Ссылки для упрощенного доступа

"Страшнее всего были казаки". Крепить стабильность на улицах призовут адептов нагайки


Архивное фото
Архивное фото

Открыв в истории человечества неиссякаемый источник для державнического бла-бла-бла, Владимир Путин дал уже окорот исследователям 2-й Мировой и глобусу Земли с присутствующем на нем государством Украина. И наконец среди этой последовательности огорчений и обид (который и представляет собой вся история с точки зрения истинно-верного российского государственника) нашелся славный образец поддержания госстабильности. Это — человек с нагайкой, отмечает колумнист "Idel.Реалий" Марина Юдкевич.

Об одобрении Путиным идеи включить казаков в состав Росгвардии сообщил на днях Юрий Чайка — бывший генпрокурор, ныне полпред президента в Северо-Кавказском федеральном округе и потомственный, как выяснилось, казак.

Этому предшествовало очередное упоминание в СМИ об охране порядка силами казаков: 23 июня они сумели пресечь передвижение на велосипеде в центре Ставрополя, при этом расширив знакомство юного чемпиона-велосипедиста с непечатным духовным достоянием и отобрав у него дорогостоящее двухколесное орудие нарушения традиционных устоев.

Ибо — как указал, согласно публикации на сайте "Российское казачество", сам патриарх Кирилл, — "именно в казачестве преемственно сохранялись патриотизм, глубокая воцерковленность, жертвенная готовность защищать наши ценности". (А история с отобранным у подростка—спортсмена велосипедом в таком случае разъясняет, что "готовность защищать наши ценности" наступает с момента, когда оные ценности переходят в конкретно-патриотические руки казачков.)

Неизвестно, созрело ли у Владимира Путина одобрение идеи сделать казачков частью официальной Росгвардии непосредственно после этой велосипедной истории, или причиной тому были более ранние заслуги современного казачества. Как то: избиение участниц группы Pussy Riot в олимпийском Сочи в 2014-м и экологов "Гринпис", тушивших пожары в том же Краснодарском крае в 2016-м, битье нагаечками участников митинга "Он нам не царь" на Пушкинской площади в Москве в 2018-м…

Плюс глубокое погружение в историческое прошлое, постигшее г-на Путина в последнее время, вкупе со все более навязчивой боязнью любых попыток изменить настоящее — усилило эффект.

Ведь больше века назад, сообразив, что всадник с нагайкой при разгоне массовых уличных акций куда эффективней шеренги людей с ружьем (тем более, если в придачу к нагайке всадник вооружен еще и сознанием собственного превосходства над прочими, сословной спесью — а казаки и были особым сословием), российские власти стали активно применять казаков именно в боевых действиях против собственного населения. Так разнообразные комплиментарные представления о казачестве ("казацкая вольница", "ударная сила российской армии в наступлении") преимущественно свелись к одному, главному: "Казаки — опора самодержавия"…

Так это же как раз то, что нужно!

Какие казаки бывают нынче? Вопрос не так прост, как думают многие, определяющие всю эту современную общность как "ряженые". То есть это до внесения в специальный госреестр казачьих обществ они только ряженые, но сразу после — уже не только ряженые, а реестровые, почувствуйте разницу!

Ну а те, которым во внесении было отказано, роняют на наряд без госнашивки горючую слезу, еще отчаянней распевают: "Ой да черный ворон, я не твой!" и еще энергичнее машут нагайкой в надежде когда-нибудь быть востребованными властью.

Хотя и без них в этом госреестре уже каких только нету. Согласно ЕГРЮЛ, в настоящее время официально распевают, машут нагайкой и хранят патриотизм: казаки московские, казаки ленинградские и казаки санкт-петербургские, казаки города Пушкин сиречь "Хутор Царскосельский", балтийские казаки, вологодские казаки, казаки ханты-мансийские и ямало-ненецкие, они же полярные, казаки чеченские… Всего — аж 409 разнонаряженных общественных юрлиц казачьего профиля на 67,5 тысяч казаков, проживавших в России в последнюю перепись населения, включая лиц женского пола, грудных младенцев и ветхих старцев.

Татарстан тоже вступил было на эту столбовую, как теперь выяснилось, дорогу казако-строительства. Однако кипучая деятельность по писанию одними татарстанскими казаками жалоб на то, что другие татарстанские казаки — ненастоящие, до сих пор не увенчалась госпризнанием наличия в республике казачьего многообразия. В госреестр смогли пробиться одни лишь нурлатские казаки (Нурлатское станичное казачье общество Симбирского окружного казачьего общества Волжского войскогого казачьего общества).

Едва зарегистрировавшись, они взяли с места в карьер, т.е. проявили живейшую готовность махать нагайками по поручению местной власти. Как рассказал атаман Александр Любецкий, районный глава Равиль Кузюров такому предложению обрадовался и сразу отдал казакам под офис здание бывшей школы. Нурлатские казаки грозились делом ответить на заботу власти: немедленно заняться воспитанием молодежи, открыть летний лагерь для трудных подростков, кадетские классы в еще действующих школах и организовать конное патрулирование райцентра на чистом казачьем энтузиазме. "Я фермер, — пояснил атаман Любецкий, — у меня есть 20 лошадей".

Было это в 2014-м, в 2015-м фермерское хозяйство атамана Любецкого, согласно базе данных Rusprofile, не просуществовав и трех лет, было ликвидировано (как прежде и колхоз, где будущий атаман был председателем, и сельхозООО, где он же был учредителем; казаки — они же крепкие хозяйственники!). Кони, стало быть, приказали нурлатским казакам долго жить и ходить пешком, о казачьих лагерях и классах в Нурлате тоже как-то ничего не слыхать, но атаман по-прежнему в наличии и иногда по команде "Сотня — стой!" собирает станичников для коллективного фотографирования. Всех десятерых.

Однако дело их не пропало. Идея о включении казаков в состав государственной Росгвардии ляжет в Татарстане на нормативно взрыхленную почву — ведь уже в 2019—м глава республиканского кабмина Алексей Песошин выдал рекомендацию полиции: "организовать работу по привлечению" казаков к охране общественного порядка.

В курсе ли Казанский кремль, сколько шашек в единственном в Татарстане официальном реестровом казачьем обществе, или охранными полномочиями наделят и нереестровых ряженых — неизвестно.

Но хорошо известно, как склонны вести себя люди, неизвестно с чего наделенные особыми полномочиями и ощущением своего сословного превосходства.

Выразительно писал об этом, например, сын великого Василия КачаловаВадим Шверубович. Он вместе с группой Художественного театра бежал из большевистской Москвы на "белый" юг и прежде, чем вступил в Добровольческую армию, наблюдал славное казачество в условиях тыловых, то есть в процессе как раз "охраны общественного порядка".

"Страшнее всего были казаки, — вспоминал он. — Они очень неохотно шли на фронт, но с удовольствием несли конвойную и полицейскую службу. В их поведении ярче всего выделялось "право сильного": то, что они были вооружены, создавало в них ощущение превосходства над всеми невооруженными. Безоружные были обязаны кормить их, возить, снабжать всем необходимым, безропотно уступать им все: от места в парикмахерской до жен и невест. Я был свидетелем того, как казачий офицер "цукал" вольноопределяющегося за то, что тот ждал своей очереди побриться. "Мундир позоришь, шляпа!" — вопил он. Потом, выбив стулья из-под двух солидных штатских, усадил вольнопера и сел сам. А штатские, оставшись с намыленными физиономиями, ждали, когда им разрешат добриться".

Что за прелесть эти традиции по воспитанию окружающего населения в духе скромности и уважения к человеку с нагайкой! А вы говорите — велосипед. Велосипед, граждане, — это только начало.

Казаки: кому они выгодны?
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:02:47 0:00

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", не отражает позицию редакции.

Если ваш провайдер заблокировал наш сайт, скачайте приложение RFE/RL на свой телефон или планшет (Android здесь,iOS здесь) и, выбрав в нём русский язык, выберите Idel.Реалии. Тогда мы всегда будем доступны!

❗️А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.

XS
SM
MD
LG