Ссылки для упрощенного доступа

Конституция как улика. Требование соблюдать Основной закон России подвело под статью


Гульназ Равилова
Гульназ Равилова

Посетители Ельцин центра в Екатеринбурге почти в самом конце экспозиции видят на большом, во всю стену экране четырёхминутный видеоролик. Актёры, режиссёры, политики, писатели, музыканты читают положения Конституции России. В этом же зале можно взять на память о посещении экземпляр Конституции. С горькими чувствами я уходил из этого музея.

Горечь вызывает понимание, как далека сейчас Россия от того, что декларируется в Конституции, и какой могла бы быть, если бы граждане России настаивали на её соблюдении.

Ты стоишь и слушаешь, как Евгений Миронов говорит: "Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию" — и не можешь не вспоминать многочисленные случаи насилия и пыток в полиции, следственных изоляторах и колониях.

"Право частной собственности охраняется законом. Жилище неприкосновенно", — цитируют Конституцию участники этой видеозаписи. Чуть позже Олег Басилашвили произносит: "Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод". И в этот момент невозможно не вспомнить о гражданах Зеленодольска, включая ветеранов труда старшего возраста, выкидываемых по судебному решению на улицу из якобы аварийного жилья с мизерной компенсацией.

Сразу несколько участников записи прочитывают статью 31 Конституции, несколько раз повторяя слово "право": "Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования".

Посмотрите этот ролик, сравните положения Конституции и те чувства, с которыми произносятся её положения, с вашей реальностью и чувствами:

Вчера в Казани был сделан ещё один шаг, перечёркивающий Конституцию и удаляющий нас от неё. Участница "Открытой России" Гульназ Равилова была наказана судом 30 часами обязательных работ.

За что?

За одиночный пикет с требованием прекратить нарушать Конституцию.

12 декабря прошлого года Гульназ Равилова вместе с координатором "Открытой России" в Татарстане Дмитрием Егоровым провели одиночные пикеты у здания Госсовета Татарстана, Верховного суда республики и приёмной "Единой России" с призывом, обращённым к судьям, депутатам и чиновникам: "Не надо так".

Конституция с болтом — это "быстровозводимая сборно-разборная конструкция"

Во время пикета на земле лежала копия первой страницы Конституции с картонным болтом сверху. Акция называлась "Хватит класть болт на нашу Конституцию". Основанием для наказания Гульназ Равиловой, вынесенного судьёй Вахитовского районного суда Рузалией Багавовой, был составленный полицией протокол, в котором утверждалось, что Конституция с картонным болтом — это "быстровозводимая сборно-разборная конструкция" и что о проведении пикета необходимо было уведомить исполком Казани. Ранее 12 сутками ареста за участие в этом одиночном пикетировании был наказан Дмитрий Егоров.

Следующим шагом полиции и судов, очевидно, будет признание "быстровозводимой сборно-разборной конструкцией" значков на груди и экземпляров Конституции в руках.

Я пытаюсь понять судью Багавову, полицейских, составивших протокол и пытавшихся оказать давление на Гульназ Равилову через её семью, и, кажется, понимаю их. В отличие от Гульназ Равиловой, они не свободны. Они могут в глубине души не иметь ничего против неё и даже симпатизировать ей, но выполняют указание, поступившее сверху: преследовать участников "Открытой России".

Мы не могли поступить иначе, в противном случае мы лишились бы работы

От этого зависит сохранение их должностей, неплохих зарплат, премий, того мирка, в котором они находятся. Но это не снимает с них ответственности за их действия. Когда Россия станет открытой и свободной, что скажут эти полицейские и судьи в ответ на вопрос, почему они поступали именно так? "Мы не могли поступить иначе, в противном случае мы лишились бы работы, а у нас — семьи, дети, родители, ипотека"? Задумываются ли они над тем, что такой ответ не может быть оправданием и что их жизненные шансы в новой России могут быть ограничены в результате люстрации, предполагающей установление личной, а не коллективной ответственности?

Что делать нам, тем, для кого права и свободы Конституции имеют значение? На мой взгляд, объединяться, поддерживать друг друга, продумывать свои действия до, во время и после смены власти и не забывать имена тех, кто в настоящее время преследует свободных граждан.

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", может не совпадать с позицией редакции.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Мы говорим то, о чем другие вынуждены молчать.​

XS
SM
MD
LG