Ссылки для упрощенного доступа

Телемарафон против закона об иноагентах пройдет в эфире "Дождя"


Марафон "Агенты людей" против закона об иностранных агентах пройдет в эфире телеканала "Дождь" во вторник 12 октября — в первый день работы Госдумы нового созыва. Трансляция будет также доступна на Youtube-канале "Дождя".

Это совместная акция "Дождя", "Медузы", "ОВД-инфо", "Медиазоны", которых российские власти признали иностранными агентами, а также "Эха Москвы" и "Новой газеты".

"Без свободы слова, которой понемногу лишает нас законодательство об "иноагентах", не может существовать государство и общество", — говорится в анонсе акции.

Участие в марафоне примут журналисты Леонид Парфенов, Владимир Познер, Алексей Венедиктов, Дмитрий Быков, а также Андрей Макаревич, Татьяна Лазарева и блогер Василий Уткин. В эфире выступят Борис Гребенщиков, Юрий Шевчук, Владимир Котляров из группы "Порнофильмы", а также "Сансара", Joker James, Антон Севидов из группы Tesla Boy, сообщает "Медуза".

Под петицией за отмену закона об иностранных агентах подписались более 160 тысяч человек. В тексте говорится, что пакет законов об иностранных агентах носит дискриминационный характер и противоречит Конституции России и Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

На данный момент в реестр СМИ-"иноагентов" включены 85 человек и организаций, с начала 2021 года список увеличился на 68 пунктов. Включение в список налагает на СМИ ряд обязанностей, критически затрудняющих их работу.

1 сентября главные редакторы и издатели более 20 независимых российских изданий потребовали аннулировать нынешний список СМИ-"иноагентов", а также внести 12 поправок в действующее законодательство об "иностранных агентах". Они подписали открытое письмо президенту России Владимиру Путину, его пресс-секретарю Дмитрию Пескову и министру юстиции Константину Чуйченко. Кремль пообещал рассмотреть обращение журналистов о внесении поправок в закон об "иностранных агентах".

15 июля Генпрокуратура признала "нежелательной организацией" издание "Проект", а 8 журналистов — "иностранными агентами".

В конце апреля Минюст внес издание "Медуза" в реестр иностранных агентов. Редакция СМИ сообщала, что это ставит под угрозу ее работу и объявила сбор средств, так как рекламодатели отказались сотрудничать с изданием. В реестр также внесли "Первое антикоррупционное СМИ".

Издание VTimes, которое также было признано "иноагентом", закрылось через несколько недель после получения этого статуса.

Впервые Министерство юстиции РФ включило пять человек в реестр "иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента" в конце декабря 2020 года. В список попали правозащитник Лев Пономарёв, активистка Дарья Апахончич, главный редактор "Псковской губернии" Денис Камалягин, сотрудничающие с Радио Свобода журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов.

В январе-мае 2021 года Роскомнадзор составил и направил в суд несколько сотен протоколов о нарушении РСЕ/РС вступившего в силу минувшей осенью приказа Роскомнадзора о жестких правилах маркировки публикаций. ООО "РСЕ/РС" обжалует все без исключения принятые против него судебные решения, однако апелляции неизменно оставляются без удовлетворения Тверским районным судом.

Медиакорпорация РСЕ/РС, соблюдавшая все нормы российского законодательства, отказалась выполнять требования Роскомнадзора, расценивая их как попытку вмешательства в редакционную политику и политической цензуры.

В жалобе отмечается, что принятое в России применение законодательства о так называемых СМИ-"иноагентах" нарушает 10-ю статью Конвенции о правах, гарантирующую право каждого человека свободно выражать своё мнение, а также распространять информацию и идеи без какого-либо ограничения.

Президент РСЕ/РС Джейми Флай заявлял о решимости корпорации продолжать работать в России. "Мы продолжим противостоять попыткам Кремля цензурировать неприятную для российских властей правду", — заявил он.

В мае 2021 года Министерство юстиции России внесло в список СМИ–"иностранных агентов" сайт Meduza.io и деловое СМИ VTimes. "Медуза" пытается оспорить решение в судебном порядке, считая, что применение закона разрушает коммерческую бизнес-модель СМИ и ставит его на грань закрытия. Редакция VTimes объявила о закрытии сайта.

Представители российских властей считают, что действующее в стране законодательство о "СМИ–иноагентах" является зеркальным отражением действий правительства США "против российских журналистов в Америке". "Мы вынуждены действовать по принципу "око за око", — заявила недавно, выступая на мероприятии в рамках Международного экономического форума в Санкт-Петербурге, директор департамента информации и печати МИД России Мария Захарова. По ее мнению, "журналисты, представляющие СМИ–"иноагенты", не сталкиваются [в России] с ограничениями и пользуются теми же правами, что и все остальные работники этой сферы в России". Руководители РСЕ/РС и представители международных журналистских организаций неоднократно опровергали эту точку зрения, называя условия, в которых Радио Свобода действует в России, несопоставимыми с условиями работы телеканала RT и других проектов МИА "Россия сегодня" в США.

Российские власти штрафуют Татаро-башкирскую службу Радио Свободная Европа, в том числе татароязычный проект "Азатлык Радиосы" и русскоязычный портал "Idel.Реалии", а также телеканал Настоящее Время и другие русскоязычные проекты РСЕ/РС за неисполнение отдельных положений законодательства о так называемых СМИ–"иностранных агентах". Общая сумма штрафов по уже вынесенным судебным решениям составляет свыше 100 миллионов рублей. В мае представители РСЕ/РС обратились в связи с этим в Европейский суд по правам человека с жалобой против российских властей.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

Комментарии

XS
SM
MD
LG