Журналиста Максима Мельникова уволили из "Самарской газеты" после того, как во время публичного выступления он рассказал о проблемах региональных СМИ, в том числе — муниципальной "Самарской газеты", где работал. Среди озвученных журналистом болевых точек СМИ — отставание в digital, отсутствие крупных рекламодателей, самоцензура и недостаток интересных спикеров.
Лекция Максима Мельникова под названием "Сесть на бутылку или делать медиа в регионе" была опубликована в YouTube 10 октября. Мельников рассказал "Idel.Реалии", почему он был после нее уволен и как работается журналистам в Самаре.
— За что вас попросили уволиться из муниципальной газеты?
— Из-за моего небольшого стэндапа с открытого микрофона конференции MEH. Ироничное, но в целом безобидное выступление — так показалось и мне, и коллегам, которым я озвучивал тезисы до поездки на конференцию. Но через несколько дней после выхода ролика мне позвонили и сказали, что нужно приехать и написать заявление по собственному желанию.
— Кем и сколько вы работали в редакции? Что входило в ваши обязанности?
— Я проработал без двух недель два года на должности ведущего специалиста по спецпроектам. Но по факту был "экспертом по всем вопросам" — вел сообщество VK, помогал с кадрами (за время моей работы привел в издание четырех человек), изредка выпускал материалы и так далее.
— Расскажите немного об атмосфере в редакции. Получается и разрешается ли журналистам городской газеты критиковать мэрию?
— Атмосфера отличная, коллектив между собой активно общается не только в рабочее время — для нас нормой было периодически проводить время на каких-то мероприятиях. Теплые человеческие отношения. По поводу критики — конечно, нет. С самого начала у мэрии есть позиции, и издание ее придерживается.
— Случаи цензуры, снятия материалов с номера вам известны?
— Думаю, сотрудники газеты работают в ней давно и примерно понимают, какие материалы как стоит писать. Если такие случаи и были, я о них не слышал.
— Как вы оцениваете уровень профессионализма муниципальной газеты, в которой работали?
— Как я и говорил в выступлении на конференции МЕН, там собрались хорошие люди и при этом весьма толковые профессионалы, которые живут современными реалиями. Но при этом не могут в должной мере этим реалиям соответствовать — не по своей вине.
— Действительно ли городская газета пишет все в русле, исключительно лояльном власти?
— Да, это цель существования газеты и сайта. Однажды я опубликовал фото на тему прорыва теплотрасс в Самаре. Спустя полчаса после публикации главному редактору позвонили из администрации Самары и попросили удалить материал. По условиям компромисса, в следующие три дня газета публиковала новости "исключительно в положительном ключе об этом событии".
— Есть ли в самарских СМИ списки "неугодных", независимых журналистов, которым властями создан запрет на профессию?
— Я о таких не слышал.
— Есть ли в Самаре независимые СМИ?
— Не думаю, что в принципе существует независимая пресса — так или иначе, издание содержит кто-то, кто имеет свои интересы, будь это государство или частное лицо. Могу ошибаться.
— Как коллеги отнеслись к вашему увольнению?
— Мягко говоря, у них был шок — у нас было запланировано определенное количество совместных проектов, мы уже начали их активно обсуждать. На протяжении всей этой истории они меня поддерживают, мы каждый день на связи.
— Где планируете продолжать свою карьеру?
— Организаторы конференции MEH из объединения "Спасибо, очень интересно!" сказали, что своих не бросают, и раскидали информацию о моей ситуации по своим довольно обширным каналам — бесконечный им за это респект. Сейчас есть некоторое количество предложений от добрых людей, так что посмотрим, чем все это закончится.
Бойтесь равнодушия — оно убивает. Подписывайтесь на наш канал в Telegram.