Ссылки для упрощенного доступа

"Вы хотите черный чай или ко мне обращаетесь?" Беседы о расизме


Нил Матиаш
Нил Матиаш

Не утихает тема расовой несправедливости, о которой все вспомнили после смерти афроамериканца Джорджа Флойда. 25 мая 46-летний Флойд погиб во время его ареста полицией в Миннеаполисе, США. О расизме и дискриминации "Idel.Реалии" поговорили с Нилом Матиашем. 25-летний IT-специалист живет и работает в Казани. Отец Нила — гражданин Анголы. Родился он в Москве, большую часть юности провел в деревне у бабушки в Кайбицком районе Татарстана, учился в КФУ. Нил Матиаш рассказал, где и каким образом он сталкивался с дискриминацией.

— Расскажите, как складывались ваши отношения со сверстниками в детстве? Возникали ли конфликты на расовой почве?

— Я рос в деревне. Не могу сказать, что меня обижали, но в детстве всех как-то дразнят. Факт того, что ты черный — это одна причина. Если ты на это не реагируешь, дети начинают дразнить по другому поводу. Просто, я был единственным таким во всем районе, соответственно привлекал внимание. Я был такой местной достопримечательностью, ко мне все привыкли. Были ситуации на соревнованиях при выезде в другие города, когда показывали пальцем, посмеивались, но я на это не обращал особого внимания.

— Как складывались отношения с одногруппниками в университете?

Она сказала нам: "Извините, ребят, мы не можем вас взять на это мероприятие, потому что вам нельзя"

— Я учился в Казани. Здесь я точно не был одним таким, не особо сильно выделялся. Я быстро нашел друзей на своем направлении и проблем особых не было. Единственное, были моменты, меня постоянно останавливали сотрудники полиции и проверяли документы на наличие регистрации.

Особенно часто это было в метро, но после Кубка Конфедераций это закончилось. Может быть, они увидели большое количество таких же как я и поняли, что это нормально. Я одно время жил возле метро, постоянно на нем ездил и меня могли останавливать каждый день. Я переодически переворачивал страницу в их журнале и показывал, что вот вчера у меня уже проверяли документы.

— Как полицейские реагировали на это?

— Никак. Они как будто план выполняли. Я, видимо, подходил под категорию подозрительных людей.

— В социальном плане вы встречались с дискриминацией в свой адрес?

— Не буду врать, встречался. Я долгое время работал в сфере общепита. Там отношение к персоналу в целом пренебрежительное. Когда у тебя еще такая выделяющаяся внешность, иной раз это приводило к конфликтным ситуациям. Если человек сразу нарывался на конфликт, расовые оскорбления я часто слышал в свой адрес. Работая в сфере общепита, ты вырабатываешь некий механизм отторжения и вообще не воспринимаешь это всерьез.

Касательно дискриминации, был один момент, который меня покоробил. Это из разряда: "Потому что я черный". Мы учились на втором курсе, были студентами-активистами. Планировалось какое-то мероприятие в Деревне Универсиады, а мы там должны были стоять в майках, размахивать флагами разных стран. Должен был приехать президент Татарстана. Нам предстояло стоять на пути делегации. Нас собрала представитель, объяснила, что и как будет. После этого она подозвала меня и еще одну девочку, которая ходила в хиджабе. Она сказала нам: "Извините, ребят, мы не можем вас взять на это мероприятие, потому что вам нельзя". Это меня задело. Хотя, когда я работал со спортсменами, мы также встречали президента, который в этом же комплексе играл в хоккей со своими друзьями. Никаких вопросов ко мне у его службы охраны вообще не было.

У меня однажды на полном серьезе, без шуток спросили, какого цвета у меня кровь

Слова той девушки были неприятными. Это не то чувство, когда тебя оскорбили. Ты просто недоумеваешь. Думаешь, серьезно, вот из-за этого? Ты больше удивлен. Есть, конечно, какая-то обида, но это кажется странным.

Вроде живем в 21 веке, а до сих пор какие-то такие стереотипы еще есть в обществе. Мне это казалось таким диким. Люди смотрят телевизор, у всех есть интернет, все смотрят разные фильмы, слушают музыку, знают, что есть темнокожие исполнители и актеры. При этом, встречая таких людей в жизни, они так удивляются и задают достаточно глупые вопросы.

У меня однажды на полном серьезе, без шуток спросили, какого цвета у меня кровь. Такие вопросы реально заставляют задуматься, насколько люди считают, что мы от них отличаемся, что задают настолько глупые вопросы. Даже на улицах в Казани, ко мне часто подходили и хотели сфотографироваться. Я никогда в этих случаях не фотографировался с людьми, но просто задавал вопрос: "А зачем вам эта фотография?" Мне никто ни разу не смог ответить. Они сразу впадали в ступор, как будто сами тут же задавались этим же вопросом.

В такие моменты мне очень странно. Я с детства рос в обществе абсолютно белых людей, прямо в деревне. Я рос с людьми, которые принимали меня таким, какой я есть. Мне странно, что приехав в большой город, я сталкиваюсь с ситуациями, в которых люди до сих пор могут так реагировать.

— Возникали ли у вас подобные проблемы при устройстве на работу?

Когда ты пробуждаешь в человеке случайное чувство неловкости, он теряется и лично тебе проще выйти с ним на контакт

— У меня спрашивали, говорю ли я по-русски. Это очень частый вопрос в принципе. У меня иногда бывали проблемы со съемом квартиры. Я пользуюсь услугами одного и того же риэлтора на протяжении многих лет. Она меня давно знает, но в первый раз при нашей встрече она сразу спросила, говорю ли я на русском языке, есть ли у меня российский паспорт. Для многих владельцев квартир это очень важный момент. Когда мы ездим на показ, она всегда просит меня что-то говорить, чтобы люди понимали, что я хорошо говорю на русском языке. Это те же самые стереотипы: "Сдадим квартиру только русской семье" и так далее.

У меня достаточно хорошее чувство юмора. Я стараюсь такие стереотипные высказывания преобразовать в шутку. Когда я работал в общепите, я тоже так шутил. Например, мне говорили: "Извините, а можно нам чай черный". Я отвечал: "Вы хотите черный чай или вы ко мне обращаетесь?". Когда ты пробуждаешь в человеке случайное чувство неловкости, он теряется и лично тебе проще выйти с ним на контакт.

Еще бывает таксисты спрашивают, откуда я приехал. Я всегда называю рандомную страну в Африке, говорю, что я оттуда и просто хорошо выучил язык. Когда говоришь таксисту, что ты из Москвы и родился в России, у них теряется интерес. Как будто что-то перещелкнуло внутри и умерла мечта. А тут ты ему рассказываешь историю. Для них это сведения об уникальном человеке, который попал к ним в машину.

— Как вам кажется, насколько сегодня общество объективно и, может быть, толерантно в расовых вопросах? Вы рассказали несколько историй, но давайте в этом случае рассмотрим общество в широком смысле.

Как мне кажется, во всем виновато именно стереотипное мышление

— Я думаю, мы все заложники стереотипов по отношению ко всем людям. Есть определенные группы людей — национальности, расы, гендера. Другие люди обычно судят не по личности, а по стереотипам об этой группе.

Неважно, черный ты, азиат, кавказец, женщина, мужчина, гей, лесбиянка. То есть, если вы впервые слышите о каком-то рандомном человеке и узнаете, что он является частью какой-то из этих групп, вы сразу начинаете представлять стереотипы о нем. Как только вы ближе узнаете человека, вы понимаете, что это личность, а объединять под одну гребенку неправильно.

Есть, конечно, люди, которые являются расистами и националистами, но это отдельная каста застрявших далеко в прошлом. Сегодня толерантность широко популяризируют, но просто бывают локальные конфликты. Как мне кажется, во всем виновато именно стереотипное мышление.

— Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы таких стереотипов стало меньше, и нужно ли для этого что-то делать?

— На самом деле, каких-то решений я не могу предложить. Что касается меня, я и не был представителем этих стереотипов. Я живу в России, считаю себя русским человеком, мой родной язык русский. Я скорее подхожу под стереотипы русского человека с балалайкой и медведем, чем просто черного. Черным меня делает моя внешность и все.

Мне кажется, нашим людям не хватает культурного образования. Может быть, нужно просто поднять уровень культуры. Не хватает взаимоотношений между странами. Всегда надумываются какие-то конфликты, а локальные события могут перерасти в нечто большое и пагубно влияющее на все общество.

Бойтесь равнодушия — оно убивает. Хотите сообщить новость или связаться нами? Пишите нам в WhatsApp. А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.

XS
SM
MD
LG