Ссылки для упрощенного доступа

Без защитника и переводчика. Законно проживающего мигранта выдворили из России


Гражданина Узбекистана Рахимбоя Алломова, который девять лет законно проживал в Казани, депортировали за то, что он потерял свои документы и патент на работу в России. Его адвокат Дмитрий Хомич уверен, что власти нарушили международные договоренности и незаконно обязали иностранного гражданина покинуть страну. Подробности этого дела — в материале "Idel.Реалии".

Гражданин Узбекистана Рахимбой Алломов девять лет назад, когда ему было чуть за двадцать, приехал в Казань на заработки. Все это время он находился в стране легально — оформлял временную регистрацию и патент на работу. 5 августа прошлого года он потерял все свои документы, когда шел с работы. С этого начались его злоключения, закончившиеся через пару месяцев депортацией.

***

5 августа в 7:30 утра Алломов вышел из дома по улице Зорге и направился к остановке "Юлиуса Фучика". В заднем кармане его джинс лежал паспорт гражданина Узбекистана, а в нем — патент на работу, справка о регистрации по месту пребывания и чек об оплате патента. Алломов направлялся на работу — на стройку на Роторной, где ремонтировал старые дома. Всю дорогу до остановки он шел один, потом сел в автобус пятого маршрута и доехал до "Роторной".

Работал Алломов до 19:30. Закончив, он переоделся, снова положил паспорт в карман джинс и поехал тем же путем домой. С тех пор о паспорте он не думал, пока утром следующего дня не заметил, что потерял его. Он стал вспоминать, что не заходил никуда по дороге домой, рядом с ним в автобусе никто не стоял. Мужчина все перепроверил дома, прошелся снова по своему маршруту и даже съездил на работу, чтобы проверить все там.

Алломов решил, что нашедшие его документы могут отнести их по месту его регистрации и расклеил несколько объявлений в районе. 8 августа, поняв, что паспорт ему, скорее всего, не найти самому, он обратился в полицию.

17 августа полиция отказала в возбуждении уголовного дела о краже документов, заявив, что нет состава преступления. 15 сентября Прокуратура Приволжского района Казани отменила постановление об отказе и вернула дело на новое рассмотрение. В конце сентября полиция вынесла новый отказ в возбуждении дела.

После посещения полиции, Алломов пошел в Национально-культурную автономию узбеков Республики Татарстан. Там ему выдали сертификат для возвращения в республику, чтобы он смог восстановить свой национальный паспорт и вернуться, если захочет, в Россию. Документ этот, согласно с инструкцией о порядке выдачи сертификата, утвержденной МИД Республики Узбекистан 20.11.1997 г., выдается на узбекском и английском языках, русский перевод не предусмотрен. Срок сертификата — до 25 октября. То есть он должен был покинуть Россию и въехать в свою страну до этого времени.

***

9 октября Рахимбоя Алломова задерживают полицейские на улице, он на вопрос о наличии документов отвечает честно — у него их нет. Подробности Алломов им рассказать не смог, так как ему было тяжело объяснить это на русском. Ночь Алломов провел в отделе полиции, а утром его повезли в Кировский районный суд Казани.

В суде его "признали виновным" в нарушении части 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ ("Нарушение иностранным гражданином режима пребывания в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов"). Отметим, что в постановлении суда сказано, что Алломов "в совершении правонарушения признался и раскаялся". Именно то, что он раскаялся, стало причиной для "смягчения" решения: суд постановил назначить ему штраф в 5 тысяч рублей с административным выдворением за пределы РФ в виде контролируемого самостоятельного выезда за пределы России. Алломов должен был покинуть Россию в течение пяти дней со дня вступления постановления в законную силу.

***

16 октября 2018 года Алломов обратился с жалобой на решение суда в Верховный суд Татарстана. Он также попросил привлечь в качестве его защитника адвоката Дмитрия Хомича.

"Такие выводы суда стали возможны в результате неверного определения судом фактических обстоятельств дела и отсутствия у меня специальных познаний в области юриспруденции", — сказано в жалобе Алломова.

Мужчина уверен, что в суде первой инстанции и в полиции, когда его задержали, было нарушено его право на защиту.

"Я был лишен воспользоваться услугами адвоката по своему выбору, так как с момента задержания и до момента рассмотрения дела судом я содержался под стражей как административно задержанный. Услуги адвоката по назначению не предусмотрены КоАП РФ, а возможности самостоятельно заключить соглашение с выбранным мной адвокатом у меня не было. Такие обстоятельства свидетельствуют о нарушении моего права на защиту", — пишет он в жалобе.

Кроме того, ему не предоставили услуги переводчика — он плохо говорит по-русски, особенно в состоянии стрессовой ситуации.

"Основным доказательством законности моего пребывания на территории РФ является сертификат для возвращения в Республику Узбекистан для восстановления своего национального паспорта, который издан на узбекском языке и предъявлялся мной сотрудникам полиции, а в последствии суду. Перевода на русский язык указанного документа у меня не было, так как такое требование отсутствует в законе, а переводчик для перевода указанного документа мне не был предоставлен в нарушение требований части 2 статьи 24.2 КоАП РФ", — отмечает он.

К документам в Верховный суд Алломов приложил документы из полиции и Национально-культурной автономии узбеков РТ, сертификат и его перевод.

14 ноября 2018 года Верховный суд РТ начал рассмотрение апелляции. В постановлении суда сказано, что Рахимбой Алломов въехал на территорию Российской Федерации 22 февраля 2018 года, состоял на миграционном учете по месту пребывания до 3 сентября 2018 года.

"По окончании указанного срока Алломов не покинул территорию Российской Федерации, чем допустил нарушение режима пребывания, выразившееся в уклонении от выезда. <…> Доводы заявителя об утере им документов, удостоверяющих личность, а также его обращении с заявлением о получении сертификата для возвращения в Республику Узбекистан и восстановлении национального паспорта, не опровергают вины Алломова", — заявил суд.

Суд также решил, что раз законный срок пребывания Алломова заканчивался 3 сентября, а вплоть до 9 октября, дня задержания, он не пытался хоть что-то сделать для того, чтобы покинуть Россию. При этом он никак в суде не доказал необходимость того, чтобы он оставаться в России дольше.

"Ссылка же Алломова Р.Э. о том, что на момент проверки его документов он законно пребывал на территории Российской Федерацией, основана на неправильном толковании норм материального права, поскольку выданное ему удостоверение для возвращения в Узбекистан сроком действия до 25 октября 2018 года не продлевает срок, установленный законом, для пребывания иностранного гражданина на территории Российской Федерации", — заявил суд.

Верховный суд Татарстана оставил решение в силе, а Алломов незадолго до этого уехал из России. Теперь ему запрещено возвращаться в Россию в течение пяти лет.

***

5 декабря 2018 года адвокат Дмитрий Хомич направил кассационную жалобу на решение суда.

"Выводы суда второй инстанции об обязанности для Алломова Р.Э. выехать за пределы РФ немедленно по получению сертификата без учета срока его действия не основаны на законе и противоречат международным договорам, достигнутым РФ и Республикой Узбекистан в области правовой помощи гражданам. <…> Более того, действующее законодательство не содержит такого требования. Следовательно, выводы суда носят субъективный, оценочный характер и не могут служить основанием для вынесения судебного решения", — пишет в жалобе Хомич.

Адвокат в беседе с "Idel.Реалии" отметил, что суд рассмотрел дело без учета его фактических обстоятельств: иностранец был наказан за нахождение в общественном месте без документов.

— Апелляционная инстанция, вместо юридической оценки безусловных процессуальных нарушений, указала, что мой подзащитный должен был выехать из России в срок, который установлен в утерянных им документах. Однако, в случае утери документов, поведение иностранного гражданина должно регулироваться межгосударственными соглашениями между нашими странами.", — рассказывает защитник.

Дмитрий Хомич также указывает, что депортация по такому нарушению является дополнительной мерой наказания, применяемой к злостным правонарушителям. А раз Рахимбой Алломов выполнил все требования закона необходимые в конкретном случае, указывает защитник, применение дополнительной меры наказания свидетельствует о чрезмерной суровости наказания.

Сейчас Алломов и его защитник ожидают назначения даты рассмотрения кассационной жалобы.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Мы говорим то, о чем другие вынуждены молчать.​

XS
SM
MD
LG