террористы готовились к серии терактов, был оцеплен. Они решили прорваться из него на "Газели". Однако бойцы оцепления открыли по автомобилю огонь на поражение — и в микроавтобусе взорвался газовый баллон. Все находившиеся в машине погибли.
По версии "Базы", местная полиция уже давно знала о существовавшей в "Магнитогорске" ячейке экстремистов, их переговоры прослушивались, однако теракт предотвратить не удалось. После взрыва в жилом доме местным криминалистам дали на экспертизу только бетонные плиты с поверхности завала, остальным исследованиями занимались ФСБ и Следственный комитет. Оперативники ФСБ, по сведениям журналистов "Базы", не позволяя полиции участвовать в расследовании всех эпизодов дела, используя полицейских только для выполнения вспомогательных задач.
Что не так с расследованием "Базы"?
Текст "Базы" про Магнитогорск — первый, опубликованный изданием. В нём не упоминается ни одного источника информации. Создатели проекта — выходцы из изданий "Лайфньюс" и Mash, известных своими тесными связями с правоохранительными органами. Однако официальная версия правоохранительных органов не меняется — фактически единственной версией взрыва в Магнитогорске называется взрыв газа.
Корреспондент газеты "Коммерсантъ" Андрей Перцев отмечает, что создатели "Базы" лояльны власти, но выпускают расследование, противоречащее официальной версии. Журналист Надежда Кеворкова назвала расследование "позорной спецслужбистской хренью". Главный редактор журнала The New Times Евгения Альбац отметила, что оснований доверять новому изданию нет.
Корреспондент "Медузы" отмечает, что маршрутное такси, скорее всего, ехало в сторону предполагаемого района оцепления, а не прорывало его. Издание пишет, что полиция не оцепляла дом, где, по данным "Базы", была обнаружена квартира со взрывчаткой, которую террористы могли использовать как базу.
Однако политик Алексей Навальный считает, что версия о теракте — основная. "Такое количество фактов уже невозможно игнорировать", пишет он о материале "Базы".
Кто ещё рассказывал о теракте?
Издания Znak.com и 74.ru со ссылкой на свои источники сообщали, что взрыв дома в Магнитогорске мог быть терактом. Они первыми обнародовали версию о том, что маршрутное такси в Магнитогорске, сгоревшее 1 января, могло быть взорвано при попытке задержания террористов, причастных к взрыву дома.
При этом оба издания утверждали, что трое террористов погибли в маршрутном такси, а ещё один был застрелен на следующий день. По версии Znak.com, 1 января в Магнитогорске был предотвращён ещё один теракт — в здании одного из торговых центров должно было взорваться взрывное устройство. Издание уверяет, что этот взрыв не произошёл по случайности: телефон, который должен был привести в действие взрывное устройство, украл бездомный — эта версия рассказана и в тексте "Базы". Главный редактор "Знака" рассказал в интервью "Медузе", что издание доверяет своим источникам.
11 января Znak.com направил Следственному комитету список из 14 вопросов о расследовании взрыва в Магнитогорске. В частности, их интересует, мог ли взрыв быть преднамеренным и связан ли он со взрывом автомобиля "Газель" на той же улице на следующий день. В какой квартире случился взрыв и кто в ней жил, есть ли у следствия подозреваемые или задержанные, какие следственные действия уже провели, а также засекречено ли дело. Кроме того, Znak.com спрашивает об обстоятельствах взрыва "Газели" и возможном участии сотрудников спецслужб в обстреле этого автомобиля.
15 января в "Комсомольской правде" вышел текст обозревателя Ульяны Скойбеды в котором также намекалось на то, что события в Магнитогорске были терактом. Изначально слово "теракт" было и в заголовке публикации, однако позднее издание его изменило.
Трагедии в Магнитогорске посвящен документальный фильм Марии Павловой "Живые" — смотрите на сайте "Свободы". Вечером в эфире — программа Елены Рыковцевой "Лицом к событию", посвященная разным версиям взрыва в жилом доме.
Оригинал публикации: Радио Свобода
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Мы говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.