Ссылки для упрощенного доступа

"Усеченная статистика", "самоизоляция", "нерабочие дни"


Журналист из Йошкар-Олы Татьяна Желонкина из-за пандемии коронавируса третий месяц находится в пригороде Парижа, куда приехала по гостевой визе к знакомым. Она оказалась во Франции до объявления общенационального карантина в связи с распространением коронавируса. Что такое карантин, как прошли два месяца жизни в "особых условиях", и что думают французы о ситуации в России — в интервью "Idel.Реалии".

— Расскажи, пожалуйста, как и когда ты приехала во Францию?

Я сама думала, что не так страшен ковид, как о нем говорят. Склонялась к мысли — кому-то это выгодно. Но позже мнение изменилось.


— Я приехала во Францию по гостевой визе в конце февраля. Обратный билет был на конец апреля.

— То есть, на твоих глазах развивалась история борьбы с коронавирусом во Франции. Как это происходило?

— Эта тема обсуждалась, в аэропортах уже встречались люди в масках. Когда объявили карантин, я сама думала, что не так страшен ковид, как о нем говорят. Склонялась к мысли — кому-то это выгодно. Но позже мнение изменилось.

— А когда стало понятно, что всё довольно серьезно и быстро не завершится?

— Спустя неделю после введения жестких мер. Карантин был объявлен 11 марта. С этого дня в теленовостях обсуждались только актуальные темы: изоляция, статистика роста заболеваемости и летальных исходов в стране и в мире, отчеты членов правительства о борьбе с коронавирусом.

Регионы Франции на карте стали обозначать разными цветами — в зависимости от уровня заболеваемости. Тот район, в котором я нахожусь, а это пригород Парижа, с самого начала был закрашен красным. Мы понимали, что столица Франции и ее окрестности оказались в зоне с высоким уровнем опасности.

Татьяна Желонкина
Татьяна Желонкина

— Как выглядел карантин у вас?

По сравнению с россиянами, французы более законопослушные


— Правила едины для всех, но администрации городов могли внести свои коррективы. Чтобы выйти на улицу, нужны были веские основания. Например, если ты медик, или твоя работа связана с важным производством. Можно было сходить в супермаркет за продуктами, в аптеку, прогуляться с домашним животным в течение часа. Разрешалось навестить больных родственников.

Обязательное условие — перед выходом на улицу заполнить электронный пропуск (attestation). В нем указывалось время начала "прогулки". Французы, может быть, и не настолько дисциплинированны как немцы, но все равно довольно аккуратно исполняли все предписания. На мой взгляд, по сравнению с россиянами, французы более законопослушные. Ситуацию все поняли. В магазине в разгар эпидемии я не встречала людей без масок и перчаток. Прохожие на улице вежливо переходили на другую сторону, чтобы соблюсти дистанцию. О социальном дистанцировании в два метра, его важности, постоянно напоминали в СМИ.

Конечно в начале был некий хаос, людям было сложно сориентироваться. Чуть позже в магазинах появилось правило — при входе брать тележку-каталку, она помогала соблюдать дистанцию.

— Как насчет масок?

Человека, не имеющего пропуска, могли оштрафовать на 145 евро


— Маски были рекомендованы, но не обязательны. За их отсутствие людей не штрафовали. Поначалу с масками была проблема — их было трудно купить. Но в апреле эти средства защиты, наряду с антисептиком, вновь появились в продаже.

— Объявлен карантин, действуют ограничения. Выходит, большую часть времени ты проводила в четырех стенах? Как к такой изоляции отнеслись пригласившие тебя люди и ты сама?

— С полным пониманием. В отличие от других россиян, которые застряли в этот период за границей, я нахожусь в отличных условиях. Кроме продления визы, меня на данный момент ничего не беспокоит. Поскольку многие туристы не имеют возможности вернуться домой, они могут рассчитывать на автоматическое продление долгосрочных и студенческих виз. Для пролонгации краткосрочных виз, таких как у меня, нужно отправить пакет документов по электронной почте в префектуру. Документы я собрала, дальше буду ждать, когда откроют границы шенгенской зоны и России.

— Насколько эта неопределенность тебя беспокоит?

— Конечно, я соскучилась по своей семье. Надеюсь, чтов ближайшее время станет известно, когда откроют Шенген и возобновится авиасообщение между странами. Говорят, что это станет возможно в июле, августе.

— На днях в Марий Эл появилась первая информация о числе жителей республики, обратившихся через портал госуслуг — они уведомляют власти, что находятся за рубежом и не могут вернуться. Примерно 100 человек в этом списке, к сожалению, нет данных о странах, в которых они находятся. Ты входишь в число этих людей, оставляла ли свои данные на госуслугах?

Хотелось бы знать, когда я смогу вернуться домой


— В Интернете много статей о тех тех, кто застрял за границей. Люди также делятся своими историями на форумах. Но я не в безвыходной ситуации: у меня есть где жить, что есть. К тому же я привыкла рассчитывать на собственные силы и помощь друзей. Единственное, повторюсь, мне хотелось бы знать, когда я смогу вернуться домой. А этот формуляр на сайте госуслуг для тех, у кого действительно сложное положение.

— Что с работой?

— Привезла с собой русскую клавиатуру, удаленно что-то получается делать.

— Я не спросил о наказаниях, штрафах за нарушение режима карантина. Нарушала ли ты правила? Что грозит за появление на улице без электронного пропуска?

— Я не нарушала. Делала пропуск, следила за временем (как правило, длительность выходов во время карантина не должна превышать часа), всегда брала с собой паспорт. О штрафах за нарушения знаю из теленовостей. Такие случаи были. Человека, не имеющего пропуска, могли оштрафовать на 145 евро.

— В России, есть такое обывательское представление, что коронавирус — это очередное проявление теории заговора. Насколько такое предположение близко французам, бытует ли что-то похожее там, где ты находишься?

Проблематично было добраться до магазина. Выручали соседи — раз в неделю специально для нас ездили в магазин за продуктами. Сумки оставляли в гараже, сутки мы их не открывали, чтобы "вирус отстоялся".


— Обсуждают, что источником пандемии стал искуственно созданный вирус, что из китайской лаборатории произошла утечка. Вторая версия — вирус возник естественным путем, он перешел к людям от летучих мышей.

— Как карантин повлиял на быт людей? Что изменилось?

— В эти дни для меня Франция сжалась до размера дома и приусадебного участка. Проблематично было добраться до магазина. Выручали соседи — раз в неделю специально для нас ездили в магазин за продуктами. Сумки оставляли в гараже, сутки мы их не открывали, чтобы "вирус отстоялся".

Изменился формат общения — всё перешло в онлайн-режим. Многие, и я в том числе, во время карантина открыли для себя новый мессенджер Zoom. Благодаря ему устраивала видеоконференции с близкими и друзьями из России.

— Какое мнение у жителей о действиях местных властей?

— Здесь одновременно с объявлением карантина людям сообщили, что будет обеспечена поддержка. Например, в нашем городе мэр принял решение доплачивать из бюджета города по 1000 евро тем, кто вынужден работать во время чрезвычайной ситуации. Есть дополнительные выплаты для врачей. Говорилось о государственной помощи частным предприятиям, чьи работники вынуждены находиться дома. Кроме того, у французов здесь есть собственные сбережения.

— За что критикуют чиновников? Или их особо не ругают за качество введенных мер?

Пришли к выводу, что неверно было выводить всю промышленность в Китай. История с ковид показала, что всё необходимое для безопасности граждан должно производиться во Франции.


— Обсуждали проблему отсутствия масок и медицинских препаратов. Пришли к выводу, что неверно было выводить всю промышленность в Китай. История с ковид показала, что всё необходимое для безопасности граждан должно производиться во Франции.

— Есть ли ощущение, что довольно скоро прежняя жизнь вернется? Или — всё будет уже иначе?

— Конечно, все рады, что в понедельник (11 мая) карантин закончился. Франция возвращается к нормальной жизни поэтапно. Так как некий страх от пережившего всё равно остается, к тому же люди опасаются второй волны вируса. Говорят, что если карантин повторится, экономика Франции уже не выдержит.

— За те два месяца, что ты находишься во Франции, что ты отметила в работе местных СМИ (ты говоришь, что уже начинаешь понимать по-французски), как здесь преподносится вся эта история с коронавирусом?

— Первый вопрос, который здесь обсуждался — это российские статистические данные по ковиду. Говорят, эти цифры далеки от реальных. Полагают, что низкий уровень смертности от коронавируса в России связан с "усеченной статистикой", которую применяют в нашей стране.

— Что они понимают под этим?

— Возможны манипуляции с данными. Удивляются также тому, что страна, в которой не хватает медикаментов, масок и других средств, начинает отправлять свой стратегический резерв в другие страны. Они считают, что нужно сначала обеспечить защиту своих граждан. Еще я не раз пыталась объяснить, что такое самоизоляция по-русски, и чем она отличается от карантина. Им непонятно, что такое "нерабочие дни".

— А какие французские проблемы обсуждаются?

— Возобновление занятий в школах, бюджетная поддержка авиакомпаний.

— А политизировано ли это обсуждение, заметно ли, что критика действий властей исходит от оппозиции? Обвиняют ли власти своих оппонентов в "кощунстве", пиаре на беде? Это вопрос, понятный для Марий Эл, других российских регионов, да и России в целом.

— Тут больше говорят о солидарности, без политических лозунгов. Появилась еще такая традиция: в восемь вечера люди повсеместно открывают окна и аплодируют врачам за их нелегкий труд. Карантин закончился, а аплодисменты всё продолжаются.

Бойтесь равнодушия — оно убивает. Хотите сообщить новость или связаться нами? Пишите нам в WhatsApp. А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.

XS
SM
MD
LG