Ссылки для упрощенного доступа

"Я хочу пропиарить не себя, а тему со студенческим проездным"


Максим Мухаметзянов
Максим Мухаметзянов

За две недели петицию за введение студенческого проездного в Татарстане подписали свыше 38 тысяч человек. Этот факт вынудил отреагировать на проблему высшее руководство республики — на прошлой неделе официальный представитель Казанского Кремля Лилия Галимова заявила, что Министерство по делам молодежи РТ подготовило свои предложения. В чем они заключаются, пока не известно. "Idel.Реалии" поговорили с автором петиции — уроженцем Ульяновска и студентом КФУ Максимом Мухаметзяновым. Он подробнее рассказал о необходимости введения транспортных льгот для студентов, ответил на вопрос, почему пошел в молодежное крыло КПРФ, а также уточнил, рассчитывает ли на поддержку общественных движений и политических партий.

— Петиция подписана Максимом Мухаметзяновым. Это ваше настоящее имя?

— Да, конечно.

Я стал получать сообщения, что митингами мы ничего не добьемся

— Я почему спрашиваю — в беседе с журналистами вы сказали, что занимаетесь вопросом студенческого проездного через фейковый аккаунт в социальных сетях, поскольку опасаетесь проблем в вузе.

— Первоначально я занимался этим вопросом со своей страницы. Потом я стал получать сообщения, что митингами мы ничего не добьемся, что начинать с этого не нужно. Я решил, что стану администратором группы с другого аккаунта, пока все это дело не наберет обороты.

— Вы говорили журналистам, что несмотря на опасения, проблем с учебой у вас не возникло.

— Да, ничего не изменилось, Сейчас учебы-то нет, но во время сессии никаких проблем не было. Я закрыл ее, и никто мне ничего даже не сказал.

Широкую известность вопрос студенческого проездного получил уже во время сессии

— Но вы начали заниматься этим вопросом еще в декабре, когда сессия еще не началась.

— Да, в декабре, но тогда по факту об этом знал только президент Лиги студентов Татарстана Руфат Киямов и профорг. Преподаватели об этом не знали. Широкую известность вопрос студенческого проездного получил уже во время сессии.

— Вы учитесь на втором курсе?

— Да.

— Сколько вам лет?

— 19

— А где учитесь?

Первоначально особой веры в то, что нам удастся что-то изменить, не было

​— В КФУ на педагога истории и обществознания.

— Как к вашей инициативе отнеслись одногруппники?

— Дискомфорта я точно не чувствую. Есть просто огромное количество сочувствующих. Первоначально особой веры в то, что нам удастся что-то изменить, не было. Сначала я просто создал петицию, репостнул ссылку на свою страницу, ее подписали несколько одногруппников. В какой-то момент петицию подписала староста одной группы — студенты это увидели и решили, что, значит, они тоже могут подписаться. Учащиеся скинули ссылку своим соседям по общежитию, те — своим. И на таком голом энтузиазме мы дошли до 300 подписантов. После того, как ссылку репостнула какая-то казанская группа, написали СМИ, мы разрослись до нескольких тысяч.

— Ректор КФУ Ильшат Гафуров положительно воспринял инициативу студентов. Вас не приглашали обсудить этот вопрос с руководством вуза?

— Нет, никто не приглашал.

— Насколько я понял, вы состоите в комсомоле?

— Да, в ЛКСМ (Ленинский коммунистический союз молодёжи) РФ в Татарстане.

— Почему вы выбрали именно молодежное крыло КПРФ?

— Все пошло со школы, класса с девятого. Тогда я хорошо учился, но не смог после 9-го класса поступить на бюджет в СУЗ (среднее учебное заведение), поскольку его просто не было. Оказалось, что в Ульяновске после 9-го класса решили не брать на бюджет на юриспруденцию. Я начал интересоваться, читать, что в СССР было бесплатное образование, потом познакомился в Ульяновске с людьми из КПРФ. По приезду в Казань пришел в ЛКСМ в Татарстане.


— На митинге КПРФ в декабре прошлого года вы заявили о проблеме с проездным для студентов и обратились к молодым людям — сторонникам Алексея Навального, стоявшим позади всех присутствующих — за поддержкой. После митинга вы обращались к каким-то общественно-политическим движениям или партиям, чтобы они поддержали вашу инициативу?

Мы не ожидали, что это выльется в такую общестуденческую тему

​— На том митинге молодежи было не особо много. Кого увидел — тех и призвал. Я знал, что они сторонники Навального и пригласил их присоединиться к кампании комсомола. Мы же не ожидали, что это выльется в такую общестуденческую тему. Мы думали, что будем продвигать идею комсомолом. Я призвал тех ребят присоединиться. Они кивнули, но мы нашли другого союзника в лице Лиги студентов РТ. Привязки к политическому движению нет — этот вопрос, по сути, перестал быть комсомольской темой. Нас поддерживают тысячи людей — я не побоюсь назвать эту цифру.

— То есть вы не нуждаетесь в поддержке политических партий?

— Я же не приватизировал эту тему — каждый может по-своему ее продвигать. Пока этот вопрос находится на стадии студенческой инициативы: почему бы не продвигать ее на таком уровне, если это дает результат. Я бы легко мог обратиться в КПРФ. Раз я этого не сделал, значит, пока этого не требуется.

— А к вам обращались представители КПРФ в Татарстане после того, как ваша инициатива наделала столько шума?

Мы не хотим сейчас уводить эту тему в политическое русло

​— Артем Вячеславович [Прокофьев, депутат Госсовета от КПРФ] нас, понятно, поддерживает — еще в 2011 году у него была такая же инициатива. В декабре мы разговаривали на эту тему: мне сказали, что окажут поддержку, если я ее попрошу. Но мы не хотим сейчас уводить эту тему в политическое русло, если цели можно добиться иными путями. Если бы нас не поддержали какие-то организации, не было бы такого массового движения, мы бы, наверное, начали продвигать эту инициативу через КПРФ, Госсовет Татарстана.

— Артем Прокофьев сказал казанскому "Коммерсанту", что готов внести в Госсовет РТ соответствующий законопроект.

— Да, он готов. Вопрос лишь в эффективности. Мы же знаем, что законопроекты КПРФ практически не принимают. Я хочу пропиарить не себя, а тему со студенческим проездным.

— Если честно, меня очень удивило, что вас поддержала Лига студентов РТ — организация, которая на моей памяти редко включается в такие злободневные вопросы. Вас это не удивило?

На переговоры с Министерством по делам молодежи Татарстана, как я понял, меня привлекла именно Лига студентов

​— Если на данном этапе нам готова помогать Лига Студентов, почему нет? Если они перестанут нам помогать, мы можем перестать с ними сотрудничать. Сейчас, скорее, не комсомол с ними сотрудничает, а я. В Лиге студентов состоят учащиеся. Чтобы иметь поддержку студентов, им необходимо продвигать их инициативы. На переговоры с Министерством по делам молодежи Татарстана, как я понял, меня привлекла именно Лига студентов. На встрече президент Лиги студентов Руфат Киямов замечательно держался, мы отстаивали нашу позицию — я был даже несколько удивлен. Никаких камер там не было — показывать, какой ты защитник студентов, было не перед кем. Раньше я тоже считал, что Лига студентов не особо занимается проблемами учащихся.

— Лига студентов РТ провела свои расчеты стоимости студенческого проездного. Они пришли к выводу, что на эти цели необходимо от 421 до 526 миллионов рублей в год. Вы согласны с их подсчетами?

Мы готовы платить от 800 до 1000 рублей за 60 поездок

​— Они исходили из наших цифр, которые мы обсуждали. Мы готовы платить от 800 до 1000 рублей за 60 поездок. Комитет по транспорту исполкома Казани заявил, что льготный проезд для студентов обойдется в 1,3 млрд рублей ежегодно. Лига студентов в 2016 году приводила цифры, согласно которым студенты были готовы платить 650 рублей, и называли цифру в 90 поездок. Понятно, что при более низкой цене и еще большем количестве поездок и получилось 1,3 млрд рублей. Я эту цифру не проверял, но похоже на правду.

Министерство по делам молодежи Татарстана посчитало студентов вузов, сузов — в Казани их сто с лишним тысяч. Если проездной купит каждый студент, то так и выйдет, наверное. Но мы понимаем, что даже самый выгодный проездной (50 поездок за 750 рублей, отменен) покупали 64 тысячи человек — и это не только студенты. Наверное, надо рассчитывать по максимуму, но реальные цифры должны быть меньше.

— Первоначально пресс-служба Министерства по делам молодежи Татарстана заявила казанскому "Коммерсанту", что "студенческий проездной может обходиться бюджету в более чем 200 млн. руб. ежегодно и требует конкретный источник финансирования". В Минмоле также заявили, что вопрос внедрения проездного поднимался Лигой студентов республики еще в 2010 году, но "было принято альтернативное решение — в Татарстане появился транспортный грант". Вместе с тем позднее министр по делам молодежи РТ Дамир Фаттахов заявил, что в министерстве обсудят этот вопрос. С чем вы связываете изменение их позиции?

— Есть несколько вариантов: оптимистичный и обычный. Если говорить об оптимистичном взгляде, то, если мне не изменяет память, Дамир Фаттахов находился на Гайдаровском форуме. Соответственно, комментировала нашу петицию пресс-служба, которая привела имевшиеся у нее цифры. Потом Дамир Ильдусович приехал, разобрался и решил ответить самостоятельно.

Если брать обычный вариант, то мы помним, что президент Татарстана поручил Министерству по делам молодежи РТ проработать вопрос о студенческом проездном. Может быть, поэтому что-то поменялось. Тут же есть вариант, что, действительно, много студентов поставили свою подпись — нужно было реагировать. Вот они и отреагировали.

— А почему, собственно, вся эта история с проездным началась именно в декабре?

— В декабре начали говорить о том, что повысится стоимость проезда. Кроме того, речь шла об отмене проездного на 50 поездок за 750 рублей. Поэтому я об этом и начал говорить.

— Проездной за 750 рублей на 50 поездок, на ваш взгляд, подходил студентам?

Мы ждали, что скоро будет повышение цен на проезд, и поняли, что пока этого не случится, студенты об этом не заговорят

​— Этот вариант подходил на 70-80%. Лично мне, но я все-таки активный студент, хватало 50 поездок до 24-го числа в лучшем случае. В конце месяца приходилось класть на транспортную карту рублей 200. Есть поговорка: "Пока гром не грянет, мужик не перекрестится". У меня были планы поднимать эту тему и раньше — в октябре-ноябре я пообщался со своими коллегами по комсомолу из других регионов. Мы ждали, что скоро будет повышение цен на проезд, и поняли, что пока этого не случится, студенты об этом не заговорят.

Я начал говорить об этом в декабре, но эта тема не особо продвигалась, пока окончательно не отменили проездной на 50 поездок. Я точно не знал, что делать: создал сообщество во "ВКонтакте", пригласил туда друзей, знакомых, они — своих знакомых. За сутки мы собрали 200 человек и все. Как раз началась сессия, потом я поехал домой на новогодние каникулы. До 10-го января эта тема замерла, и мы решили начать собирать подписи. Для начала — в интернете. В середине января я создал петицию, 10 человек ее подписали, на следующий день я начал ее продвигать.

— Вы следите за тем, насколько превалируют среди подписавшихся студенты из Татарстана?

— Городов я с телефона не вижу. Я выбрал очень неточный критерий, но он позволяет получить минимальное представление о том, кто подписывается — это количество татарских фамилий. Сначала татарские фамилии шли через одну, потом эта тенденция в принципе осталась — татарских имен много.

— Вы не ожидали такого резонанса?

— Нет, не ожидал.

— По поводу вашей активности. Сейчас молодежь часто ходит на митинги того же Алексея Навального. Вы участвуете в подобного рода акциях?

— Я представитель молодежного крыла КПРФ, соответственно, я участвую во всех их акциях. Кроме того, я член избирательной комиссии с правом решающего голоса от КПРФ. Сам я не член партии, мне больше нравится быть в молодежном крыле — с молодежью мне проще и интереснее.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Мы говорим то, о чем другие вынуждены молчать.​

XS
SM
MD
LG