Ссылки для упрощенного доступа

"Литература — дело одиноких людей"


28 марта 2019 года в Чебоксарах прошел очередной съезд Союза профессиональных писателей Чувашской Республики. В докладе председателя правления союза Геннадия Максимова преобладали пессимистические нотки. Особенно, когда глава правления сравнивал положение своих дел с ситуацией в аналогичных союзах республик Татарстан, Башкортостан и Марий Эл. Новым председателем правления общественной организации была избрана редактор литературного журнала "Тăван Атăл" (Родная Волга) Лидия Филиппова (Михайлова).

Доклад председателя правления ​Союза писателей Чувашии Геннадия Максимова состоял из перечисления выездов в районы и школы на встречи, на которые Министерство культуры без проблем выделяло, оказывается, транспорт. Не было сообщений по секциям — жанрам. Почти не было обсуждения доклада, дали выступить пару человек. На съезде не было никакой критики ни деятельности творческого союза, ни государственной политики в области литературного творчества, только осторожные намёки на то, что в соседних регионах гонорары в государственных издательствах, наверняка, выше. В голосовании приняло участие всего 46 человек, когда в союзе, как было озвучено на самом съезде, на учете состоит 95 (при открытии съезда было доложено об участии на нем 48 человек — ред).

Геннадий Максимов
Геннадий Максимов

Председатель правления союза Геннадий Максимов в своем докладе сравнил положение своих дел с ситуацией в аналогичных союзах республик Татарстан, Башкортостан и Марий Эл. Сравнивали не творческие успехи, а только сугубо материальное. Там коллеги имеют офисы, какие-то штатные единицы, редакции литературных журналов полноштатные, есть социальная поддержка. В Чувашской Республике даже у "признанного" властями союза нет офиса — писатели собираются в кабинете председателя правления, который работает заместителем главного редактора официальной газеты "Хыпар", нет машины для выездов, нет социальной поддержки своих писателей. Единственный литературный журнал "Тăван Атăл" (Родная Волга) выпускает один-единственный редактор, состоящий в штате издательского дома "Хыпар". После акционирования Чувашского книжного издательства стоимость книг выросла в два раза. Чувашские писатели не смогли обновить памятник на могиле известного прозаика Никифора Мранькки, памятник установили чувашские писатели из Башкортостана во главе с Мигулом Ишимбаем, и этот факт потряс душу Геннадия Максимова. Последнюю надежду председателя убил ответ главы кабинета министров (правительства) Чувашской Республики Ивана Моторина на обращение ряда именитых писателей по поводу закрытия журналов "Ялав" (Знамя), "Капкăн" (Капкан), "Лик (Литература, искусство, культура)". Ознакомив съезд с письмом высокопоставленного чиновника, который коротко можно охарактеризовать как "денег нет и не будет, но вы держитесь", Геннадий Максимов публично отказался дальше возглавлять союз.

Ассоциация шефствует над крупными чувашскими селами Байдеряково и Малячкино Шигонского района Самарской области

В 2016 году была возрождена работа учрежденной в 1989 году Свободной ассоциации писателей /чувашское название — ÇыравÇăсен ирĕклĕ пĕрлĕхĕ /ÇИП/, руководителем которой является литературовед Виталий Родионов. Выступивший на данном съезде профессиональных писателей министр культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашии Константин Яковлев данную ассоциацию даже не упомянул, хотя она тоже активно участвует в литературном процессе. Например, проводит чувашские этапы международного конкурса рассказов имени Махмуда Кашгари (совместно с Международным союзом писателей Евразии). Шефствует над крупными чувашскими селами Байдеряково и Малячкино Шигонского района Самарской области, наполовину чувашским селом Доможаково в Хакассии, снабжая их родной литературой, хотя там уже десятки лет чувашский язык в школах не преподается и официальные представители Чувашии туда не добираются. Совместно с национально-культурной автономией чуваш Шигонского района начали проводить памятные мероприятия в честь чувашского поэта Мĕтри ВаÇлейĕ (Василия Дмитриева), похороненного на самарской земле. Совместно с Фондом Васьлея Митты организует награждение премией имени этого репрессированного поэта (премии исполнилось 35 лет, это, скорее всего, одна из старейших альтернативных премий в России в области творчества — ред). Участвует на международных совещаниях писателей, в том числе — молодых писателей. Члены ÇИП выступили инициаторами издания ряда уникальных книг. Последняя — книга стихов недавно ушедшего из жизни киноактера и режиссера театра Иосифа Трера (Дмитриева) — находится в производстве в типографии.

Вялые попытки поговорить о творчестве не получили поддержки президиума и зала. Например, доктор филологических наук Юрий Артемьев посетовал о ненужности в нынешней ситуации литературной критики. Другой литературовед Василий Пушкин попытался найти новый жанр в творении народного поэта Чувашии Юрия Семендера. Разговор на съезде, в основном, шел о материальном. Но когда поднимался щекотливый вопрос, даже материальный вопрос не получал развития. Например, народный поэт Чувашии Валерий Тургай попытался разобраться, куда делся дом отдыха писателей в Заволжье, но кроме эпатажного выкрика ничего не получилось. Предложение лауреата Госпремии ЧР Зои Романовой (Филипповой) не проводить выборов председателя правления, пока союз не получит крышу над головой, вообще оставили без внимания.

На съезде рассказали об успешных организациях встреч и получениях грантов, на которые проводятся эти сами встречи с читателями в разных регионах России. Заключены ряд договоров с библиотеками и издательствами, общественными организациями о сотрудничестве.

Писательские союзы Башкортостана и Татарстана чувашских писателей в свои ряды принимают неохотно

На съезде выступил председатель правления еще одного Союза писателей Чувашской Республики "Хурăнташ" (Родня) известный чувашский прозаик Хведер Агивер (Федор Коновалов), который сообщил о решении объединиться с данным союзом. Но долгожданного триумфа объединения союзов не произошло. К трибуне пришлось выйти заместителю Агивера Владимиру Мишшану (Васильеву), который передал в президиум съезда копию письма, который направили они в Министерство юстиции Чувашской Республики с просьбой закрыть свой союз принудительно, то есть через суд. Мотивировали они свою просьбу отсутствием средств на процедуру ликвидации организации и проблемами со здоровьем у руководства союза. В зале раздались справедливые замечания, мол, как можно объединяться с союзом, который решил ликвидироваться? В итоге съезд поручил новому составу правления рассмотреть вопрос о постановке на учет в свой союз бывших членов "агиверовского" союза. Всем стало понятно, что эта процедура вполне может превратиться в унизительную для как минимум 62 членов данного союза (точное число своих членов они не смогли назвать — ред.) и в зале, и в президиуме послышались замечания, мол принимать не скопом, а тщательно фильтруя. Это прежде всего может коснуться "иностранных" членов союза, две трети которых — из Башкортостана. На съезде говорили, что писательские союзы Башкортостана и Татарстана чувашских писателей в свои ряды принимают неохотно.

По мнению члена ÇИП Илле Иванова, наблюдавшего за ходом съезда, такая "пренебрежительная, а возможно, просто невежественная по отношению к некоторым творческим союзам позиция министра культуры Чувашии демократическому писательскому сообществу Чувашии не сулит ничего хорошего".

Министр действительно на съезде открыто заявил, что всех обеспечить кабинетами, секретарями и автомашинами не сможет, поэтому призывал кого-то неконкретного убавить эгоизм и объединиться. Власти склонны сотрудничать с единым союзом.

"Idel.Реалии" задали вопрос по этому поводу председателю правления союза писателей Чувашской Республики Михаилу Юхме, под началом которого находятся 147 писателей, активному общественнику и политику, ныне состоящему в руководстве регионального отделения партии "Гражданская инициатива" (партии, возглавляемой Ксенией Собчак):

​— Мы даже при желании не можем объединиться, — ответил он. — В российском масштабе союз профессиональных писателей Чувашии относится к союзу писателей России, а мы — к союзу российских писателей и международному сообществу писательских союзов (как бы наследник союза писателей СССР). Не это главное. Мне не нравится, как коллеги-"профи" относятся высокомерно к другим союзам. И это высокомерие поддерживается некоторыми высокопоставленными чиновниками. Даже на национальное телевидение Чувашии на специальную передачу про писателей приглашают представителей только одного союза. Какого, думаю, сами догадались. В Якутии тоже два союза писателей, в Кабардино-Балкарии, Калининградской области… Там правительства поддерживают оба союза.

Когда была министром культуры Роза Лизакова, приняли какой-то противозаконный акт, что писатели могут получить почетное звание только при поддержке со стороны союза профессиональных писателей. Наш союз выдвинул талантливую поэтессу Альбину Юрату на получение звания "народный поэт Чувашии". Наверное, из ста песен, которые сейчас звучат, у восьмидесяти слова написаны А. Юрату. Мы её кандидатуру обсудили на правлении, на собрании, представили очень хорошие документы. Нас поддержали общественные организации. Но она не смогла получить заслуженное звание.

Если так будет продолжаться, никогда никакого объединения не будет, —сказал нашему изданию Юхма.

Хотя союз "простых" писателей на съезд "профессионалов" не пригласили, Юхма пристально следил за ходом собрания коллег. Он сетует, почему "профессионалы" не поднимают на съезде перед соответствующими органами власти злободневные вопросы, кроме вышеназванных:

— Например, куда делись девять квартир, две автомашины "Волга", двухуровневый гараж, заволжский дом творчества, которые при разделе союзов в 1991 году остались в ведении союза Хведер Агивера, затем — Валерия Тургая? Нет следов прекрасной библиотеки, где-то в пять тысяч томов. Под конец советского периода власти республики передали писателям роскошный дворец купца Ефремова, каким образом его отобрали у нас? Я предлагал, чтобы все союзы писателей находились там. Но не прислушались. Потом дворец отобрали, "главному" союзу передали офис союза композиторов. Но будучи председателем правления, Валерий Тургай оформил это помещение на Фонд Сеспеля, который возглавляет сам. Кто во власти помогал совершать эти захваты? И почему эти незаконные решения нельзя пересмотреть? Как это произошло, что "профи" сегодня даже офиса не имеют? — спрашивает Юхма.

Удивляет писателя и тот факт, что государство дважды платит за издание книг: сперва через одно министерство — на издание книг, потом другое министерство покупает их. Также газеты и журналы, радио и телевидение: их содержит государство, но они же получают еще государственные гранты, чтобы снимать какие-то передачи или открывать какие-то рубрики. Но эти организационные несуразности, к сожалению, говорит он, не стали предметом разговора на съезде коллег.

Вот как прокомментировал итоги съезда его участник, кандидат филологических наук, литературный критик, почетный президент Чувашского национального конгресса Атнер Хузангай:

— Я считаю, что союз писателей — это архаика. Ушедшее. Союзы создавались для того, чтобы писателей все время держать под контролем. За это им давали какие-то льготы, привилегии, но чтобы были при власти, у власти, за власть. Но эти времена уже прошли. Если и остались, то лишь как реликты. Есть благополучные, как в Татарстане, у нас — не очень благополучные. А так, у меня давно есть желание организовать чувашское отделение ПЕН-клуба.

— Мечта Геннадия Айги?

— И мечта, и необходимость. Писатель что-то скажет там неугодное властям, его могут и посадить. А эта организация отстаивает права писателей на свободу слова, на свободу высказываний, на свободу творчества. Вот это было бы сейчас очень необходимым. А союз в таком виде… У нас что происходит? Кто-то где-то издает книгу, проводит презентацию, банкет-фуршет… И на этом существование данной книги заканчивается. Ни критики, ни рецензий, ни обсуждений — какая она эта книга, такая, сякая… Книги выходят, конечно, разного уровня. Но нет у нас сейчас литературной критики как таковой, мы не оцениваем то, что выходит.

А кто будет председателем правления — никакого значения не имеет. Литература — дело одиноких людей, — резюмировал Атнер Хузангай.

История Союза (союзов) писателей Чувашии

Первым попытался собрать чувашских литераторов в одну организацию публицист, поэт, этнограф, фольклорист Алексей Милли, в 1942 году погибший в одном из лагерей ГУЛАГа. В том же году деятельность Общества чувашских литераторов была разгромлена активистами местных большевиков, которые сперва учредили союз "Канаш" (Совет), затем преобразовали его в Чувашскую ассоциацию пролетарских писателей, позднее — в союзы, соответственно, чувашских советских писателей и писателей ЧАССР, — рассказал "Idel.Реалии" ведущий научный сотрудник Чувашского государственного института гуманитарных наук, профессор Виталий Родионов. В 1991 году писатели разделились на 3 организации: союз писателей Чувашской Республики /Хв. Агивер/, союз чувашских писателей /М. Юхма/, ассоциацию русских писателей /В. Погильдяков/. Хв. Агивер выдвинул себя кандидатом в президенты Чувашии, в 2001 году от союза отделилась большая часть писателей и организовала союз профессиональных писателей, который "свыше" был назначен "главным". Затем Хв. Агивер преобразовал свою организацию в союз чувашских писателей "Хурăнташ", а М.Юхма, наоборот, — в союз писателей Чувашской Республики. М.Юхма сообщил "Idel.Реалии", что именно так должен называться главный союз писателей Чувашской Республики.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Мы говорим то, о чем другие вынуждены молчать.​

XS
SM
MD
LG