Ссылки для упрощенного доступа

Истцов объединил QR: татарстанцы пытаются обжаловать "коронавирусное" постановление Кабмина РТ


Журналисты, удалённые из зала судебных заседаний, 16 ноября 2021 года
Журналисты, удалённые из зала судебных заседаний, 16 ноября 2021 года

Шесть исков в Верховный суд Татарстана о признании незаконным постановления Кабмина РТ №960 подали в общей сложности 39 человек. Это то самое октябрьское постановление, которое ввело систему QR-контроля при посещении торгово-развлекательных центров, крупных магазинов, тренажёрных залов, пабов и кафе — но, как выяснилось в первый же день рассмотрения исков, 16 ноября, — это самое постановление уже отменено.

Журналистов в коридоре у зала судебного заседания перед началом процесса собралось точно не меньше, чем истцов. 29 человек из числа опротестовывающих постановление Кабмина РТ в суд почему-то не явились. Но, даже несмотря на столь внушительную неявку, свободных мест в зальчике не осталось — и тогда судья Эдуард Каминский попросил всю прессу удалиться. Мол, присутствующим соблюдать социальную дистанцию при таком аншлаге невозможно, а дискриминировать кого-то он не хочет. Это вызвало возмущенный ропот. Кто-то поинтересовался, почему бы для столь громкого процесса не найти зал побольше — благо, в Верховном суде Татарстана таковые действительно есть.

Зал побольше пообещали найти — но лишь к следующему судебному заседанию. А на первом судья Каминский решал главным образом чисто формальные вопросы.

Например, как выяснил адвокат Лаврентий Сичинава, представляющий интересы одного из истцов — Евгения Хабибуллина, постановление №960 за тот короткий срок, что прошёл с момента подачи иска до его рассмотрения, уже приказало долго жить. Кабмин Татарстана успел отменить его новым своим постановлением — с номером 1006, вот только этот факт уже нигде не афишировался.

Таким образом, нашумевшее девятьсот шестидесятое постановление — то самое, которое ввело QR-контроль при посещении торгово-развлекательных центров, крупных магазинов, тренажёрных залов, пабов и кафе — не просуществовало даже и одного полного месяца. Будучи принятым 7 октября 2021 года, оно прекратило своё действие уже 28 числа того же месяца.

Поэтому Сичинава изменил предмет иска — тем более, что в постановлении №1006 речь идёт, по сути, о тех же самых мерах. Остальные истцы — те, что присутствовали в зале — уточнили свои требования вслед за Сичинавой, что позволило Каминскому объединить все иски в один. Иски тех, кто не уточнил свои требования по причине неявки, судья оставил без рассмотрения.

Как минимум два таких человека просто немного опоздали и поэтому свою аргументацию излагали уже представителям четвёртой власти.

— Судья сказал мне: "Здесь не проходной двор. Выйдите!" — описала корреспонденту "Idel.Реалии" свой короткий разговор с Каминским жительница Казани Альфия Латыпова, которая попыталась зайти в зал сразу после удаления прессы. — И я так понимаю, если б я осталась, судебное заседание было бы приостановлено. Мне пришлось выйти.

— А вы не пытались объяснить, что вы тоже истец?

— Мне не дали ничего объяснить, мне сказали строго-настрого: быстро покинуть зал, потому что это не проходной двор. Я даже не успела объяснить, что я не случайный человек, я — истец. Меня не устраивают принудительная вакцинация, введение куар-кодов и давление на людей. Я считаю, это безумие, никакой пандемии нет.

Нияз Губайдуллин.
Нияз Губайдуллин.

Нияз Губайдуллин, пенсионер и врач по образованию (он даже принёс в суд ксерокопию своего диплома), считает, что постановление Кабмина РТ привело к дискриминации и сегрегации россиян:

— Фактически, если они не смогут исполнять обязательства перед окружающим миром, они станут изгоями. Как евреи в нацистской Германии, которых сначала метили звёздами Давида. Ты можешь выбирать: либо становишься изгоем, либо принимаешь это предложение… При издании этого нормативно-правового акта затронуты и ущемлены базовые права граждан. Происходят фактически сегрегация и дискриминация населения по признаку наличия или отсутствия куар-кода. У нас нет согласованных действий, есть порыв. Самосознание граждан, ненависть к власти растёт. И люди хотят бороться с этим беспределом законными способами.

По окончании заседания Лаврентий Сичинава рассказал журналистам об объединении исков в один. А ещё о том, что очень хочет задать в суде вопросы лично главному санитарному врачу Татарстана Марине Патяшиной — вот только Эдуард Каминский не удовлетворил его ходатайство о вызове главы Роспотребнадзора по РТ в суд:

— [Каминский отказал, потому что в] суде присутствуют два представителя Роспотребнадзора. Но они являются юристами по образованию. Те правовые вопросы, которые озвучены в оспариваемом постановлении, состыковываются и с вопросами медицинского характера. В частности, по поводу — давайте вещи называть своими именами — принудительной вакцинации… Естественно, на эти вопросы юристы ответить не смогут. Пока я этот иск готовил, я параллельно как гражданин направил лично Патяшиной письмо. Поставил перед ней четыре вопроса: два — имеющие отношение к медицине, и два — к юриспруденции. Я получил ответ, что вопросы, касающиеся юриспруденции, направлены в Минюст, а на остальные вопросы мне пришло письмо, что я получу на них дополнительные ответы. Но я ответы так и не получил... Закон не лишает нас права обращаться с одним и тем же ходатайством неоднократно. Если вновь возникнет необходимость обратиться [c ходатайством о вызове в суд Патяшиной] — я обращусь.

— У вас есть какие-то версии касательно того, почему так быстро постановление отменили? — поинтересовался у адвоката корреспондент "Idel.Реалии".

— Не знаю, мне сложно на этот вопрос ответить. В конспирологические версии я не верю, но, может быть, один из пунктов был таким. Мы в суд придём, будем просить отменить 960-е постановление, а нас перед фактом поставят: "Ребят, извините, 960-го постановления нет!" А раз нет — и суда нет. Но мы немножко в этом смысле сыграли на опережение — пришли и изменили предмет иска. Но я могу так только предполагать, не знаю, зачем они его там поменяли. Это им, наверное, лучше этот вопрос адресовать.

— Многие не прививаются знаете, почему? У нас за последние годы уровень доверия к власти упал, — объяснил журналистам истец Евгений Хабибуллин. — Кто-то говорит об этом громко на митингах, а кто-то — дома, среди своих родных. И потом громогласное заявление сделал журналист Леонтьев, который нас назвал баранами, козлами, которых надо по башке бить и колоть. Получается, это отношение власти устами журналиста к нам.

— Вам не кажется, что это — вынужденная мера? — поинтересовался у Хабибуллина журналист ТНВ — телеканала, шеф которого Ильшат Аминов ещё до Леонтьева успел сравнить не желающих прививаться от коронавируса россиян с баранами и коровами.

Евгений Хабибуллин
Евгений Хабибуллин

— Нет, не кажется. В чём она вынужденная? В прошлом году такой массовой вакцинации не было, а рост заболеваемости был низкий, — парировал истец. — А в этом году, говорят, уже сорок или даже пятьдесят процентов привили в Татарстане, а рост заболеваемости идёт. Почему? Говорили, 60 процентов надо, чтобы коллективный иммунитет был, потом — восемьдесят, девяноста пять процентов… Может, 146 процентов потом надо будет сделать?.. Я еще раз говорю: это уровень недоверия к власти. Та жа Патяшина месяц назад говорила: "Нет, нет, это коллапс будет, если мы введём QR-коды в общественном транспорте". И что мы видим? Они вводятся.

— А чем вы для себя объясняете отмену предыдущего постановления? — спросил я у Хабибуллина.

— (усмехается) Смотрите, 960-е постановление во всех новостях растиражировали, все печатные и интернет-издания написали… А 1006-е постановление мы обнаружили случайно. Потому что — ты же как живешь в России! — каждый раз какой-нибудь подвох от власти ждёшь. Залезли на сайт, смотрим: 1006-е! И никто об этом не писал! То есть в "Республике Татарстан" оно, естественно, опубликовано, в "Российской газете" — да, а в СМИ об этом не говорилось. Скорее всего, чтобы мы не подготовились и в первом же заседании, как говорил Лаврентий Сичинава, нет постановления — нет предмета иска. Но мы тоже подготовились, и у нас будет продолжаться заседание. Мы чуть-чуть схитрили. Они схитрили и мы схитрили. Так что: один-один.

К рассмотрению по существу объединенных исков суд должен приступить 7 декабря. За это время, как показывает практика этой осени, ситуация может поменяться ещё не раз. Например, с 22 ноября, если власти Татарстана не передумают, ездить в общественном транспорте можно будет лишь при наличии QR-кода. Когда истцы готовили первые варианты исков к Кабмину, об даже ещё и речи не шло. Официального документа о размере штрафов за отсутствие кода нет, но СМИсообщают о возможных штрафах до 30 тысяч рублей.

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор) разрешила американской фармацевтической компании Pfizer провести в России клинические испытания эффективности нового препарата для профилактики коронавирусной инфекции.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

XS
SM
MD
LG