Ссылки для упрощенного доступа

Одним глазком. Потаённый Навальный и герои романа с общественностью в Татарстане


Вот, казалось бы, что может быть скучней, чем профсоюзная тема. Так оно повелось с тех времен, когда были "профсоюзы — школа коммунизма", и размер обязательных взносов (по-моему, 2 коп.) исчерпывающе характеризовал уровень профсоюзной поддержки, на которую может рассчитывать трудящийся в случае конфликта с работодателем.

Казалось, эту тоску зеленую способен расцветить в глазах читателей разве что рассказ о том, как лидер официальных профсоюзов скоммуниздил пару-тройку миллионов…

Но нет. Государственный ВЦИОМ (Всероссийский центр изучения общественного мнения) своим опросом со скучнейшим названием "Профсоюзы сегодня" сумел-таки заинтересовать россиян. Для такого успеха всего-то и понадобилось, что засекретить треть этого опроса, посвященную "Профсоюзу Навального". И всё, шумное внимание СМИ и горячий интерес соотечественников к этому секретному профсоюзу — обеспечены! Определенно, для некоторых свершений необходим особый талант.

В информации самого ВЦИОМа на то, что опрашиваемым задавались какие-либо вопросы о "Профсоюзе Навального", нет и намека. Понятно лишь, что большинство респондентов, вежливо скрывая рефлекторную зевоту, отмечают: в принципе, от профсоюзов может быть толк, а вот в реальности — никакого толку…

Но, как выяснилось после опубликования этого отчета, среди респондентов был готовый разговаривать не только с казенными социологами. Он-то (по-видимому, сильно удивленный объемом опубликованной информации) и раскрыл то, что скрыл ВЦИОМ.

Чего, по мнению респондента, хочет Навальный: а) здорового решения острых проблем, либо б) нездорового повышения личной популярности?

А именно, что целый блок вопросов был посвящен выяснению степени известности и популярности Алексея Навального и его "профсоюза" (этот проект Фонда борьбы с коррупцией запущен в январе и ставит своей задачей исполнение "майских указов" о повышении зарплат бюджетников). Ну, всё, как обычно: знает ли респондент, кто такой Навальный, как к нему относится, и чего, по мнению респондента, хочет Навальный: а) здорового решения острых проблем, либо б) нездорового повышения личной популярности?..

И то ли картина симпатий респондентов получилась ну совсем какая-то неправильная, то ли это так и было задумано заранее — а только именно вот эта часть исследования в отчете скрыта.

СМИ, конечно, немедленно кинулись искать гендиректора ВЦИОМа Валерия Федорова, чтобы провести уже свой опрос. Мол, знает ли он, что его центр засекретил самую интересную часть исследования, как к этому относится, и при этом он: а) исполнял указания вышестоящих товарищей, либо б) вообще никогда ничего не слышал о Навальном и "Профсоюзе Навального" и соответствующих вопросах ВЦИОМ?..

Однако глава ВЦИОМ повел себя как субъект, которого социологи не любят даже сильнее Навального: он отказался отвечать на любые вопросы.

В общем, Навального исключили из школы коммунизма без торжественного заседания педсовета и без объяснений.

Многие наблюдатели высказали предположение, что статистику мнений про "Профсоюз Навального" ВЦИОМ публиковать просто побоялся.

Но больше похоже, что на самом деле эта часть опроса изначально была "закрытой". Не в том смысле "закрытой", в каком употребляют это слово социологи (имея в виду вопрос, при ответе на который следует выбрать единственный вариант из предложенных), а в том смысле, что она была предназначена исключительно для "закрытой" аудитории.

Аудитории, условно обозначаемой термином "власть", которая сама твёрдо знает единственно правильный ответ ("Никакого Навального нет, и он хочет только повышения личной популярности"), но опасается, что для остального народа правильность этого ответа далеко не очевидна.

Аудитории, которая намерена устранять всякие упоминания об этом политике, объясняя это тем, что тот ничего не значит, — но очень хочет знать, что он в действительности значит для общества.

Самим-то надо ведь хоть одним глазком взглянуть на подлинный рейтинг Того-кого-нельзя-называть-по-имени, чтобы не упустить момент для перехода к более решительным действиям!Сам Алексей Навальный, само собой, использовал этот информационный повод, сооруженный руками ВЦИОМ, для дальнейшей пропаганды независимых профсоюзов и расшарил ролик учителя из Набережных Челнов Раушана Валиуллина.​

Тот рассказывает, как требует, чтобы зарплаты учителей в Татарстане соответствовали победным отчетам региональной власти о выполнении указов Владимира Путина, а местные чиновники уговаривают его в стиле Дмитрия Медведева: на самом-то деле зарплата соответствует, просто вы этого не ощущаете…

Пока ещё уговаривают, гуманисты. Это, возможно, потому, что в ролике не назван Тот-кого-нельзя-называть-по-имени.

А вообще Татарстан в целом и власти в Челнах — в частности успешно поддерживают всероссийскую борьбу с заклятым именем. Вот челнинский прокурор требует закрыть три паблика сторонников Навального "Вконтакте" — и будьте уверены, закроют.

Ведь в Татарстане-то знают: медиа-эффективность — это наше всё.

Вот такая, например, формулировка: "Во главу угла ставится способность взаимодействовать с людьми при помощи Интернета в стандартных и нестандартных ситуациях, умение выявлять очаги напряженности, решать проблемы, не уходить от ответа там, где он задан"

Вы, наверное, подумали, что это тоже характеристика Навального? А вот и нет, это — о "медиа-эффективности руководителей министерств, ведомств, глав городов и муниципальных районов Республики Татарстан"!

Счастливая идея измерять эту волшебную способность татарстанских начальников быть героями информационного пространства и властителями дум населения — возникла у агентства "ПромРейтинг" в прошлом году. И вот уже второе такое исследование — за IV-й квартал 2018 года.

Какие бури бушуют в этом политическом блюдечке!..

Продвинутый министр спорта Владимир Леонов прямо в костюмчике от Луи Витон покатился с прошлогоднего 48 места на 90-е: "помимо озвучивания планов по строительству в Казани центра фигурного катания, заметных инфоповодов со знаком "+" вокруг персоны Владимира Леонова и Минспорта РТ в повестке СМИ не зафиксировано"… Комментарии же, соцсети и телеграм-каналы "изобилуют массой негатива с крайне нелицеприятными подробностями".

Продвинутый министр экономики Фарид Абдулганиев — 88 место (вниз на 67 ступенек): "Мемы, гифки и обвинения в самопиаре, прохладное отношение к министерству и его главе в СМИ и полное их отсутствие в социальных сетях".

Самый продвинутый — министр по делам молодежи Дамир Фаттахов рухнул с 11 места на 91-е: "Более 88 процентов подписчиков из второго по величине города РТ недовольны работой Минмолодежи. О провальной работе с аудиторией соцсетей можно судить по отсутствию комментариев под постами. Более того, для аудитории соцмедиа новый министр все больше приобретает репутацию закостенелого чиновника"…

Самые "молодые" и амбициозные из министров Татарстана, о чём неопровержимо свидетельствует покрой их брендовых костюмов — и вот сумели же в кратчайший срок завоевать стойкую неприязнь во всех какие ни есть аудиториях… Впрочем, это, вероятно, говорит не столько о качестве материала, сколько о качестве отбора в начальники.

Вот казанский мэр Ильсур Метшин — молодец. Конечно, он со своей командой точно так же забил на соцсети с их валом критики ("Это и реакция горожан на планы по строительству МСЗ, и критика из-за неудовлетворительной уборки снега, а также увеличения тарифов на вывоз мусора, и слухи о предстоящем повышении стоимости проезда в общественном транспорте, и отказ в предоставлении жилья 92-летней жительнице Казани — ветерану труда", — перечисляют авторы рейтинга)… Зато заблаговременно и оптом приобрел (в самом положительном, конечно, смысле этого глагола) симпатии популярных СМИ — и вот оно, первое место!

Ну а другие передовики рейтинга — типа глав районов типа Дрожжановского и Аксубаевского, — вышли в герои романа с общественностью самым надежным способом: "Информационное поле на уровне районных СМИ полностью закрыто, а слабое развитие в районе социальных медиа —​ в первую очередь ВКонтакте и Инстаграм —​ сводят к нулю возможность негативных проявлений в этой области".

В общем, если бы за отрицательную оценку со стороны населения госчиновников в России наказывали — министры, того и гляди, отправились бы в бан вместо оппозиционера Навального. Но тсс, такой подход в современных условиях приравнивается к экстремизму…

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", может не совпадать с позицией редакции.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Мы говорим то, о чем другие вынуждены молчать.​

XS
SM
MD
LG