Ссылки для упрощенного доступа

"В ФСБ попадешь, какие надо им показания — такие и дашь". Дело главы Малмыжского района


Валерий Константинов с защитниками в районном суде Малмыжа
Валерий Константинов с защитниками в районном суде Малмыжа

В городе Малмыж Кировской области районный суд рассматривает одно из самых громких коррупционных дел в российских регионах. Главу Малмыжского района Валерия Константинова обвиняют в вымогательстве денег у четырех местных предпринимателей. Общая сумма "взятки" составляет 165 тысяч рублей. Руководитель Малмыжского района свою вину не признает, заявляя, что дело против него сфабриковано правоохранительными органами. В случае обвинительного приговора 65-летнему Валерию Константинову грозит лишение свободы на срок от пяти до десяти лет.

Хотите сообщить новость или связаться нами?

Пишите или посылайте нам голосовые сообщения в WhatsApp.

МАЛМЫЖ И ОКРЕСТНОСТИ

Малмыж —​ город хлебный, район высокой культуры земледелия. Здесь плодородные почвы и стабильно высокие урожаи. В 2019 году в Малмыжском районе урожайность зерновых составила 24,6 центнера с гектара, передовое хозяйство —​ агрофирма "Савали" получило 40 центнеров с гектара. В среднем по Кировской области урожайность зерновых была 21,6 центнеров. С 2016 года Малмыжским районом руководит Валерий Константинов. На заседании районной Думы депутаты избрали его большинством голосов. Константинов планировал построить в Малмыжском районе современный животноводческий комплекс за три с половиной миллиарда рублей, школу, детский садик, отремонтировать дороги.

Я смотрю телеканал "Победа" и знаю, сколько человек пострадало в 1937 году, неужели это повторится в наше время?

— При Константинове только жить начали! — вспоминает исполнительный секретарь малмыжского отделения партии "Единая Россия" Людмила Валиева. Корреспондента "Idel.Реалии" в офисе "партии власти" принимают неожиданно радушно, а о Константинове вспоминают как о лучшем руководителе Малмыжского района.

— Константинов — самый светлый человек! — убеждает меня Людмила Васильевна. — Он всё делал, чтобы Малмыжский район развивался! Он вставал в 5 утра, объезжал все поля, все колхозы, приезжал на планерку и знал о ситуации в районе лучше всех. Он не боялся приезжать в правительство Кировской области и там отстаивать интересы простых людей! Он болел душой за народ, за Малмыж! Но, странное дело, почему-то именно те люди, которые работают с душой, сегодня подвергаются репрессиям! Я смотрю телеканал "Победа" и знаю, сколько человек пострадало в 1937 году, неужели это повторится в наше время?

На маленьком рынке в центре Малмыжа идет оживленная торговля. На прилавках рыба, картофель, яблоки, джинсы, мочалки, шерстяная пряжа, лопаты и другие товары. Вроде бы всё есть, что только душе угодно, но народ власть не жалует.

— Что один глава, что другой! — признается женщина, торгующая джинсами, — дорог нет, работы нет, молодёжь уезжает! Больницу построили, а специалистов нет! Приезжают врачи из Кирова, попробуй к ним на прием попасть! А вы посмотрите, какие у нас дороги, яма на яме! Я не верю "Единой России", голосую за Жириновского!

— А я вообще не верю никому, — сообщает молодой человек в темной куртке. — Цены растут, зарплаты падают, а все проблемы сваливают на простой народ! Мы для них как ломовые лошади или расходный материал! Я собираюсь уезжать из Малмыжа. Хороший Константинов или плохой — мне всё равно!

— Константинов в церковь ходит, Богу молится, значит, человек честный, — уверена татарка по имени Катерина. — А сами люди могут что угодно придумать и подставить человека невинного!

— На Курбан-байрам приходил в мечеть, поздравлял, было очень приятно, что власть обратила внимание! — вспоминает Константинова имам Малмыжской мечети Билал Курбангалиев. — Хотя он не мусульманин, но мусульман не забывал!

Путин 20 лет у власти. Вы довольны его работой?
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:04:15 0:00

МОСТ

Сам Валерий Константинов из рода крещеных татар, родился на Урале, потом семья переехала в Татарстан. Константинов работал агрономом в колхозе, начальником райсельхозуправления, директором "Агроснаба", был членом КПСС и секретарем парткома, после Перестройки стал членом "Единой России", дважды избирался руководителем Малмыжского района. Но второй раз проработал недолго. 17 января 2019 года его арестовали по обвинению в коррупции.

— Ворвались десять человек, схватили меня, увезли в Киров в наручниках! — вспоминает Валерий Васильевич. — Тут же по всем вятским телеканалам рассказали, что глава Малмыжского района — злостный взяточник!

Мы разговариваем с Валерием Васильевич в его доме на улице Трудовой.

— Всё искали у меня золото, ценности — рассказывает Валерий Васильевич — а ничего не нашли! Даже для ремонта дома я брал деньги в кредит! А они думали, что у меня тут мешки с бриллиантами под кроватью!

— Почему вас обвиняют в коррупции?

— История долгая, а началось все с моста, — вздыхает Константинов.

Понтонный мост через реку Вятку построила в 2014 году нижегородская фирма "Технополис", соединив районный центр Малмыж на правом берегу с населенными пунктами левобережья, где проживает 3500 человек. Однако цена, установленная за проезд по мосту оказалась слишком высокой для деревенских жителей — 300 рублей за легковой автомобиль, 2000 — за грузовик. Жители левобережья жаловались на дороговизну во все инстанции, но безуспешно, льготы отменили даже многодетным матерям и ветеранам. Многие по старинке стали добираться в Малмыж на моторной лодке за сто рублей. В 2016 году нижегородская фирма обанкротилась, а малмыжский платный мост передали кировскому конкурсному управляющему и распродали по частям.

Мост через Вятку
Мост через Вятку

В июне 2018 года два предпринимателя из Татарстана заблокировали мост. Валерий Константинов называет их "бандитами".

— Я приехал на мост 22 июня в 23.00, там стояли сотни машин, люди ревели, они не могли попасть домой. Я звонил малмыжским правоохранительным органам — в прокуратуру, полицию, ФСБ, но никто не приехал. Я один на мосту воевал с бандитами! Тогда я позвонил в областное управление МВД, они нашли нашего начальника полиции, после этого прибыл целый взвод полиции, мост разблокировали. Я опубликовал ролик в Интернете, рассказал, как все было. С этого дня и пошла со мной война! Малмыжский прокурор стал вмешиваться в дела районной администрации, за любую провинность штрафовал людей, которые получали 10 тысяч и не могли заплатить. Я ему сказал: "Вы так развалите район!", а он пообещал: "Я на тебя найду управу!"

Валерий Константинов написал заявление в областную прокуратуру. Он обвинил старшего советника юстиции Фаниса Гайфутдинова в неправомочных действиях и превышении должностных полномочий. В отношении районного прокурора была проведена служебная проверка.

ВЗЯТКА ВЗАИМОЗАЧЕТОМ

В январе 2019 года на главу Малмыжского района Валерия Константинова было заведено уголовное дело. Почти все обвинения основывались на показаниях четырех малмыжских бизнесменов: Рашида Халиуллина, Нурзады Габдуллина, Ильдара Хакимова и Рината Асхатзянова. Всё они обвиняли главу в вымогательстве взяток в качестве "благодарности" за выгодные контракты, ремонт автомобильных дорог, аренду зданий и земельных участков.

Согласно показаниям генерального директора ООО "Приор" Рашида Халиуллина:

"В один из последних дней августа-начала сентября 2017 года глава Малмыжского района Константинов В. В, находясь на своём рабочем месте, потребовал передать взятку в виде оказания имущественных услуг с целью освобождения его от оплаты долга на сумму 30 тысяч рублей в кафе "Вятка" Малмыжского РАЙПО. После этого в один из дней сентября-октября 2017 года в дневное время согласно заранее достигнутой договорённости с Константиновым я передал старшему повару кафе "Вятка" Хабибуллиной наличные денежные средства в сумме 30 тысяч рублей".

Другой бизнесмен, директор ООО "Альбиойл" Нурзада Габдуллин в своих показаниях заявил:

"В один из дней сентября 2017 года по инициативе Константинова я встретился с ним на его рабочем месте. Во время этой встречи Константинов указал мне, что я смог заработать деньги благодаря муниципальному контракту между администрацией Малмыжского района и ООО "Альбийол" на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог и потребовал отблагодарить его за это. Я поинтересовался у Константинова, каким образом должен отблагодарить. Константинов ответил, что необходимо произвести частичную оплату долга, образовавшегося в кафе "Вятка". После этого в период с сентября 2017 года по апрель 2018 года я достигнул договорённости с председателем совета Малмыжского РАЙПО Поташевой об оплате части долга Константинова посредством проведения взаимозачетов, а именно заправки автотранспорта РАЙПО бензином АИ-92 на сумму 25 тысяч рублей".

Согласно показаниям повара кафе "Вятка" Таскиры Хабибуллиной:

"По состоянию на сентябрь 2017 года у Константинова имелись долговые обязательства перед кафе" Вятка", сумма которых составляла 55 тысяч рублей. Данные долговые обязательства образовались у Константинова в период с 2016 по 2017 год в результате накопившихся в кафе "Вятка" сумм неоплаченных им "деловых" обедов и ужинов с различными гостями — должностными лицами. Точно не помню, куда именно записывала неоплаченные счета Константинова, а так как свободное место в тетрадях быстро заканчивалось, и долг был уже оплачен, я могла выбрасывать эти тетради".

Также по данным следствия, Константинов вымогал 100 тысяч рублей у предпринимателя Рината Асхатзянова и 10 тысяч рублей у Ильдара Хакимова. О передаче 10 тысяч рублей в уголовном деле свидетельствует видеозапись. В кабинете главы Малмыжского района сотрудниками ФСБ тайно были установлены видеокамера и звукозаписывающие устройства.

— Мне секретарша говорит: провода какие-то лишние появились, что бы это значило? А я и не знал, подумал, что это, наверное, нужно для телефонной связи, — вспоминает Константинов.

— В материалах следствия говорится об ужинах и обедах в кафе "Вятка" и других местах. Что это были за обеды? Кто в них участвовал?

— Мы собирались строить в Малмыжском районе животноводческий комплекс стоимостью три с половиной миллиарда рублей, к нам приезжали инвесторы из компании "Орел Нобель Агро", — объясняет Валерий Васильевич. — Их нужно было хорошо принимать, угощать. А иначе как? Они развернутся и уедут! Также к нам приезжали чиновники областного правительства, в том числе губернатор Кировской области Игорь Васильев. Их тоже нужно было принимать достойно. Приезжали генералы и участники боевых действий на открытие памятника герою России Валерию Астапову, погибшему в Сирии.

— В районной администрации был предусмотрен специальный фонд для оплаты всех этих обедов и ужинов?

— Нет, конечно! Я частично платил сам, из собственных средств, а частично просил спонсорской помощи у малмыжских предпринимателей. Но это была именно спонсорская помощь, а не взятки! Себе я ни копейки не взял! И никаких долгов пред кафе "Вятка" у меня не было. За организацию питания инвесторов отвечал Халиуллин, возможно, у него накопился долг в 30 тысяч, но я об этом ничего не знал. Я узнал, что это якобы был мой долг, только во время следствия. Я думаю, Халиуллина могли заставить оговорить меня, так как он в последние годы находился "под прицелом" правоохранительных органов, в 2018 году был осужден за мошенничество. Примерно такая же история с предпринимателем Габудуллиным. У него на даче "отдыхали" газовики и чиновники областного правительства, для них была организована баня и музыка. Продукты для этой вечеринки в кафе "Вятка" заказывал я, возможно долг записали на меня, но потом Габдуллин погасил его взаимозачетом. О том, что это "взятка" я тоже узнал только во время следствия.

— Предприниматель Ринат Асхатзянов передавал вам 100 тысяч рублей в качестве благодарности за передачу в аренду объекта, находящегося в муниципальной собственности?

— Это полная клевета, такого преступления я не совершал! Здание теплой стоянки передали в аренду, потому что это позволяло получить дополнительный доход в муниципальный бюджет. Недавно я встречался с Ринатом и поинтересовался, почему он оговорил меня. Он ответил, "в ФСБ попадешь, какие надо им показания — такие и дашь".

— Но передача вам 10 тысяч рублей предпринимателем Ильдаром Хакимовым подтверждается видеозаписью, сделанной сотрудниками ФСБ…

— Я не отрицаю, что получил от Хакимова 10 тысяч рублей в своем рабочем кабинете. Но это не взятка, это спонсорская помощь для оплаты обедов в связи с открытием памятника генералу Валерию Астапову. Из своих личных средств я тоже заплатил 9 тысяч рублей для питания оркестра и воинов-афганцев.

— Но в уголовном деле есть ваши показания, где вы признаете эти деньги взяткой...

— Да, я подписал все, что предложил следователь в Кирове. Потому что я был в шоке после ареста, не понимал, что делаю. Накануне меня увезли на "Скорой" с инфарктом. Я хотел, чтобы меня отпустили домой в Малмыж, поэтому подписал, не глядя.

— Все эти генералы, чиновники, бизнесмены, члены "Единой России", что приезжали к вам в Малмыж обедать и развлекаться — какая у них была реакция на ваш арест?

— Я обращался к кировскому губернатору и к другим представителям власти, но не увидел не то что помощи, но даже обычного сочувствия! Никому я не нужен оказался. От простых жителей Малмыжа у меня сотни подписей в мою поддержку, но ни одной от начальства.

— Как изменилась ваша жизнь после ареста?

— Я теперь сам себя не понимаю. В начале мы строили социализм, к коммунизму стремились, верили, что у нас самая лучшая страна, а потом выяснилось, что это не совсем так…В 90-ые годы я получил заработную плату за целый год в виде стиральной машины "Вятка-автомат". Нас стали призывать разваливать колхозы, я не понимал: зачем? Мы всю жизнь колхозы создавали, а теперь разваливать?! Я вступил в Аграрную партию, но она тоже развалилась, нас машинально перевели в "Единую Россию". Но в какой бы партии я не состоял, я все делал для народа! В чем я виноват, что сделал не так? Если я брал взятки, то они в доме у меня должны быть! А у меня нет ничего! А если я брал для народа, разве это взятка?!

Переправа через Вятку
Переправа через Вятку

СУД МАЛМЫЖА

Районный суд Малмыжа не избалован вниманием прессы, да и обычная публика сюда редко заглядывает. Процесс по делу Константинова проходил 13 ноября в пустом зале при участии судьи Константина Долгушина, государственных обвинителей Льва Синицына и Руслана Якупова, защитников Дмитрия Ростовцева и Антона Михайловского. В суд вызваны свидетели защиты. Главный бухгалтер малмыжского РАЙПО Танзиля Хамитулина во время допроса нервничала и затруднялась с ответом на каверзные вопросы судьи и государственных обвинителей.

— Как осуществлялся контроль за финансовой деятельностью кафе "Вятка" малмыжского РАЙПО? — спрашивает защитник Дмитрий Ростовцев.

— Бухгалтеры делают отчеты, а мы проводим инвентаризацию примерно раз в полгода или чаще.

— В ходе последней инвентаризации была выявлены излишки или недостачи по кафе "Вятка"?

— Выявлялись излишки, недостач не было.

— Скажите, пожалуйста, имелся ли долг перед кафе "Вятка" малмыжского РАЙПО с 2016 года по настоящее время у Валерия Константинова?

— Через нашу бухгалтерию такой долг не проходил.

— Вам знаком предприниматель Габдуллин?

— Он обедал в нашем кафе, а мы у него покупали бензин. Расчеты шли в форме взаимозачетов.

— При каких обстоятельствах был изготовлен счет № 157 от 23 апреля 2018 года и на какую сумму?

— Ваша честь, я возражаю против данного вопроса, — заявляет государственный обвинитель Лев Синицын. — Свидетель не может помнить каждый счет!

— Суд отклоняет возражение государственных обвинителей — парирует судья Константин Долгушин. — Вы помните этот счет?

— Да я его помню, — после паузы отвечает Танзиля Хамитулина. — Это был счет на сумму 25 тысяч рублей. Счет был выписан Габдуллину в январе 2019 года задним числом.

— То есть, в нарушении требований бухгалтерского учета? — уточняет судья.

Но вы только что нам говорили, что по результатам инвентаризации долгов у кафе не было, а сейчас выясняется, что был долг Габдулина, и этот долг был погашен задним числом? Как этот документ мог появиться задним числом, поясните суду!

Этот вопрос настолько ставит в тупик бухгалтера, что дама пару минут молчит, а потом начинает медленно съезжать в сторону вместе с судейской кафедрой. К ней подбегают судебные приставы, открывают окно, приносят воды. Но добиться ответа от женщины так и не удается.

Администрация района
Администрация района

После небольшого перерыва суд продолжает допрос нового свидетеля. Перед судебной кафедрой — Николай Карадуганов, бывший главы Калининского сельского поселения.

— Вам что-нибудь известно об организации мероприятий по установке памятника генералу Астапову? — спрашивает сторона защиты.

— Открытие было 8 декабря, — рассказывает Карадуганов. —​ Гостей было очень много, играл духовой оркестр, много участников боевых действий приехало из разных городов, даже из Набережных Челнов.

— Как участвовал в этих мероприятиях Константинов?

— Без него ничего не делалось. Он сказал, что в Доме Культуры будет фуршет для всех, а для правительства Кировской области будет заказана столовая. Он пояснил, что договорился с предпринимателями об оплате всех этих фуршетов и обедов. Народу было очень много, больше, чем рассчитывали. В один прекрасный момент я заметил, что на столах скучно стало, еды нет, особенно выпивки не хватает! Я подошел к Константинову: "Валерий Васильевич, что делать?". А он достал из кармана пять тысяч и говорит: "Съездите, купите, что надо!".

Защита заявляет ходатайство о поведении экспертизы бухгалтерских документов Малмыжского РАЙПО. Судья удаляется в совещательную комнату, перерыв затягивается. Вечереет, за окном сгущается тьма, в зале душно, приставы открывают окна, защитники выходят прогуляться. Константинов сидит в одиночестве в пустом судебном зале с отрешенным лицом человека, который ищет ответ на один мучительный вопрос, но не может найти.

— Эх, ребята, — произносит он, обращаясь к пустому залу. — Возили меня недавно с инфарктом на "Скорой". Довезли, спасли. А сейчас думаю, может быть, зря?! Хоть бы я здесь не сидел, не мучался! За что мне все это?

Улица Малмыжа
Улица Малмыжа

Сейчас Валерий Константинов находится под домашним арестом, он не признал свою вину ни по одному из пунктов обвинения, заявив, что дело против него является "заказным", а причиной обвинения стал его конфликт с правоохранительными органами.

Если вина Валерия Константинова будет доказана, ему грозит срок от пяти на десяти лет лишения свободы. Для человека 65 лет, только что пережившего инфаркт, такой срок может оказаться пожизненным.
Приговор Валерию Константинову будет вынесен после 2 декабря.

Бойтесь равнодушия — оно убивает. Хотите сообщить новость или связаться нами? Пишите нам в WhatsApp. А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.

XS
SM
MD
LG