Ссылки для упрощенного доступа

Избирком в Казани обвинили в фальсификациях


Евгений Андреев
Евгений Андреев

За месяц до выборов в Госсовет Татарстана разгорается скандал. Член территориальной избирательной комиссии от КПРФ Евгений Андреев обвинил руководство ТИКа в фальсификации избирательных документов в пользу действующего депутата парламента Рустема Хасанова. В понедельник последнего пытался снять с предвыборной гонки кандидат от компартии Алексей Серов, однако Верховный суд республики оставил его иск без удовлетворения. Теперь коммунист намерен обратиться в Следственный комитет с заявлением о фальсификации избирательной документации. "Idel.Реалии" выслушали позиции каждой стороны.

Кандидат в депутаты Госсовета Татарстана от КПРФ по Чуйковскому одномандатному округу Алексей Серов в понедельник предпринял попытку снять с предвыборной гонки своего конкурента — действующего депутата республиканского парламента, директора благотворительного фонда "День добрых дел" (сотрудничает с мэрией Казани), руководителя ООО "Реставратор" Рустема Хасанова.

Серов обратился в Верховный суд Татарстана с требованием отменить решение территориальной избирательной комиссии (ТИК) Ново-Савиновского района Казани о регистрации Хасанова кандидатом. Ключевые доводы, которые привел Серов, сводились к следующему:

  • на подписных листах Рустема Хасанова не было указано, что он — действующий депутат Госсовета Татарстана, чего требует избирательное законодательство;
  • в выписке из протокола заседания ТИКа сказано, что за регистрацию директора фонда "День добрых дел" проголосовали четверо членов комиссии (еще один был против), тогда как для этого необходимо как минимум пять голосов (50% плюс один голос от всего состава комиссии, которая состоит из восьми человек). Согласно избирательному законодательству, на этом основании регистрацию кандидата можно отменить.

На заседании в Верховном суде Татарстана председатель ТИК Ново-Савиновского района Ольга Малышева и юрист (также является членом ТИК) Гузяль Мустафина представили подписные листы Рустема Хасанова, на которых есть пометка о том, что он является действующим депутатом республиканского парламента.

Кроме того, руководство ТИК представило оригинал протокола заседания комиссии, в котором сказано, что за регистрацию Хасанова проголосовали не четыре, а пять человек. Малышева отметила, что вопрос о регистрации Хасанова стоял первым в повестке дня, однако из-за опоздания одного из членов комиссии было принято решение поставить его четвертым.

Председатель ТИК назвала "технической ошибкой" тот факт, что секретарь комиссии не указала в протоколе, что вопрос о регистрации Хасанова был перенесен с первой позиции на четвертую. Малышева также подчеркивала, что у члена комиссии с правом решающего голоса от КПРФ была возможность оставить "особое мнение", однако он этого не сделал.

ПОЗИЦИЯ АЛЕКСЕЯ СЕРОВА

Cудья Верховного суда Татарстана Юлия Старшая в понедельник, 5 августа, приняла решение отказать в удовлетворении исковых заявлений Алексея Серова. На следующий день после заседания коммунист рассказал "Idel.Реалии", что "вишенкой на торте" его претензий "является фальсификация итогового протокола голосования".

— У меня есть оригинал выписки из протокола, которую мы получили в день принятия решения. На суде руководство территориальной избирательной комиссии Ново-Савиновского района не отрицало, что этот документ готовился и подписывался ими. Но после этого они говорят, что у них есть протокол, в котором совсем другие данные. Но если решение принималось четвертым вопросом, то у него должен быть соответствующий номер — в данном случае четвертый. В выписке из протокола, который у меня есть, указаны фамилии членов комиссии, которые присутствовали при принятии решения. Но они нагло сфальсифицировали документы. Какой смысл мне оспаривать решение, если у меня нет на это оснований? — задался вопросом Серов.

Он добавил, что каждый его довод "документально подкреплен". Коммунист также обратил внимание на подписные листы Рустема Хасанова, которые были продемонстрированы суду руководством ТИКа.

— Они сами были весьма удивлены, что на ряде подписных листов отсутствуют подписи кандидата Хасанова. Но при этом эти подписи комиссия признала. Как они их проверяли? Я вам объясню: это другие подписные листы! Потому что в изначальных подписных листах не было указания на то, что Хасанов — действующий депутат. Они внаглую переписали подписные листы. Прокурор же был не против моего ходатайства об их направлении на дальнейшую экспертизу, однако суд нам в этом отказал. Нами будет подана апелляция в Верховный суд России и заявление в Следственный комитет — они будут готовиться параллельно, — констатировал Серов.

Он назвал произошедшее "фантастической ситуацией правового нигилизма, которая не должна остаться без внимания".

— У меня до сих пор не прошло потрясение от того, насколько цинично, нагло и скоординированно могут действовать различные структуры для того, чтобы выгораживать свои решения. О каком равенстве кандидатов может идти речь? — резюмировал Алексей Серов.

ЧЛЕН ТИК ОТ КПРФ ОБВИНЯЕТ КОМИССИЮ В ФАЛЬСИФИКАЦИЯХ

Член ТИК Ново-Савиновского района с правом решающего голоса от КПРФ Евгений Андреев (голосовал против регистрации Хасанова; Ольга Малышева имела в виду именно его, говоря о том, что Андреев мог оставить "особое мнение" к протоколу заседания) подозревает руководство комиссии в фальсификации избирательных документов. "Idel.Реалии" побеседовали с ним об этом.

— Вы видели подписные листы Рустема Хасанова?

— Я сам знакомился с подписными листами кандидата в депутаты Хасанова. Также с ними знакомился член комиссии с правом совещательного голоса от Серова. Кроме того, с ними знакомились другие члены комиссии с правом совещательного голоса — в частности, от "Коммунистов России". Там нигде не было прописано, что Хасанов является действующим депутатом на непостоянной основе.

— На всех подписных листах?

— На всех.

— Ранее Алексей Серов жаловался на то, что документы Рустема Хасанова не предоставляли членам комиссии от КПРФ. Значит, предоставляли, раз вы с ними знакомились?

— Были проблемы с предоставлением подписных документов члену комиссии с правом совещательного голоса. Ей под различными предлогами в этом отказывали. Когда я подъехал (комиссия, может быть, еще хотела соблюдать закон), мы этот вопрос уладили. Комплект документов Хасанова был представлен как мне, так и члену комиссии с правом совещательного голоса от Серова.

— Вы были членом рабочей группы по проверке подписных листов Хасанова?

— Нет, я не состою в данной рабочей группе.

— Когда вы поняли, что на подписных листах не указано, что Хасанов является действующим депутатом, вы написали жалобу в ТИК?

— Нет. При проверке комплекта документов Хасанова мы совместно с членом комиссии с правом совещательного голоса обратили внимание на некоторые нестыковки, ошибки. Помимо подписных листов, там были и другие некоторые моменты. Мы сделали для себя пометку и думали, что тот человек, который отвечает за просмотр документов, все-таки сделает какие-то выводы.

— Рабочая группа обнаружила у Хасанова около 6% недействительных подписей (разрешено не более 10%). Почему на этом этапе вы не подали жалобу на основании того, что в подписных листах не указано депутатство Хасанова?

— Ознакомление с этими подписными листами я начал уже после утверждения Хасанова в качестве кандидата.

— Почему?

— Потому что я не входил в рабочую группу, надеялся на их профессионализм и честность. У меня другой круг обязанностей в территориальной избирательной комиссии. После того, как Хасанова зарегистрировали кандидатом, я издалека посмотрел его подписи — у меня возникли сомнения. По этой причине я и проголосовал против его регистрации. Я хотел развеять или укрепить свои домыслы, для этого начал просматривать документы.

— А член комиссии с правом совещательного голоса от КПРФ знакомился с подписными листами раньше, чем вы? До принятия решения о регистрации Хасанова.

— Затрудняюсь ответить. Был небольшой нюанс: в начале членом комиссии с правом совещательного голоса от кандидата Серова был другой человек, потом по тем или иным причинам он отказался от этой должности — была произведена замена на Валерию Яковлеву.

— Решение о регистрации Хасанова было какого числа?

— 26 июля.

— Кто присутствовал на том заседании ТИКа?

— Я, председатель комиссии Ольга Малышева, секретарь [Мария] Пенькова, Алексей Смирнов и заместитель председателя комиссии [Фарит] Фаизов.

— Ольга Малышева на суде заявила, что из-за опоздания одного из членов комиссии перенесла вопрос о регистрации Хасанова с первой позиции на четвертую.

— Это полуправда. Действительно, один из членов комиссии предупредил, что задерживается — это была [Гузяль] Мустафина. Она подошла как раз к четвертому вопросу, но вопрос о регистрации Хасанова никто не переносил — он был первым! Поэтому у нас и есть выписка из протокола, которая подтверждает наши слова. Более того — по настоянию председателя комиссии велась аудиозапись. Я думаю, если ее истребовать (если она чудесным образом куда-нибудь не потерялась, что я вполне допускаю), то на ней также будет слышно, что при рассмотрении вопросов присутствовали пять членов территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса.

— Малышева также говорила, что вы могли оставить "особое мнение". Почему, когда вы поняли, что за регистрацию Хасанова проголосовали лишь четверо членов комиссии, вы никак не высказались об этом, не написали жалобу или не оставили "особое мнение"?

— Сомнения в подлинности подписных листов у меня возникли уже во время утверждения Хасанова кандидатом. Поэтому я проголосовал против, но на тот момент у меня не было оснований писать "особое мнение". Я как раз хотел проверить свои подозрения о подмене документации.

— Я говорю именно про количество проголосовавших за регистрацию Хасанова. Почему вы не обратили на это внимание?

— Про "особое мнение" я уже сказал — на тот момент у меня не было на это оснований.

— Так если за регистрацию Хасанова проголосовали лишь четверо членов комиссии, это и есть основание, разве нет?

— Я хотел получить копию протокола, которую надо оспаривать.

— Чтобы довести дело до суда?

— Да.

— Алексей Серов, как я понял, представил суду выписку из протокола заседания комиссии. Что такое выписка и чем она отличается от протокола?

— Протокол более объемный — там могут быть высказывания членов комиссии, какие-то выступления. А выписка непосредственно отражает суть принятых решений: кто присутствовал, какой был вопрос, как голосовали и итоговое решение.

— На суде представители ТИКа сообщили, что секретарь допустила "техническую ошибку", не отразив в выписке из протокола тот факт, что вопрос о регистрации Хасанова опустили с первой позиции на четвертую.

— Это ложь.

— А как вы можете объяснить тот факт, что суду предоставили оригинал протокола, в котором сказано, что по вопросу о регистрации Хасанова голосовали шесть членов комиссии, а не пять?

— Это подлог. Я подозреваю фальсификацию избирательной документации. Более того — по данному факту кандидат Серов планирует обратиться в Следственный комитет. Кроме того, решение Верховного суда Татарстана будет обжаловано в Верховный суд России.

— Как вы можете объяснить то, что суду предоставили подписные листы, в которых есть указание на депутатство Рустема Хасанова?

— Подделать это элементарно. Я могу предположить, как это было сделано. Под "шапкой" подписных листов и до начала самих подписей было определенное пустое место. Соответственно, впечатать туда на принтере недостающую информацию технически возможно. Или есть второй — более затратный вариант — подделать все подписи. По какому из них пошла избирательная комиссия или лица, причастные к фальсификации, я не могу сказать. Пускай этим занимается Следственный комитет.

— В первоначальном исковом заявлении не указывались конкретные основания для снятия Хасанова с выборов, Серов представил их сторонам по делу лишь в день суда. Вы мне говорили, что руководство комиссии, получив иск, занервничало. Расскажите подробнее.

— В прошлую пятницу было очередное заседание территориальной избирательной комиссии. Один из вопросов был посвящен наделению Гузяль Самигулловны [Мустафиной] полномочиями юриста по иску Серова. Все судебные дела через нее всегда проходили и проходят. На том заседании также утвердили члена комиссии с правом совещательного голоса от кандидата Хасанова. После окончания заседания член комиссии Мустафина, председатель Малышева вместе с представителем Хасанова удалились в какую-то отдельную комнату, забрав, в частности, документы из сейфа, а именно выписку выдачи заверенных копий. Потом, насколько я знаю, начали изучать и подписи — вынесли их с территории ТИКа. Они объяснили это тем, что им нужно подготовиться к суду, а в помещениях комиссии шумно.

— Вы не имели право при этом присутствовать?

— Я бы, наверное, попытался, но, скорее всего, мне бы отказали. В субботу, когда я хотел ознакомиться с документами другого кандидата в депутаты, я видел, как член комиссии с правом совещательного голоса от Хасанова продолжал готовиться к суду совместно с руководством ТИКа. Они очень нервно себя вели.

— Насколько мне известно, вы "в связи с наличием фальсификации избирательных документов" обратились к руководству ТИКа с просьбой созвать заседание для обсуждения нарушений избирательного законодательства.

— Да, заседание пока не назначили. Это заявление я подал в понедельник, у них есть 3-5 дней для принятия решения. Жду. Может быть, стоит совместно с комиссией обратиться в Следственный комитет, чтобы он проверил мои домыслы и сказал, прав я или нет. Если комиссия назначит заседание, я намерен затребовать аудиозапись заседания, на котором зарегистрировали Хасанова, но думаю, она, скорее всего, каким-то чудесным образом пропадет.

ПОЗИЦИЯ РУСТЕМА ХАСАНОВА

Рустем Хасанов претензии Алексея Серов отвергает. По его мнению, действия коммуниста связаны с "обидой", поскольку на довыборах в 2018 году Серову отказали в регистрации из-за нарушения процедуры выдвижения. Тогда победу в округе одержал именно Хасанов.

— Отказ в регистрации на выборах 2018 года из-за нелепой ошибки партийных аппаратчиков, похоже, стал для Алексея Серова огромной личной обидой, попытки расквитаться за которую приводят только к репутационным потерям для КПРФ. Но деятельность членов партии, даже неоднозначная в плане общественного мнения о КПРФ — это сугубо внутрипартийное дело, — отметил Хасанов.

По его мнению, "в руководстве компартии наверняка понимают, что противопоставить оппоненту, почти год вплотную работавшему с населением округа, их кандидату попросту нечего, и шансы на победу в честной борьбе за голоса избирателей стремятся к нулю".

— Обратите внимание: весь штаб юристов КПРФ по Чуйковскому округу работает исключительно против меня, на других зарегистрированных кандидатов просто не обращают внимания. Так что тактика коммунистов очевидна: шум и скандал любой ценой и по любому поводу — либо основного конкурента "снесем", либо в прессе лишний раз засветимся. Мне искренне жаль, что никакой другой повестки, способной обеспечить симпатии и голоса избирателей, у парламентской — подчеркиваю — партии на этих выборах не нашлось, — резюмировал Рустем Хасанов.

Выборы в Госсовет Татарстана пройдут 8 сентября. Жителям республики предстоит избрать 100 депутатов: 50 — по партийным спискам, 50 — по одномандатным округам.

Бойтесь равнодушия — оно убивает. Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

XS
SM
MD
LG