Ссылки для упрощенного доступа

От памяти жертв СПИДа не осталось и следа


Организаторы ежегодного Казанского марафона изменили дату его проведения. Если в трёх предыдущих случаях — в 2016, 2017 и 2018 году — марафон проводился в третье воскресенье мая, в День памяти умерших от СПИДа, и так или иначе затрагивал проблематику ВИЧ/СПИДа, то в 2019 году он состоится 5 мая. На мой взгляд, это серьёзный просчёт оргкомитета, лишающий марафон социальной значимости.

Первый Казанский марафон в 2016 году изначально был заявлен как приуроченный к Международному дню памяти умерших от СПИДа и проходил под лозунгом "Проверь себя". Среди бегунов были люди, живущие с ВИЧ и участвовавшие в соревнованиях "с открытым лицом", в пакеты для всех участников организаторы включили книгу с их историями, а на футболке каждого спортсмена или физкультурника была нарисована красная ленточка — символ солидарности с теми, кого затронула эпидемия. Важным обстоятельством стало участие в марафоне 2016 года президента Татарстана Рустама Минниханова, прошедшего после трёхкилометрового забега тест на ВИЧ.

Со второго марафона в 2017 году стало наблюдаться стремление организаторов соревнования дистанцироваться от проблематики ВИЧ/СПИДа. В 2018 году уже не было никаких символов и материалов, указывавших на связь Казанского марафона с проблемой ВИЧ/СПИДа. Пункт тестирования на ВИЧ был развернут в отдалении от стартовой площадки. А в 2019 году и дата марафона перестала совпадать с Днём памяти.

Между тем, по данным Федерального научно-методического центра по профилактике и борьбе со СПИДом, за три года, прошедшие после первого Казанского марафона, число зарегистрированных случаев ВИЧ среди граждан России увеличилось примерно на 300 тысяч. К 31 октября 2018 г. общее количество зарегистрированных случаев ВИЧ-инфекции среди российских граждан составило, по предварительным данным, 1 306 109. Как сообщает Федеральный СПИД-центр, к концу октября 2018 г. в стране проживало 998 тысяч россиян с диагнозом "ВИЧ-инфекция", исключая 308 тысяч умерших. Это лишь официальные данные, за пределами которых находится значительное число тех, кто живёт с ВИЧ, но не знает об этом. По оценкам специалистов, таких людей в России может быть несколько сот тысяч.

Специалистов тревожат как темпы распространения вируса — во всех без исключения социальных группах, так и рост смертности от ВИЧ.

Эпидемиологи отмечают:

"Постоянно растет доля больных, умерших вследствие ВИЧ-инфекции. В 2017 г. по данным Росстата ВИЧ-инфекция была причиной более половины от всех смертей от инфекционных болезней (57,2%). Умирают инфицированные ВИЧ в молодом возрасте (в среднем 38 лет). За первые 10 месяцев 2018 г. в Российской Федерации умерло от всех причин 28 958 больных ВИЧ-инфекцией, что на 17,2% больше, чем за аналогичный период 2017 г. Ведущей причиной летальных исходов среди инфицированных ВИЧ остается туберкулез".

Поскольку ВИЧ-инфекция не является смертельным заболеванием, такие данные о смертности в России объясняются тем, что далеко не все люди, живущие с ВИЧ, принимают терапию. По данным Федерального СПИД-центра, охват лечением в 2018 г. в России составил 40,8% живущих с диагнозом "ВИЧ-инфекция" и 56,6% состоящих на диспансерном наблюдении.

В Республике Татарстан есть районы, распространённость ВИЧ в которых сопоставима с распространённостью вируса в Российской Федерации в целом или превышает её: Бугульминский, Альметьевский и Лениногорский. Ситуация в них, особенно в Бугульминском районе, серьёзна настолько, что республиканский СПИД-центр (учреждение здравоохранения, подчинённое минздраву Татарстана), который возглавляет Нияз Галиуллин, убрал данные о поражённости граждан ВИЧ в районах республики со своего сайта.

Всё чаще мои друзья-врачи — не инфекционисты — в повседневных разговорах говорят о том, как распространён вирус, и советуют всем без исключения тестироваться на ВИЧ, чтобы в случае его обнаружения своевременно начать лечение. На мой взгляд, бессмысленно и опасно использовать при обсуждении ВИЧ/СПИДа понятие "группы риска" или "уязвимые группы". Таких групп не существует. Уместно говорить лишь о "рискованных практиках": сексе без презерватива с партнёром, ВИЧ-статус которого неизвестен, использовании нестерильных игл, отказе от прохождения теста на ВИЧ во время беременности, отказе принимать антиретровирусную терапию.

Казанский марафон мог бы стать важным событием, регулярно привлекающим внимание граждан, властей и медиа к проблеме ВИЧ/СПИДа и демонстрирующим, что люди, живущие с ВИЧ, — такие же, как и все остальные. Вклад в борьбу с ВИЧ/СПИДом был бы главной узнаваемой чертой марафона, привлекающей к нему участников. Вместо этого марафон превратился в обычное коммерческое предприятие, отличающееся от остальных забегов лишь местом проведения. Ещё одна упущенная возможность в борьбе с эпидемией ВИЧ, которая всё шире охватывает Россию.

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", может не совпадать с позицией редакции.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.

XS
SM
MD
LG