В пятницу, 22 марта, бизнес-омбудсмен Борис Титов направил генпрокурору России Юрию Чайке письмо с просьбой проверить законность содержания под стражей некоторых предпринимателей. Все они пробыли в СИЗО по несколько лет. В этом списке десять имен. Двое из них из Татарстана. "Idel.Реалии" вспоминают, какие бизнесмены, обвиняемые в преступлениях, за последние годы жаловались на длительные аресты.
"Зачастую доводы следователей о невозможности своевременного окончания расследования и необходимости продления срока абсолютно не обоснованы <…> Виной тому является неэффективная организация расследования, а не необходимость производства большого количества следственных действий", — говорится в обращении Бориса Титова, опубликованном на его сайте.
В нем бизнес-обмудсмен привел в пример уголовные дела двух бизнесменов из Татарстана — коммерческого директора ООО ПТК "ЭРА-ПАК" Сергея Хазова и учредителя ООО "Колосс" Лилию Акмалову. Каждый из них за время следствия обращался с жалобой на длительный арест либо к Чайке и главе СКР Александру Бастрыкину, либо в Центр общественных процедур "Бизнес против коррупции".
ДЕЛО СЕРГЕЯ ХАЗОВА
Сергей Хазов содержится в СИЗО более 17 месяцев — с ноября 2017 года. Его обвиняют в мошенничестве в особо крупном размере (ч.4 ст.159 УК РФ). Интересы предпринимателя представляет адвокат Лаврентий Сичинава.
Следствие решило, что Хазов сговорился с представителями "Камских полян" и намеренно похитил эти деньги у своей компании
Дело против Сергея Хазова возбудили сотрудники следственного управления МВД РТ по Нижнекамскому району в мае 2017 года. По официальной версии, обвиняемый похитил 8,2 млн рублей со счетов "ЭРА-ПАК".
Фирма Хазова в 2011 году заключила договор поставки товаров в рассрочку с ООО УК "Индустриальный парк "Камские поляны". К 2016 году у "ЭРА-ПАК" возникли проблемы с оплатой за поставляемый товар — накопился долг перед "Камскими полянами" в 8,2 млн рублей. Причиной этому, как объясняет сторона защиты, являются другие недобросовестные клиенты, которые не расплатились с "ЭРА-ПАК". Таким образом у компании не хватало нужной суммы для покрытия долга.
Следствие же решило, что Хазов сговорился с представителями "Камских полян" и намеренно похитил эти деньги у своей компании. 13 марта этого года дело передали на рассмотрение в суд, а само ООО "ЭРА-ПАК" к этому моменту обанкротилось.
Необходимость ареста Сергея Хазова следствие объясняет тем, что мужчина живет в 2,5 тысячи километров от места расследования, что затрудняет его доставку для ознакомления с материалами и участие в суде.
ДЕЛО ЛИЛИИ АКМАЛОВОЙ
Лилия Акмалова — фигурантка уголовного дела так называемых "обнальщиков" в Набережных Челнах. Ее обвиняют в руководстве организованным преступным сообществом (ОПС) и незаконной банковской деятельности. Дело уже рассматривает челнинский суд.
По версии следствия, ОПС, в которое якобы входила Акмалова, занималось выводом денег бизнесменов. За свои услуги члены сообщества, как считает следствие, удерживали от полутора до девяти процентов от всей суммы. Работали они якобы через ООО "Колосс" и "СК-Проф".
За шесть лет работы компаний при доходе, который описывает следствие, каждый из руководителей в месяц получал бы по 40 тысяч рублей. "Крутая "обнальная мафия".
Правоохранители заявляют, что на расчетные счета ООО "Колосс" поступило 134,7 млн рублей, и компания извлекла доход в сумме 4,4 млн. "СК-Проф" получило 123,6 млн, извлекло доход 6 млн. Следователи назвали эти компании "фирмами-однодневкми". Защитник Акмаловой подсчитал, что за шесть лет работы компаний при доходе, который описывает следствие, каждый из руководителей в месяц получал бы по 40 тысяч рублей. "Крутая "обнальная мафия", — заявил адвокат женщины. По информации защиты, Лилия Акмалова не имела никакого отношения к ООО "Колосс", а в "СК-Проф" — компания-резидент челнинского "Бизнес-инкубатора" — была директором последние шесть лет.
"ООО "СК-Проф" — единственное предприятие, выдвинутое от Набережночелнинского "Бизнес-инкубатора" для участия в IX Казанской венчурной ярмарке 2014 г. ООО "СК-Проф" на момент ареста Акмаловой и изъятия всей документации имело материальные активы, производственные площади (аренда), производственное оборудование. По итогам 2014 года ООО "СК-Проф" включено в ежегодный "Отчет о деятельности органов исполнительной власти Республики Татарстан" как предприятие, освоившее выпуск новой продукции. И это предприятие, с легкой руки следствия, назначено "фирмой-однодневкой", якобы специально открытой исключительно для обналичивания денежных средств и незаконной банковской деятельности", — утверждал защитник Акмаловой в жалобе Чайке и Бастрыкину.
Адвокат заявил, что предпринимательница стала фигуранткой дела из-за знакомства с так называемым лидером ОПС Денисом Окунем
Помимо этого обвинения, так называемым "обнальщикам" вменяют незаконное образование юрлица, хранение огнестрельного оружия и наркотиков. Лилия Акмалова себя виновный не считает. В жалобе ее адвокат заявил, что предпринимательница стала фигуранткой дела из-за знакомства с так называемым лидером ОПС Денисом Окунем. Всего на скамье обвиняемых 22 человека.
О КОМ НЕ ГОВОРИТ ТИТОВ
Помимо упомянутых Титовым предпринимателей в Татарстане еще несколько бизнесменов со статусом "обвиняемый" жаловались на долгий срок заключения в СИЗО. Среди них руководитель группы компаний "ФОН" Анатолий Ливада. Он находился под арестом с марта 2017-го до апреля 2018 года. Сейчас он под домашним арестом. 65-летнего главу стройфирмы "ФОН" обвиняют в хищении денег дольщиков и двойной продаже квартир. Ущерб, по версии следствия, составляет более 2,5 млрд рублей. В общей сложности Ливаде вменяют пять эпизодов уголовного дела по ч. 4 ст.159 УК РФ. Расследование его дела уже завершено. Обвиняемый ознакамливается с материалами 683-х томов.
Обвиняемый ознакамливается с материалами 683-х томов
Рашид Аитов — руководитель стройфирм "Свей" и "Маг-строй" — пробыл в СИЗО три года. В декабре 2018-го суд признал его виновным в хищении 349 млн рублей у 143 дольщиков и приговорил к 11 годам заключения. Бизнесмену вменялись нарушения по ч. 3 ст. 159 УК РФ ("Мошенничество в крупном размере"), п. "б" ч. 4 ст. 204 УК РФ ("Коммерческий подкуп"), п. "б" ч. 2 ст. 238 УК РФ ("Выполнение работ, не отвечающих требованиям безопасности").
По данным следствия, Аитов совершал преступные действия с сентября 2004-го по ноябрь 2015 года. Якобы в этот период бизнесмен занижал цены на жилье, чем притягивал дольщиков и впоследствии похищал их деньги. На заседаниях в суде адвокаты Аитова задавались вопросом, если их подзащитный похищал деньги, за счет чего он строил дома. Исходя из позиции защитников, многие дольщики оформляли квартиры у перекупщиков и формально отдавали деньги им, а не лично Рашиду Аитову. На сегодня у бизнесмена осталось пять недостроенных многоквартирных домов.
Сотрудник кредитно-производственной компании "РОСТ" и директор инвестиционной финансовой компании "Земля" Александр Бурнаев жаловался в ЕСПЧ на чрезмерную длительность предварительного заключения под стражей. Его арестовали 13 марта 2014 года. С того момента меру пресечения в виде ареста продлевали 15 раз. Жалоба в ЕСПЧ была направлена 26 ноября прошлого года; 18 января ее зарегистрировали, а 27 февраля — коммуницировали.
Бурнаева и еще шестерых фигурантов дела кредитно-потребительской компании "РОСТ" в зависимости от роли и степени участия обвиняют по ч. 3 ст. 210 УК РФ ("Организация преступного сообщества и участие в нем"), ч. 4 ст. 159 УК РФ ("Мошенничество"), пп. "а", "б" ч. 4 ст. 174.1 УК РФ ("Легализация преступных доходов").
Организатора пирамиды Андрея Макарова, ее члена, бывшего капитана казанского "Рубина" Сергея Харламова и двух участников преступного сообщества также обвиняют в хищении свыше 66 млн рублей под предлогом перевода земель сельхозназначения в категорию "индивидуальное жилищное строительство". Следствие и УБЭП считают, что часть похищенного — более 43 млн рублей — организатор пирамиды и его сестра Наталья Макарова легализовали через покупку машин и квартир.
Большая часть фигурантов дела находится под арестом с 2015 года. По сей день они в СИЗО. Дело уже рассматривает Вахитовский райсуд Казани.
Пока бизнесменов продолжают обвинять и арестовывать по части четвертой этой же статьи — мошенничество в особо крупном размере. Потому что только эта часть подразумевает заключение в СИЗО.
— В 2018 году ко мне поступило 60 обращений предпринимателей, связанных с уголовным преследованием. Нам пока не удалось выстроить институт, который бы эффективно работал с массовыми обращениями. По многим делам мы не находим никакого решения, они тянутся длительное время, — говорил бизнес-омбудсмен Татарстана Тимур Нагуманов в начале марта на заседании Центра общественных процедур "Бизнес против коррупции".
В комментарии "Idel.Реалии" сотрудники аппарата уполномоченного в РТ пояснили, что за прошедший год семь предпринимателей обращались к ним с жалобами на длительный срок ареста. Владимир Путин в послании Федеральному собранию упомянул о нарушениях при расследовании уголовных дел против бизнесменов. Борис Титов ранее также просил руководителя администрации президента РФ Антона Вайно вынести на очередное заседание рабочей группы по мониторингу и анализу правоприменительной практики в сфере предпринимательства несколько вопросов о предотвращении неправомерного уголовного давления на бизнес.
В Уголовном кодексе РФ предусмотрено наказание за мошенничество специально для предпринимателей. Это части пятая и седьмая статьи 159 — мошенничество в сфере страхования и мошенничество в сфере предпринимательской деятельности, соответственно. Но пока бизнесменов продолжают обвинять и арестовывать по части четвертой этой же статьи — мошенничество в особо крупном размере. Потому что только эта часть подразумевает заключение в СИЗО.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Мы говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.