Ссылки для упрощенного доступа

"Лучше быть проституткой-журналистом из провластных СМИ, чем грёбаным предателем"


Александр Евстифеев

В самом конце 2019 года в средствах массовой информации появился список лучших по мнению чиновников республики журналистов Марий Эл. Довольно неожиданно, поскольку, как правило, премии республиканского правительства работникам СМИ вручали в российский день печати 13 января. Иногда, позже этой даты. Ушедший год запомнился разоблачениями и внезапными отставками в среде проправительственных средств массовой информации. Как при Александре Евстифееве, возглавившем Марий Эл в 2017 году, менялись роль и функции провластных изданий и изменилось ли что-либо в сравнении с "эпохой Маркелова" — в исследовании "Idel.Реалии".

2017-й

В декабре 2017 года журналист Евгений Дворников опубликовал в Facebook сообщение:

"Главная моя новость последних недель — я вышел из проекта #МедиаПоток :)

2,5 года назад я его создал и вырастил вместе с моими единомышленниками, а в последнее время почувствовал, что сделал для проекта все, что мог, и дальше будет только стагнация. Надо двигаться дальше, открывать новые горизонты. Проект остался в регионе и сохранит общую направленность. Это радует. Кто будет им заниматься и как, мы узнаем, наверное, немного позже. Я доволен с тчк зрения создателя, что ИА будет жить дальше, и доволен как предприниматель, что вышел из этого в хорошем плюсе".

За покупкой ресурса стояли люди из окружения нового руководителя Марий Эл Александра Евстифеева


Дворников рассказал корреспонденту "Idel.Реалии", что принял решение продать сайт, поскольку заниматься им стало хлопотно, требовалось постоянно искать источники финансирования. Он отказался комментировать, с чьей стороны поступило предложение о покупке информагентства и связанного с ним сайта "Медиапоток". По данным местных телеграм-каналов и анонимных блогеров, за покупкой ресурса стояли люди из окружения нового руководителя Марий Эл Александра Евстифеева. Это подтверждает и источник "Idel.Реалии" в администрации главы Марий Эл.

Одним из кураторов провластного интернет-ресурса в момент его перепродажи называют Оксану Никулину. Источник из "Серого дома" (дома правительства Марий Эл) вероятно в шутку упоминает, что появлявшиеся летом и осенью 2017 года на сайте "Медиапоток" фотоскрины документов о назначениях или отставках тех или иных чиновников делала Никулина в кабинете Николая Короткова, занимавшего тогда должность руководителя секретариата Александра Евстифеева (сейчас Коротков — министр, полномочный представитель главы Марий Эл). Эти документы публиковались на частном интернет-ресурсе раньше, чем на официальном интернет-портале органов власти республики.

Оксана Никулина называла себя пресс-атташе и пресс-секретарем главы Марий Эл. В администрации главы республики не подтвердили, что она занимала хотя бы одну из этих должностей. Никулина появилась в Марий Эл в период создания предвыборного штаба Александра Евстифеева. Ей принадлежит идея создания "пула главы Марий Эл". В него кроме журналистов госСМИ входили представители нескольких частных изданий. В республике Оксана Никулина находилась до завершения выборов президента России в марте 2018-го (она входила в предвыборный штаб Путина в Йошкар-Оле).

Оксана Никулина — уроженка Волгограда, в начале 2000-х была активисткой прокремлевского движения "Наши"


Никулина — уроженка Волгограда, в начале 2000-х была активисткой прокремлевского движения "Наши". В 2006 году как журналист одного из волгоградских СМИ она участвовала в ежегодной пресс-конференции Владимира Путина и задала ему вопрос о роли молодежи в современной политике России.

К декабрю 2017-го созданный Евгением Дворниковым интернет-сайт, представлявший собой основанную на традиционных ведомственных пресс-релизах новостную ленту в сочетании с несколькими оригинальными проектами (например, онлайн-трансляции из студии), стал одним из рупоров, рассказывающих в режиме эксклюзивности о первых шагах нового руководителя региона Александра Евстифеева. Сообщения о правительственных совещаниях и рассмотренных на них темах, а также о визитах, порой неожиданных, в различные организации и населенные пункты республики, выходили на "Медиапотоке" раньше, чем на официальном интернет-портале органов власти Марий Эл. Некоторые из них остаются стопроцентно эксклюзивными, поэтому о том, что Евстифеев обещал избирателям в предвыборный период, можно иногда узнать лишь из архива этого частного СМИ.

О том, что Евстифеев обещал избирателям в предвыборный период, можно иногда узнать лишь из архива этого частного СМИ


Журналистом, освещающим на "Медиапотоке" буквально каждый шаг Евстифеева, стал работавший до этого спортивным корреспондентом на "маркеловском" телеканале "Регион 12" Константин Терехов. Терехов восторженно отзывался о "Сан Саныче" в то время, когда присутствовал на всех мероприятиях с участием главы. В начале 2018 года активно поддержавшему Евстифеева журналисту вручили "Золотое перо". Эта высшая журналистская награда в Марий Эл присуждается с конца 1990-х годов. В первые годы ее обладателями становились журналисты, набравшие наибольшее число голосов в свою поддержку по опросам коллег и сотрудников пресс-служб. При предыдущем главе, Леониде Маркелове, чиновники тоже учитывали результаты опросов, которые проводились среди руководителей всех республиканских СМИ. По словам одного из участников процесса подведения итогов, экс-сотрудника администрации главы Марий Эл: "Леониду Игоревичу мы передавали первую десятку, а уж он определял, кого именно будут награждать; но насколько я понимаю, почти никогда он не заставлял менять итоги".

Как происходит процедура определения лучших по профессии в последние годы — неизвестно. Но по информации источников "Idel.Реалии" в состав конкурсной комиссии, которая определила лауреата по итогам выборного 2017 года, была включена неофициальный пресс-атташе Александра Евстифеева Оксана Никулина.

Интересно, что Терехов получил "Золотое перо-2017" как редактор газеты "Марийская правда", это издание официально получает финансирование из республиканского бюджета. По словам главного редактора Сергея Дружинина, главред "Медиапотока" работал на полставки в "Марправде" до октября 2018.

В 2019 году на "Медиапотоке" было активно уже другое "Золотое перо" — ставший лауреатом по итогам 2000 года Сергей Смирнов. До приезда Евстифеева в республику он работал в местном эфире радиостанции "Маяк". Смирнов, по словам знающих его экс-коллег из различных республиканских изданий, в 2000-е много работал на выборах, сотрудничал с йошкар-олинскими рекламными изданиями. В начале 2000-х он работал в "Марийской правде" и "МК в Марий Эл". Константин Терехов пишет в соцсетях, что в последнее время сосредоточен на административной работе. В 2016-2019 годах он сотрудничал с РИА ФАН (этот новостной сайт считается крупнейшим проектом "фабрики медиа" Евгения Пригожина (его называют "поваром Путина"). За подписью Терехова выходили новости, аналогичные публикуемым на "Медиапотоке", часто со ссылкой на это издание. Подробно о Марий Эл РИА ФАН писали с лета 2014-го до весны 2019-го. При этом, некоторые авторы новостей, к примеру, о прошедших в республике в 2017 году выборах подписывались (очевидно) затейливыми псевдонимами: Кира Мирова, Ярослава Замысловатова.

"ЛУЧШЕ БЫТЬ ПРОСТИТУТКОЙ-ЖУРНАЛИСТОМ ИЗ ПРОВЛАСТНЫХ СМИ"

Однажды Терехов довольно эмоционально отреагировал на одну из публикаций в местных медиа, которую воспринял на свой счет.

"...по мне лучше быть, как там написано — "проституткой-журналистом из подконтрольных СМИ", чем гребанным предателем, который родился здесь, получил тут образование, работающим тут (не в падлу?), производящим тут потомство! О чем можно говорить с теми, которые продались п*нд*сам, получая оттуда зарплату, клевеща тут всяко-разно! Либерасня одним словом, расходный материал, который на хрен никому не нужен! Да и неся крест не только предательства, но и понимания того, что в "заповедных" штатах вы последний сорт, будучи самым последним уродом, клевещущим на страну, которой обязаны всем и вся", — этот пост сотрудничающий с РИА ФАН главред "Медиапотока" разместил в марте 2019 года, после публикации в одном из телеграм-каналов ссылки на статью о круглом столе региональной общественной палаты о проблемах многодетных. На встречу "забыли" пригласить представителей общественных организаций многодетных и не обсуждали реальные проблемы. В подводке к ссылке на новость, авторы телеграм-канала написали, что участниками круглого стола были "элитные проститутки власти в общественной палате, проститутки-журналисты из подконтрольных СМИ, и их сутенеры-чиновники".

По мне лучше быть, как там написано — "проституткой-журналистом из подконтрольных СМИ", чем гребанным предателем, который родился здесь, получил тут образование, работающим тут (не в падлу?), производящим тут потомство!


Вскоре Общественная палата провела еще один круглый стол с участием общественников, представляющих интересы многодетных. На нем не было представителей провластных республиканских СМИ.

Сайт "Медиапоток" ассоциировался с созданным Евгением Дворниковым в 2015 году ООО "Потокмедиа". В конце прошлого года в составе учредителей произошли изменения, Дворников говорит о том, что отказался от этого юридического лица. Его собственниками сейчас являются Евгений Моторов и ООО "Потокмедиа". Деятельность сменившего владельца сайта "Медиапоток" сейчас привязана к другому юрлицу, ООО "Медиапоток". По данным "СПАРК-Интерфакс" оно было зарегистрировано в марте 2018 года. Его учредителем является Константин Терехов. В карточке компании указано, что он же является и руководителем, главным редактором. В разделе "СМИ" указано, что это юрлицо владеет одним зарегистрированным СМИ. Информационное агентство "Медиапоток" получило свидетельство о регистрации в конце марта 2018-го. В карточке компании отражены данные о финансовых результатах за 2018-й год: доходы составили 149 тысяч рублей, расходы — 100 тысяч. При этом, в штате информагентства-сайта работают как минимум пять журналистов.

Гипотезу о настоящих источниках финансирования йошкар-олинского "Медиапотока" высказал в мае 2019 телеграм-канал "Марий йолташ". Он обратил внимание на то, что в октябре 2017 года в Самаре было учреждено занимающееся рекламным бизнесом ООО "Медиапоток". Его владелец Улугбек Миробиджон-Угли Муминов является собственником двух зарегистрированных в 2013 и 2016 годах компаний, занимающихся оптовой торговлей продуктами питания. Обе компании довольно прибыльные, их ежегодная выручка составляет десятки миллионов рублей.

Директор самарского "Медиапотока" — Александр Куликов. Он возглавляет шесть самарских компаний и одну строительную организацию в Казани, являясь совладельцем двух бизнес-проектов. По мнению телеграм-канала "Марий йолташ", именно фамилия директора самарского "Медиапотока" может дать ответ на вопрос об источниках финансирования проевстифеевского ресурса. Поскольку новости со ссылкой на сайт марийского "Медиапотока" распространяет телеграм-канал "Кулик-над-Кокшагой" (позаимствовавшей основную смысловую часть фамилии самарского бизнесмена для своего названия).

О ЧЕМ И КАК ПИШЕТ "МЕДИАПОТОК"

"Прошло приблизительно полтора месяца, как врио главы Республики Марий Эл посещал Горномарийский район и город Козьмодемьянск. Во вторник, 23 мая, Александр Евстифеев вновь с рабочим визитом приехал на правобережье Марий Эл", — так начинается "паркетный" репортаж "Медиапотока" о повторной поездке Евстифеева в Горномарийский район весной 2017 года. В тексте — скрупулезные перечисления объектов, на которых побывал Евстифеев. Врио главы среди прочего принимает участие в площадке праймериз "Единой России" — он претендует на поддержку партии власти на сентябрьских досрочных губернаторских выборах. Три других претендента названы по именам, и только. О чем говорили, и говорили ли перед партактивом эти единороссы со стажем — неизвестно. В 2019 году местные (и уже не местные) блогеры назовут эту манеру освещать события в регионе "евстицентричной".

В 2019 году местные (и уже не местные) блогеры назовут эту манеру освещать события в регионе "евстицентричной"


В августе 2017-го Евстифеев неожиданно, в окружении журналистов "пула главы" прибыл в детскую стоматологическую поликлинику. Здесь действительно были проблемы с очередью на бесплатный прием к специалистам. По данным СМИ, очередь составляла пять-шесть месяцев. В итоге, "вопрос по работе детского учреждения остается открытым, разбираться с ситуацией власти Марий Эл намерены на самом высоком уровне, с привлечением врачебного сообщества и руководства Минздрава республики", — сообщило издание.

Интересно, что перед этим посещением, 20 июля в разговоре с приехавшим в Йошкар-Олу Владимиром Путиным врио главы республики сообщил: "...например, в медицине нам кое‑что удалось сделать, и это привело к ликвидации очередей в поликлиниках".

В апреле 2019 года республиканская ассоциация в поддержку семьи и детства провела мониторинг в нескольких учреждениях здравоохранения. Побывали общественные контролеры и в республиканской детской стоматологии. По их данным, средняя продолжительность очереди на прием у врачей составляет в городских поликлиниках неделю. В детской же стоматологии — полтора месяца.

"Жители города из-за безумной выходки депутатов КПРФ вполне могли остаться без электрического транспорта, который перевозит все категории граждан, без социального транспорта. А мы, работники транспортного предприятия, могли бы остаться без зарплаты, а самое обидное, что наши дети тогда остались бы без Нового года — как отмечать праздник, если б горе-депутаты нас лишили средств к существованию...", — процитировал "Медиапоток" водителя троллейбуса Оксану Вохминцеву в ноябре 2019 года в статье о покинувших сессию горсобрания Йошкар-Олы коммунистах. Издание опубликовало поименный список членов фракции КПРФ, ушедших в начале внеочередной сессии собрания депутатов — у них были претензии к организации работы. Кроме того, йошкар-олинские депутаты от КПРФ высказались в поддержку своих коллег в Волжске, где республиканские чиновники блокировали работу конкурсной комиссии по выборам мэра. На сессии в Йошкар-Оле основным вопросом были выборы мэра. После окончания рабочего дня горсобрание избрало главой горадминистрации Евгения Маслова, позднее заседание прошло в отсутствие коммунистов.

С ноября 2017-го и по настоящее время статистика посещаемости "Медиапотока" формируется при помощи роботов


В конце прошлого года бывший юрист телеканала "МЭТР", блогер Кирилл Панько обратил внимание на возможные накрутки счетчика посещений "Медиапотока". Он проанализировал данные о посещаемости сайта при помощи "Яндекс.Метрики". И выяснил, что за год, с ноября 2018-го по ноябрь 2019 года сайт из Марий Эл посетили более полумиллиона москвичей и питерцев. На одном из опубликованных блогером графиков показано, что с ноября 2017-го и по настоящее время статистика посещаемости "Медиапотока" формируется при помощи роботов.

СТАРОЕ ОБОРУДОВАНИЕ И НОВАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ

При бывшем главе Марий Эл Леониде Маркелове основным провластным СМИ был телеканал "Регион 12". Считается, что Маркелов создал его для того, чтобы разъяснять населению республики необходимость различных градостроительных проектов. Маркелов сам разрабатывал эскизы будущих построек на набережной и всё время повторял, что хочет сделать из Йошкар-Олы жемчужину Поволжья. Часто, иногда даже еженедельно он участвовал в прямых телеэфирах на собственном телеканале. Его собеседницей в этих интервью была главный редактор "Регион 12" Светлана Талова. Талова получила упоминавшуюся в предыдущей главе республиканскую журналистскую премию "Золотое перо" в 2008 году. Затем она стала заслуженным журналистом Марий Эл. При Леониде Маркелове журналистка, возглавлявшая его телеканал, даже выдвигалась в депутаты парламента республики от "Единой России". Фамилия Таловой — среди 53-х учредителей марийского регионального отделения Общероссийского народного фронта.

Светлана Талова возглавила переподчиненный министерству культуры бывший "маркеловский" телеканал


В начале апреля 2017 года Леонид Маркелов был отправлен в отставку с должности главы Марий Эл, а через несколько дней задержан по подозрению в получении взятки. Это событие не могло не повлиять на созданное по его решению средство массовой информации.

14 апреля было распространено заявление журналистов телеканала "Регион 12": в нем содержалась просьба к коллегам не путать средство массовой информации и девелоперскую компанию ООО "Телекомпания 12 регион". В тексте говорилось о том, что Наталия Кожанова (гендиректор ООО) не имеет отношения к СМИ. Дело в том, что в многочисленных сообщениях федеральных СМИ арестованную в рамках уголовного дела Маркелова Кожанову называли "руководителем местной телекомпании".

"Недостоверность информации особенно оскорбительна в связи с тем, что экс-глава Марий Эл Леонид Маркелов инициировал процесс расформирования коллективов редакций радио и телевидения, входящих в региональный Медиахолдинг "ТВ и Радио на Патриаршей", за стремление нетенденциозно освещать события жизни республики Марий Эл. Подтверждением тому являются уведомления о прекращении трудового договора, направленные сотрудникам радио и телевидения Медиахолдинга "ТВ и Радио на Патриаршей", — говорилось в заявлении. Что это были за уведомления, и как они сказались на судьбе сотрудников, осталось неизвестным. По данным местного издания "Марийская правда", на момент публикации заявления, ООО "Телекомпания 12 регион" оставалась учредителем телеканала "Регион 12".

Когда в Йошкар-Оле появился штаб Навального (май 2017 года) — они попали под жесткий запрет


В сентябре 2017 года Роскомнадзор внес уточнение в данные об этом СМИ: в реестровой записи появилось изменение, касающееся телеканала "Регион 12". Его учредителем стало государственное автономное учреждение культуры "Марий Эл Телерадио". В марте 2018-го поменялось название телеканала, оно превратилось в аббревиатуру названия организации-учредителя: "МЭТР".

Светлана Талова возглавила переподчиненный министерству культуры бывший "маркеловский" телеканал. Она победила по итогам конкурса, в котором участвовала и сменившая ее в октябре 2019 года на должности руководителя "МЭТР" журналистка Ирина Фоминых.

Характер деятельности телевизионного канала, подконтрольного ранее Леониду Маркелову, не изменился существенно при Александре Евстифееве. Но были небольшие отличия. Съемочные группы "МЭТРа" присутствовали на нескольких мероприятиях национальной общественной организации "Марий Ушем". Собственные интервью в прямом эфире с высокопоставленными чиновниками правительства республики телеканал практически перестал показывать. Вообще, все записанные в течение 2017 года телевизионные беседы с чиновниками правительства Марий Эл вела евстифеевская пресс-атташе Оксана Никулина. Запись демонстрировалась на республиканских телеканалах, видео размещали и республиканские сайты, связанные с зависимыми от властей СМИ. Сам Александр Евстифеев, после опубликованных в нескольких федеральных изданиях подробных интервью, дважды общался с журналистами республики (не считая телеинтервью с Оксаной Никулиной в конце 2017 года). Оба интервью вышли в предвыборный период и сразу после завершения выборов.

Информация об уходе Светланы Таловой с должности директора ГАУК "МЭТР" появилась в начале октября 2019-го. Новость об ее увольнении опубликовал интернет-журнал "7х7". Работавший на телеканале юристом Кирилл Панько представляет интересы Таловой в суде. Он сообщил журналистам, что "ее вынуждали написать заявление по собственному желанию". Причиной, по мнению Панько стал отказ гендиректора "МЭТРа" "участвовать в коррупционной схеме". Одна из его первых блогерских публикаций (Панько уволился с телеканала вслед за Таловой и сразу стал публиковать компромат, касающийся чиновников министерства культуры; он оперировал документами, которые, по его словам, получает от источников в органах власти, ловил сотрудников министерства на ошибках при составлении приказов и распоряжений; основываясь на инсайдерской информации Панько предсказал скорый арест директора театра русской драмы Сергея Московцева; в самом конце 2019 года блогер сосредоточился на новом объекте критики — главе Марий Эл Александре Евстифееве) содержала рассказ о попытке оспорить в суде сделку купли-продажи некачественного студийно-аппаратного комплекса. Оборудование стоимостью 7,9 миллионов рублей продала "МЭТРу" в декабре 2017 года компания "Телерадио". Эта компания была частью медиахолдинга, в который входил и предшественник "Марий Эл Телерадио" телеканал "Регион 12". Арбитражный суд решил, что компания-истец "необоснованно уклоняется от уплаты товара", признал возражения государственного автономного учреждения культуры юридически ошибочными и постановил взыскать с ГАУК "МЭТР" всю сумму долга по оплате аппаратно-студийного комплекса.

Спустя двадцать лет в республике практически нет ни одного независимого от власти издания


Светлана Талова попыталась оспорить свое увольнение. Она подала иск к министерству культуры Марий Эл. Попросила суд восстановить себя в должности директора ГАУК "МЭТР", взыскать моральную компенсацию и заработную плату за время вынужденного прогула с середины октября до начала декабря (общая сумма требований превысила 150 тысяч рублей). В решении горсуда Йошкар-Олы названа причина увольнения руководителя "Марий Эл Телерадио": начальник управления главы Марий Эл по профилактике коррупционных и иных правонарушений Игорь Шабалин направил Александру Евстифееву служебную записку о том, что Талова не представила сведения о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера за 2018 год. Во время проведенной проверки (комиссия исследовала электронную справку Таловой о доходах, сохранившуюся на компьютере главбуха "МЭТРа") было установлено, что файл, содержащий сведения о доходах руководителя, был создан 9 июля, а затем сведения о нем исправлены и заменены на 25 апреля 2019 года (руководители госучреждений республики должны предоставлять декларативные сведения о своих доходах не позднее 30 апреля). Непредоставление сведений было расценено как дисциплинарный проступок, именно поэтому Светлана Талова была уволена в связи с утратой доверия, сообщили представители министерства культуры в суде.

Городской суд Йошкар-Олы взыскал с министерства культуры, печати и по делам национальностей в пользу Таловой 1000 рублей компенсации морального вреда, но не отменил ее увольнения в связи с утратой доверия.

"ОНИ — ТАМ, МЫ — ЗДЕСЬ"

В начале 2000-х годов, когда еще Фонд защиты гласности проводил мониторинг уровня свободы СМИ в российских регионах, Марий Эл находилась в спиcке аутсайдеров. Спустя двадцать лет в республике практически нет ни одного независимого от власти издания. Первая степень зависимости — финансовая. Субсидии из регионального бюджета получают все районные газеты (как правило, они являются единственным местным средством массовой информации на округу с населением в 10-15 тысяч человек), все издания на марийском языке. Бюджетными являются оба республиканских телеканала. При Леониде Маркелове существовали считавшиеся формально независимыми региональные редакции "АиФ в Марий Эл" и "МК в Марий Эл". Но и они вынуждены были искать покровительства в госструктурах: "АиФу" покровительствовало полпредство (служба главного федерального инспектора по региону), а главред регионального приложения "МК" выстраивал отношения непосредственно с властями Марий Эл. К переговорам о судьбе издания в республике периодически подключался владелец и главред "МК" Павел Гусев. Оба эти издания ориентировались на бумажные версии и их тираж к моменту прекращения работы составлял от 4-х до 6-ти тысяч экземпляров.

Иск был удовлетворен, участие в сессиях парламента для журналистов больше не связано с необходимостью получать аккредитацию


С появлением интернет-СМИ изменилось немногое, но всё же изменилось. Возможно единственное, представленное в регионе никак не связанное с республиканской и федеральной властью издание — интернет-журнал "7х7". Для того, чтобы добиться права на доступ к информации о деятельности госорганов, сайт вынужден был подать иск в суд на необоснованный недопуск журналиста на сессии Госсобрания. Иск был удовлетворен, участие в сессиях парламента для журналистов больше не связано с необходимостью получать аккредитацию.

Осенью глава городского собрания Йошкар-Олы и мэр города заявили о свободном доступе журналистов на сессии городского собрания.

Деятельность чиновников правительства республики и прежде всего главы Марий Эл Александра Евстифеева продолжает оставаться засекреченной для "не своих СМИ". Идеология "пула главы Марий Эл" по-прежнему практикуется. Представители организационно-аналитического управления (пресс-службы) главы республики заявляют о том, что аккредитация при правительстве республики отсутствует, а медиапланы работы чиновников не составляются и не распространяются в СМИ. Для того, чтобы присутствовать на мероприятиях с участием Евстифеева, необходимо иметь информацию о том, где и когда он будет. Однако, эта информация распространяется пресс-службой губернатора только среди определенных заранее СМИ.

Деятельность чиновников правительства республики и прежде всего главы Марий Эл Александра Евстифеева продолжает оставаться засекреченной для "не своих СМИ"


Обладатель премии "Золотое перо" за 2000 год Михаил Винокуров работал на первой в Марий Эл негосударственной радиостанции, возглавлял местные филиалы известных музыкальных радиостанций и службы информации ГТРК "Марий Эл". После прихода Александра Евстифеева Винокуров поменял работу — сейчас он возглавляет еженедельник "Ваш новый день". Это частное рекламно-информационное издание. Винокуров говорит, что учредитель не вмешивается в редакционную политику, список запрещенных тем в издании отсутствует:

— Мы определили общие направления работы газеты, в приоритете два вектора, — отвечает он на вопрос о том, как строится редакционная политика и много ли существует ограничений, от кого они исходят. — Первый — люди, которые живут в республике, которые являются интересными собеседниками и специалистами в разных областях человеческой жизнедеятельности. Второй вектор — новости. То, что происходит в регионе. Здесь может быть или просто информация из серии "что, где, когда", или могут быть какие-то проблемные материалы (жилищно-коммунальное хозяйство, дороги и так далее).

Затем главред упоминает о стандарте: если журналисты газеты пишут о каком-то конфликте, то представляют точки зрения обеих сторон.

— Присутствует умеренно взвешенная критика, — резюмирует Винокуров. — Во взаимоотношении с властями мы держимся на расстоянии: они — там, мы — здесь. В республике достаточное количество СМИ, которые отрабатывают актуальные вопросы государственной политики.

Во взаимоотношении с властями мы держимся на расстоянии: они — там, мы — здесь


Журналист марийской страницы интернет-журнала "7х7" Денис Долгополов вспоминает свое прежнее издание (это те же самые газета и сайт "ВНД", но за полгода до прихода Михаила Винокурова). Он считает, что хоть прямого контроля со стороны властей и не было, тем не менее, "цензурирование" проявлялось. Поскольку речь о рекламном издании, часто на работу редакции влияло стремление угодить рекламодателям.

— Руководство считало, что рекламодатели плохо реагируют на негатив (не только политический, но и бытовой, типа новостей о смертях), — рассказывает Долгополов. — Менеджеры считали, что рекламодатели не захотят быть как-либо связанными с изданием, которое относится к власти негативно, поэтому подобной повестки старались избегать. Критика конкретных ситуаций, типа плохих дорог или проблем дольщиков, была допустима и даже желательна, так как создавала реноме серьезного, честного издания. При этом достаточно было говорить об абстрактных "чиновниках".

Сначала запретных персон в издании не было, вспоминает журналист. Но когда в Йошкар-Оле появился штаб Навального (май 2017 года) — они попали под жесткий запрет.

Достаточно было говорить об абстрактных "чиновниках"


— Не знаю, было ли такое "пожелание" из правительства, так как директор и сам Навального сильно не любил, — отмечает журналист Долгополов.

— Давления правительства на формально независимые издания в Марий Эл я не вижу, — продолжает он рассказ уже о своей нынешней работе. — Мне кажется, поле цензуры образовалось в результате какого-то общего депрессивного фона вокруг свободы слова в России, из-за чего большая часть СМИ перестраховываются. В "7х7" спектр обсуждаемых тем намного шире, запретных самой редакцией тем нет. Однако полной свободой слова это назвать нельзя, так как российское законодательство, увы, создало очень много табуированных тем, которые могут подвести под штрафы или даже за решетку: наркотики, суицид, сепаратизм; темы, связанные с нацизмом; очень ограничено поле обсуждения религий.

В конце обширного, но интересного комментария (Долгополов разрешает использовать его выборочно) он вспоминает свою студенческую практику на местной радиостанции:

— Было проще всего: ГТРК — структура правительственная, и там могли сказать прямо: Маркелов — наше всё. Против него нельзя было ни слова шепнуть.

Он забывает уточнить, как, по его мнению обстоит дело на этой радиостанции при Александре Евстифееве. Вероятно, потому, что ответ кажется очевидным.

Бойтесь равнодушия — оно убивает. Хотите сообщить новость или связаться нами? Пишите нам в WhatsApp. А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.

  • 16x9 Image

    дмитрий любимов

    Журналист "Idel.Реалии". Освещает события в Марий Эл. Специализируется на общественно-политической тематике, материалах о культуре марийского народа. 

Комментарии (11)

XS
SM
MD
LG