Ссылки для упрощенного доступа

"Ложной объявляется любая информация, не совпадающая c официальной позицией"


Архивное фото
Архивное фото

Более двух месяцев борьбы российских властей с фейками о коронавирусе вылились в 33 уголовных и 157 административных дел. К такому выводу пришел адвокат Международной правозащитной группы "Агора" Станислав Селезнев. Он проанализировал уголовные и административные дела о фейк-ньюс в российских регионах в период пандемии коронавирусной инфекции и отразил свои выводы в докладе "Эпидемия фейков: борьба с коронавирусом как угроза свободе слова". Как власти наказывали за распространение недостоверной информации в Поволжье и насколько эти наказания соразмерны поступкам — в материале "Idel.Реалии".

"Благодатной почвой для массового распространения слухов служит целый ряд распространенных стереотипов: во-первых, "от властей можно ожидать самого страшного", во-вторых, "власти всегда скрывают самое страшное", в-третьих, "то, что власти яростно отрицают, очевидно и является правдой", — говорится в докладе "Агоры".

Уголовное наказание за распространение фейков

К существующей статье за ложное сообщение о терроризме добавились две нормы о публичном распространении заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан (ст. 207.1, ст. 207.2 УК РФ).

Теперь за простое распространение информации граждан могут оштрафовать до 700 тысяч рублей, назначить им обязательные или исправительные работы, а также ограничить их свободу до трех лет. Если же в результате причинен вред здоровью или смерть, то наказанием могут быть штраф до 2 млн рублей или лишение свободы на срок до пяти лет.

С появлением первой информации о распространении коронавирусной инфекции в российских регионах появились и слухи о возможном сокрытии информации со стороны властей. Они распространялись как соцсетях, так и в мессенджерах, переодически попадая в СМИ.

В этой ситуации отечественные законотворцы в течение одного дня рассмотрели и приняли новый пакет "антивирусных" законопроектов об ужесточении ответственности за распространение заведомо ложной и недостоверной информации. На следующий день новые поправки утвердил президент России Владимир Путин. Они сразу были опубликованы и тут же вступили в законную силу.

Административное наказание за распространение фейков

Распространителей слухов также решили привлекать и к административной ответственности за злоупотребление свободой массовой информации (ст.13.15 КоАП РФ). Новый пакет поправок дополнил административную статью наказанием для юридических лиц — штраф в 3 млн рублей по формальным основаниям или 5 млн рублей при наступлении опасных последствий.

Граждан начали наказывать по двум новым статьям уголовного кодекса — ст.207.1 (публичное распространение заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан) и ст.207.2 (публичное распространение заведомо ложной общественно значимой информации, повлекшее тяжкие последствия). Кроме того людей и организации начали привлекать по административной статье за злоупотребление свободой массовой информации (ст.13.15 КоАП РФ).

"Ложной объявляется любая информация, не совпадающая с текущей официальной позицией, которая — в свою очередь — может стремительно меняться. Безопасность не гарантирует даже последующее подтверждение распространенной информации", — говорится в докладе "Агоры".

Автор доклада Станислав Селезнев проанализировал 170 административных дел в 53 регионах страны — 157 из них были возбуждены в последние три "эпидемических" месяца. Также в мониторинг попали 33 уголовных дела и 9 доследственных проверок по новой ст.207.1 УК РФ в 24 регионах России. В этом случае уголовные дела возбуждали чаще, чем каждые два дня, включая выходные и праздники.

"Взрывной рост числа дел о фейках и анализ материалов доступных дел свидетельствует о политическом характере кампании в целом. И если декларируемые намерения властей бороться с распространяемой злоумышленниками ложной информацией и предотвращать панику носят в целом правомерный характер заботы об общественном благе, то способ реализации их на практике напоминает анекдот, как из случайного набора деталей у советского инженера всегда получается автомат Калашникова", — говорится в докладе Станислава Селезнева.

Лидером по числу административных дел за злоупотребление свободой массовой информации в Поволжье стал Пермский край. Местная прокуратура здесь еще в апреле отчиталась о выявлении 12 недостоверных публикаций в сети и требовании о блокировки семи информационных ресурсов, опубликовавших фейковые новости. Так, в марте жителя Перми Артема Тимкина обязали выплатить 30 тысяч рублей за публикацию во "ВКонтакте" информации о более 500 подтвержденных случаев заражения в городе. С мая по июнь 2020 года в суды края направлено еще пять административных дел. Решения по ним пока не приняты.

В каждом случае речь о количестве заболевших COVID-19 или умерших от инфекции

В Самарской области за время "карантинных мер" силовики возбудили три административных дела. Жительницу Тольятти Яну Павлову оштрафовали на 15 тысяч рублей за публикацию во "ВКонтакте" непроверенной информации о смерти ребенка от коронавирусной инфекции.

Также депутат Самарского регионального парламента Михаил Матвеев, через Twitter обратившийся к губернатору и руководству полиции региона с требованием проверки сообщений о ненадлежащем реагировании на подтвержденные случаи коронавируса, стал фигурантом сразу двух дел о фейках по жалобам чиновников. Одно из дел прекращено, второе — на стадии рассмотрения апелляционной жалобы.

В Саратовской области правозащитники обнаружили три административных дела. По двум из них назначены штрафы в 30 тысяч рублей жительницам Ровенского района — одна опубликовала недостоверную информацию в группе в мессенджеры WhatsApp, а вторая продублировала это сообщение во "ВКонтакте". Третье дело суд передал по подведомственности в иной орган.

Так же три административных дела в период распространения COVID-19 возбудили в Башкортостане. Здесь жительницу Кармаскалинского района оштрафовали на 15 тысяч рублей за публикацию сообщения о привезенных в больницу инфицированных. Жителя Чекмагушевского района оштрафовали на 30 тысяч рублей за комментарий в соцсетях. Главному редактору издания ProUfu Тимуру Алмаеву назначили штраф в 60 тысяч рублей за публикацию комментария пресс-секретаря городской администрации, который впоследствии сослался на неофициальный характер своего мнения.

Наказание и тем более уголовное наказание за распространение информации <...> на сегодняшний день неприемлемо

По два административных дела за период "карантинных мер" силовики возбудили в Татарстане и Ульяновской области. Жительницу Нижнекамска обязали выплатить 15 тысяч рублей за распространение в WhatsApp сообщения о скором закрытии города, а жителю Казани назначили штраф в 30 тысяч рублей за сообщение о сокрытии числа умерших и зараженных COVID-19.

В Ульяновской области выявленные фейковые сообщения были опубликованы во "ВКонтакте". В первом случае жителя Димитровграда оштрафовали на 30 тысяч рублей за сообщение о количестве зараженных, во втором сообщалось о привлечении жителя Ульяновска за комментарий о зараженных и умерших военных.

В Кировской, Нижегородской и Пензенской областях, а также в Марий Эл правозащитники обнаружили по одному административному делу. В каждом случае речь о количестве заболевших COVID-19 или умерших от инфекции. Информации о сумме назначенных штрафов пока нет.

"Впервые в фокусе самой массовой кампании преследования за слова со времен расцвета антиэкстремизма оказались не представители субкультур и гражданские активисты, а тот самый "глубинный народ", умение слышать и понимать который называлось главным достоинством государства Владимира Путина", — считает автор доклада Станислав Селезнев.

Говоря о новых уголовных статьях, он обращает внимание на их расположение в уголовном кодексе — между терроризмом, захватом заложника, составами и организацией незаконного вооруженного формирования. По мнению адвоката "Агоры", подобное позиционирование косвенно подтверждает чувствительность этих деяний, создает ощущение их большой общественной опасности, расценивая сообщение в чате WhatsApp как угрозу национальной безопасности.

Там, где есть правда, места для фейков просто не остается

В Поволжье за последние месяцы автор доклада обнаружил четыре возбужденных уголовных дела по ст.207.1 УК РФ. Еще по одному — идет доследственная проверка.

Так, в Нижегородской области объектом уголовного преследования стал местный блогер Александр Пичугин. В телеграм-канале "Сорокин хвост" он опубликовал саркастичный пост о массовом заражении людей во время богослужений. Это сообщение силовики оценили как фейковую новость.

В Башкортостане правоохранители возбудили уголовное дело из-за распространения информации о побеге врачей клинической больницы им. Г.Г. Куватова через окно в то время, когда в медучреждении ввели карантин. В региональном Следкоме отметили, что сообщение распростилось вместе с видеозаписью, подлинность которой они не смогли подтвердить.

Также Следком Башкортостана проводит доследственную проверку в отношении сельского предпринимателя, активиста из села Чекмагуш Руслана Нуртдинова. Заявление с просьбой проверить предпринимателя написал депутат Госдумы Батор Адучиев. Как сообщал "Коммерсантъ", в начале мая активист заявил о взломе его страницы во "ВКонтакте" после того, как на ней появился пост о переброске военной техники в российские города из-за пандемии нового коронавируса. Именно этот пост привлек депутата Госдумы. Это сообщение и проверяют следователи.

Вмешательство государства в оценку высказывай нецелесообразно

В Саратове правоохранители возбудили уголовное дело из-за публикации в мессенджере Telegram информации о заражении коронавирусной инфекцией врачей городской больницы №2.

В Татарстане, как сообщала пресс-служба Следкома, уголовное дело возбуждено из-за поста в соцсетях о вспышке COVID-19 в Высокогорской ЦРБ и госпитализации половины медперсонала.

— Наше предположение строится на том, что наказание и тем более уголовное наказание за распространение информации, которая фактически не привела к наступлению каких-либо общественно вредных последствий на сегодняшний день неприемлемо, — утверждает адвокат "Агоры" и автор доклада Станислав Селезнев.

В комментарии для "Idel.Реалии" он предложил две модели действий взамен введению новых уголовных и административных наказаний. По мнению адвоката, помешать распространению недостоверных сведений может, в первую очередь, достоверная информация, предоставленная властями, и доверие граждан этой информации.

— Там, где есть правда, места для фейков просто не остается. Это первый и наиболее эффективный способ. На него же указывают эксперты Совета Европы, когда оценивают экстренное законодательство, которое напринимали власти многих европейских государств, в том числе и России, — говорит Станислав Селезнев.

Ничего не говорит о том, что эти статьи не будут применяться в дальнейшем

Вторая модель действий, по его словам, заключается в маркировке недостоверной информации. Адвокат предлагает представителям власти комментировать и помечать информацию как непроверенную или подозрительную.

— Вмешательство государства в оценку высказывай нецелесообразно, поскольку власти берут на себя в данном случае такую отеческую заботу за человека, за гражданина, вводя запрет на всякую дискуссию по общественно значимым вопросам, в любой форме, который отличается от разрешенного государством. Информация на сегодняшний день правит миром, она может повлечь негативные последствия, но ставить ее целиком и полностью под контроль, допускать распространение по общественно значимым вопросам только только официально одобренной информации, конечно, несоразмерное вмешательство в право на свободу высказываний, — считает адвокат "Агоры".

По его мнению, введенные и уже работающие запреты впоследствии станут новым рычагом для злоупотреблений: наказывать за распространение недостоверной общественно значимой информации смогут и после окончания пандемии.

— Ничего не говорит о том, что эти статьи не будут применяться в дальнейшем. Никакого ограничения по времени не предусмотрено. Таким образом, любая информация, которую сотрудники правоохранительных органов посчитают общественно значимой может повлечь преследование как в административном, так и в уголовном порядке. Включая информацию о протестных акциях, перемещении государственных материальных средств и так далее, — резюмировал автор доклада.

Бойтесь равнодушия — оно убивает. Хотите сообщить новость или связаться нами? Пишите нам в WhatsApp. А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.

XS
SM
MD
LG