Ссылки для упрощенного доступа

В ЕСПЧ пожаловались на запрет одиночных пикетов во время ЧМ-2018 в Казани


Камиль Гатауллин
Камиль Гатауллин

В Европейский суд по правам человека направлена жалоба казанского активиста Камиля Гатауллина. Летом прошлого года ему назначили 20 часов обязательных работ за проведение одиночного пикета. Наказание было связано с тем, что указом президента России Владимира Путина во время проведения Чемпионата мира по футболу были запрещены публичные мероприятия в центре города. Юридическая служба "Апология протеста", представляющая интересы активиста, рассчитывает, что ЕСПЧ выразит свою позицию относительно запрета публичных акций в период международных спортивных событий и признает его нарушением Европейской конвенции по правам человека.

Первого июня прошлого года 21-летний студент Казанского государственного энергетического университета Камиль Гатауллин в рамках глобальной акции #SaveOlegSentsov провел в Казани одиночный пикет в защиту украинского режиссера Олега Сенцова. Молодой человек вышел на улицу Баумана с плакатом "Ответственность за незаконное ограничение свободы несет правительство РФ. Я не хочу быть соучастником преступления".

Во время пикета к активисту подходили несколько экипажей сотрудников патрульно-постовой службы полиции, переписывали его данные и заявляли, что даже одиночный пикет во время Чемпионата мира по футболу незаконен. Однако после телефонных разговоров с начальством полицейские уходили и не задерживали Гатауллина.

Еще в мае 2017 года президент России Владимир Путин подписал указ об усиленных мерах безопасности во время проведения Кубка конфедераций и Чемпионата мира по футболу. Согласно документу, все публичные мероприятия, не связанные со спортивными событиями, должны проводиться только по согласованию с местными властями и ФСБ. Места для проведения акций, максимальное количество их участников и временной интервал, согласно документу, должны были определить местные органы власти.

В апреле 2018 года руководитель исполкома Казани Денис Калинкин принял постановление, согласно которому все публичные акции, "не связанные с проведением ЧМ по футболу, в период с 25 мая по 25 июля 2018 года могут проводиться в Казани организатором публичного мероприятия во временной интервал, не превышающий двух часов, с 09:00 до 14:00 с количеством участников не более 150 человек". Кроме того, Калинкин установил места, в которых акции в указанное время проводить разрешено: на территории через дорогу от Дворца культуры им.Саид-Галиева по ул.Советская и перед Дворцом культуры железнодорожников по ул.Ильича.

12 июня Камиля Гатауллина вызвали в отдел полиции "Япеева". Там в отношении него составили протокол по ч.1 ст.20.2 КоАП РФ — нарушение организатором публичного мероприятия установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования. В протоколе говорилось, что Гатауллин "организовал и провел публичное мероприятие в форме одиночного пикетирования в неустановленном месте, чем нарушил п.11 Указа Президента РФ от 09.05.2017 года и постановление ИКМО г.Казани №1345 от 05.04.2018".

На следующий день — 13 июня — Вахитовский райсуд Казани вернул материалы дела в полицию из-за формальных нарушений, а 19 июня признал активиста виновным по ч.1 ст.20.2 КоАП РФ и назначил ему 20 часов обязательных работ. Гатауллин обжаловал решение в Верховный суд Татарстана. В апелляционной жалобе он указал, что "в его действиях отсутствует состав административного правонарушения". Активист подчеркнул, что федеральный закон о митингах не предусматривает согласование одиночного пикетирования.

— Считаю необходимым обратить внимание суда, что во время проведения одиночного пикетирования от сотрудников правоохранительных органов не поступало требований о прекращении публичного мероприятия. Данный факт означает, что мной не был нарушен принцип законности проведения публичного мероприятия, — заявлял Камиль Гатауллин. По его мнению, указ Владимира Путина "нарушает конституционные права граждан РФ на свободу собраний".

Верховный суд Татарстана утвердил решение Вахитовского райсуда Казани, но с несколькими оговорками. ВС РТ установил, что Гатауллин не должен был подавать уведомление о проведении одиночного пикета, но обязан был провести акцию лишь в то время и место, которые оговорили местные власти.

Сегодня глава юридической службы "Апология протеста" Алексей Глухов подал жалобу в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). По его мнению, российские власти нарушили право Камиля Гатауллина, гарантированное статьей 10 Европейской конвенции по правам человека (свобода выражения мнения).

"Заявитель утверждает, что его привлечение [к ответственности] не было основано на законе и не было необходимо в демократическом обществе", — подчеркнул Глухов.

Он напомнил, что запрет на проведение публичных мероприятий был установлен не федеральным законом, а указом президента и постановлением органа местного самоуправления. Вместе с тем, уточнил Глухов, российская Конституция гласит, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

"Ни президент России, ни орган местного самоуправления не могут ограничивать права и свободы своими нормативными актами. Иное, по мнению заявителя, противоречит Конституции РФ. Кроме того, введение запрета на проведение одиночных пикетирований, а именно толкование национальными судами этого запрета, явно свидетельствует о непредсказуемости толкования нормативных актов", — констатировал Алексей Глухов.

Алексей Глухов
Алексей Глухов

Он напомнил о позиции Конституционного суда России, который установил, что "одиночное пикетирование является самой безопасной формой публичного мероприятия". Вместе с тем, констатировал Глухов, в указе Владимира Путина "говорится о мерах безопасности".

"С учетом правовой позиции Конституционного суда РФ одиночное пикетирование не представляет угроз для безопасности, а как следствие — распространение запретов на проведение одиночного пикетирования является явно непредсказуемым последствием толкования общего запрета", — подчеркнул Глухов.

По его мнению, запрет на проведение одиночных пикетов во время проведения международных спортивных событий "является системной проблемой". Глухов напомнил, что в конце декабря прошлого года в закон "О физической культуре и спорте" добавили пункт, согласно которому "в целях обеспечения безопасности международных спортивных мероприятий <…> президентом РФ могут быть введены усиленные меры безопасности". Среди них — ограничение проведения публичных мероприятий, не связанных с подготовкой и проведением международных спортивных мероприятий.

"Таким образом, президенту России предоставлены права издавать указы, которые будут ограничивать свободу выражения мнений при проведении международных соревнований. Запрет на проведение публичных мероприятий вне всякого сомнения будет распространен на одиночные пикетирования", — уточнил Алексей Глухов.

В беседе с "Idel.Реалии" Глухов напомнил, что запрет на проведение публичных акций может коснуться и Красноярска, где со 2 по 12 марта пройдет Всемирная зимняя универсиада. Согласно проекту указа Владимира Путина, "на территории Красноярского края собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования, не связанные с проведением Универсиады, и запланированные на период введения усиленных мер безопасности, проводятся в иной период времени".

Алексей Глухов пояснил "Idel.Реалии", что предоставленная президенту России возможность ограничивать публичные мероприятия во время международных спортивных событий — "плохая правовая конструкция". Глава "Апологии протеста" напомнил, что юристы уже пытались оспорить такое решение в Конституционном суде России, однако он отказался рассматривать жалобы.

— Если мы говорим о полном запрете публичных мероприятий, то он должен отвечать определенным требованиям: запрет должен быть необходимым в демократическом обществе и в интересах национальной безопасности. Разумеется, запрет одиночных пикетов явно излишен. Поскольку это явно неоправданное ограничение, то оно нарушает статью 10 Конвенции, — отметил Глухов.

По его словам, он ждет от ЕСПЧ признания того факта, что "ограничение проведения одиночных пикетов во время спортивных мероприятий противоречит статье 10 Конвенции".

— Раз Конституционный суд России уклоняется от выражения своей позиции по этому вопросу, такое толкование может дать Европейский суд по правам человека, — резюмировал глава юридической службы "Апология протеста".

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.​

XS
SM
MD
LG