Ссылки для упрощенного доступа

Как запрос из прокуратуры помог достучаться до администрации


Светлана со своей клиенткой. Автор фотографии: Алексей Огурцов
Светлана со своей клиенткой. Автор фотографии: Алексей Огурцов

С героиней нашей постоянной рубрики о внутренней миграции Светланой Наговицыной корреспондент "Idel.Реалии" познакомилась в Москве на мероприятии, посвященном Дню удмуртского языка. На празднике Светлана представила свои изделия — футболки с удмуртскими надписями и символикой. Национальный мерч расходился на ура.

Хотите сообщить новость или связаться нами?

Пишите или посылайте нам голосовые сообщения в WhatsApp.

Светлане 27 лет, она родилась в небольшом удмуртском поселке Балезино с населением около 14 тысяч, потом училась в Ижевске, а последние четыре года живет в Москве.

Создательница удмуртского мерча рассказала "Idel.Реалии", что в детстве она не учила удмуртский язык и очень жалеет об этом.

Севтлана Наговицына. Автор фотографии: Алексей Огурцов
Севтлана Наговицына. Автор фотографии: Алексей Огурцов

—​ В то время считалось как-то непрестижно на нем разговаривать, поэтому дома мама с папой только между собой говорили на родном языке, а нас, троих детей, решили учить только русскому. Я раньше не обращала на это внимание, а потом поняла, что это большое упущение для меня и начала учить удмуртский язык на курсах в Москве. Для меня есть что-то сакральное в изучении родного языка. Удмуртские песни, особенно народные, так трогают за душу. Когда слушаю "Бурановских бабушек", мне хочется плакать.

Именно на языковых курсах Светлане пришла идея о создании удмуртского мерча. Футболки с надписями на удмуртском языке — это для нее как карточки, с помощью которых легче запоминать слова. Так появилась мастерская "Тылси". Это слово переводится с удмуртского как луч света. Такое название девушка придумала в память об отце, который умер несколько лет тому назад. Он называл свою дочь — светильник, лучик света.

—​ Есть несколько человек, которые продвигают такими образом нашу культуру: кто-то делает открытки, чтобы слова быстрее запоминать, а кто-то придумывает мемы на удмуртском языке для социальных сетей. Если мне в голову приходит какая-то идея, то я записываю ее в блокнотик. Когда этих идей накапливается достаточно много, я иду и заказываю футболки в печать, а если это вышивка, то сама вышиваю.

Светлана начала изучать удмуртский язык два года назад, но ей до сих пор сложно преодолеть психологический барьер и разговаривать на родном языке. По ее словам, в детстве родители общались на нем только между собой, и поэтому девушка считает удмуртский каким-то тайным языком, на котором нельзя разговаривать. Но она надеется, что вскоре справится с этой проблемой, благодаря курсам, а также настольным играм на удмуртском языке, которые постепенно погружают ее в атмосферу удмуртской культуры.

Работы Севтланы Наговицыной. Автор фотографии: Алексей Огурцов
Работы Севтланы Наговицыной. Автор фотографии: Алексей Огурцов

Я планирую побег из Москвы. В столице я живу последние четыре года, но мое сердце лежит к родине, Удмуртии. Я собираюсь продвигать нашу удмуртскую культуру, делать удмуртский мерч, продавать в Ижевске свои изделия.

Светлана планирует вернуться в Балезино. Нужна поддержка маме, которая недавно вышла на пенсию. Чтобы как-то немного заработать, она выращивает цветы на продажу. Но это очень нестабильный и маленький заработок. Сестра и брат Светы также живут в Балезино. В поселке есть заводы, но зарплата там небольшая — около 15 тысяч рублей в месяц. Жителей поселка спасает только огород.

С каждым приездом в родные края она замечает, что там становится все хуже и хуже. Нет нормальных дорог, освещения. По словам Светланы, в этом есть и ее вина. Ведь она, как и другие молодые люди, уехала из родного края. И теперь все здесь приходит в запустение.

Светлана рассказала "Idel.Реалии" о своей мечте возродить поселок, сделать его красивым и современным, чтобы людям не хотелось уезжать отсюда.

—​ Мы с друзьями решили возродить родное село и создали проект скейтпарка, чтобы у подростков было занятие в свободное время. Я нашла через программу "Живые города" архитекторов, которые нам бесплатно сделали проект. Но пока не знаю, как общаться с администрацией. Мы много раз писали чиновникам письма, звонили, но нам никто не отвечал. Пришлось даже сделать запрос через прокуратуру, и только после этого получили ответ из администрации, что они изучают наш проект.

Светлана очень надеется, что администрация поселка Балезино обратит внимание на их проект после публикации материала в "Idel.Реалии" и согласится встретиться с авторами идеи. Ребята хотят, чтобы молодежь вела здоровый образ жизни, чтобы на месте заброшенного пустыря появился красивый современный парк.

Автор фотографии: Алексей Огурцов
Автор фотографии: Алексей Огурцов

—​ Возможно, найдутся спонсоры, которые захотят вложиться в наш проект. Может быть какой-нибудь бизнесмен захочет открыть там кафе с интересным названием, например, "Зечбуречная" —​ это от слова ӟеч буресь, что означает —​ привет!

По словам Светланы, парк точно будет востребован. В поселке много детей и подростков, и им особо нечем заняться в свободное время. А такой активный вид отдыха как скейтбординг способен по-настоящему увлечь школьников. Девушке обидно, что у детей из ее села нет возможности так интересно проводить досуг, как у ребят из города.

Бойтесь равнодушия — оно убивает. Хотите сообщить новость или связаться нами? Пишите нам в WhatsApp. А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.

XS
SM
MD
LG