Ссылки для упрощенного доступа

Казанские стрелки из принтера. Депутаты Татарстана дали бумажный залп по шутингу


На сессии Госсовета РТ 11 июня 2021 года
На сессии Госсовета РТ 11 июня 2021 года

В пятницу, 11 июня, спустя ровно месяц после трагедии в казанской гимназии №175, Госсовет Татарстана проголосовал за внесение в Госдуму РФ предложений об изменении федерального законодательства с тем, чтобы несколько осложнить для потенциальных шутеров доступ к оружию. При этом колумнист Idel.Реалий Марина Юдкевич обнаружила, что Рустам Минниханов смотрит на перспективу принятия этих предложений несколько скептически ("Оружейное лобби — оно очень серьёзное"), а второпях изобретённое татарстанскими депутатами законодательное оружие имеет несколько кривой ствол.

Первое изменение, предлагаемое в ФЗ "Об оружии" парламентом Татарстана, заключается в повышении возраста, в котором у россиян возникает право на приобретение оружия, с 18 лет до 21 года. (Само собой, на святое, в смысле священный долг российских призывников — не замахиваются, их-то право нажимать на спусковой крючок прямо с 18-ти неотъемлемо, ибо реализуется под чутким патронатом старших товарищей и командиров… Правда, этот же самый патронат и доводит время от времени до беды, вспомнить хоть дело солдата Рамиля Шамсутдинова...)

У человека, вооружённого удостоверением депутата, главный спусковой крючок в голове срабатывает от желания поскорей отчитаться

Какие необратимые (в хорошем смысле) изменения происходят с россиянином строго в 21-й день его рожденья и превращают его из потенциального шутера в смирного человека с ружьём — это науке, конечно, неизвестно…

Но если, как выразился при представлении этого законопроекта член комиссии Госсовета по законности Игорь Бикеев, "главный спусковой крючок у человека всё-таки в голове", то у человека, вооружённого удостоверением депутата, главный спусковой крючок в голове срабатывает от желания поскорей отчитаться и насладиться похвалой вышестоящих.

А ведь предложения законодательно поднять возраст владения оружием до 21 года прозвучали уже в первые же дни после майской казанской трагедии; их тогда озвучили и сенаторы, и глава Росгвардии Виктор Золотов при благосклонном внимании самого Владимира Путина!.. Так что надо же было поспешать, дабы в итоге власти именно Татарстана оказались первыми добежавшими до Госдумы с готовым законопроектом на эту тему. И вот — успели.

Считают, что в спешке трудно сохранить солидность, но татарстанские депутаты очень старались. С этой целью не ограничились просто громким предложением повысить возрастной ценз, а изобрели ещё массу дополнений в федеральные законы.

Например, такое. К положению ФЗ "Об оружии": "огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие… граждане Российской Федерации имеют право приобретать в целях самообороны без права ношения на основании лицензии" - дописать: "при условии, что они имеют в собственности огнестрельное оружие ограниченного поражения (пистолет, револьвер, огнестрельное бесствольное устройство отечественного производства) не менее пяти лет".

Что, если минутку подумать, означает эта формулировка: "имеют в собственности" пистолет, револьвер и т.д. — вместо "имеют лицензию" на пистолет, револьвер и т.д.?.. Что право на желанное гладкоствольное длинноствольное ружьё гражданин сможет получить, только если до этого пять лет уже имел добытый без лицензии ствол!

Да… Но ведь так, пояснил Игорь Бикеев, гражданин может доказать свои благонравие, выдержку — и, соответственно, право вооружиться ещё серьёзней. И если он в этот пятилетний срок сумел не сесть за незаконное хранение и никого не расстрелял — так уж точно доказал. Ну а если расстрелял — что ж, тогда, значит, не доказал…

В общем, за месяц неустанной работы татарстанский парламент изобрел грозное законодательное оружие с длинным, но довольно кривым стволом.

"А как будут справки медицинские выдавать? И почему мы не говорим об обороте боеприпасов — зачем ему картечь и пули, если у него нет лицензии на охоту?" — Рустам Минниханов, как видно, хорошо помнил конкретные обстоятельства майской трагедии, послужившей поводом для этой бурной законодательной инициативы, и потому заметил, что как раз этим-то обстоятельствам данная инициатива не противостоит нисколько.

Депутаты признали, что насчёт боеприпасов как-то не додумали, но впредь будут учитывать, что для стрельбы ружьё принято чем-то заряжать.

А что до медсправок, то по этому вопросу татарстанские законодатели заготовили обращение к российскому премьеру Михаилу Мишустину. Пусть он распорядится, чтобы соискателя оружейной лицензии проверяли не как сейчас (находится ли он уже на учёте у психиатров или пока ещё числится здоровым), а проводили бы его углублённое комиссионное обследование. Вроде того, что "при приёме на службу в правоохранительные органы".

(Правда, в России полицейские фигурируют в качестве субъектов криминальной стрельбы едва ли реже, чем частные владельцы гладко- длинноствольного. То один углублённо и успешно обследованный обезвредит безоружного нарушителя чисто случайным выстрелом в голову, то другой поставит точку в споре с другом тем же способом, то третий на фоне внезапно возникшей неприязни положит сразу пару коллег и т.д... Впрочем, к темам, занимающим наших законодателей, это не относится.)

В нынешний татарстанский "антиоружейный пакет" не могли не попасть, само собой, предложение дополнить ФЗ "Об информации…", УК и УПК, а также обращение лично к спикеру Госдумы Вячеславу Володину: поспособствовать "в части ограничения распространения деструктивной информации посредством сети "Интернет", в том числе, в соцсетях".

Подача была привычной, но тут депутат от КПРФ Артём Прокофьев неожиданно отбил её в незапланированном направлении. В этом обращении к Володину Госсовет выступает за деанонимизацию действий в интернете, заметил он: "Между тем в Татарстане существуют анонимные Телеграм-каналы, последовательно шельмующие оппозицию. И в обществе есть сомнения, что все эти анонимные каналы работают без поддержки госорганов!"… В общем, раз уж у нас не шельмовать оппозицию никак невозможно, так хоть бы знать, какая шельма тебя шельмует-то…

На что получил адекватный ответ со ссылкой на депутата Госдумы Александра Хинштейна — тот давеча на одном симпозиуме проявил себя как борец за скорую и безоговорочную деанонимизацию, а немедни в одном интервью разъяснил: ещё не время.

Да и что оппозиционерам проку в таком знании, когда их, того гляди, начнут уже просто отстреливать… Но зато, без сомнения, из законно выданного оружия.

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", не отражает позицию редакции.

Если ваш провайдер заблокировал наш сайт, скачайте приложение RFE/RL на свой телефон или планшет (Android здесь,iOS здесь) и, выбрав в нём русский язык, выберите Idel.Реалии. Тогда мы всегда будем доступны!

❗️А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.

XS
SM
MD
LG