Ссылки для упрощенного доступа

Выбраться из "живой могилы": как борцы за права инвалидов в СССР стали диссидентами


Файзулла Хусаинов, борец за права инвалидов в СССР. Фото из книги "В СССР инвалидов нет!"
Файзулла Хусаинов, борец за права инвалидов в СССР. Фото из книги "В СССР инвалидов нет!"

3 декабря является Международным днем инвалидов, цель которого, согласно ООН, — продвижение прав инвалидов во всех сферах общественной жизни, а также привлечение внимания широкой общественности к проблемам инвалидов. В России движения людей с инвалидностью за свои права до сих пор нет, вследствие чего нет повсеместной доступной среды и декларируемого властью равенства возможностей. Между тем прообраз такого движения появился в СССР более 40 лет назад.

В 1978 году гражданами была создана Инициативная группа защиты прав инвалидов. Одним из трёх её основателей был житель Чистополя, небольшого города в Татарской АССР.

Инициативную группу защиты прав инвалидов в СССР основали Юрий Киселев, Валерий Фефелов и Файзулла Хусаинов. Активными участниками группы кроме них были Ольга Зайцева и Елена Санникова. Как указано в заявлении от 28 мая 1978 года, которое подписали Киселев, Фефелов и Хусаинов, главной задачей инициативной группы было "содействие в создании Всесоюзного общества инвалидов, т.к. в создавшемся положении только сами инвалиды могут отстаивать свои права, не передоверяя это никаким равнодушным опекунам типа Министерства социального обеспечения".

Инициативная группа взяла на себя следующие обязанности: "1) сбор и распространение информации о положении инвалидов в СССР, 2) вступление в ходатайства перед компетентными органами СССР об улучшении социального обеспечения инвалидов, 3) в случае отказа в удовлетворении ходатайств — обращения за помощью к мировой общественности, 4) налаживание контактов с международными организациями по делам инвалидов".

Инициативная группа выпускала самиздатовским способом информационный бюллетень, в котором публиковались материалы о положении людей с инвалидностью в СССР, включая их письма. Редактором бюллетеня с 1981 года была Елена Санникова. В своих интервью Елена Никитична рассказывает, что 3 февраля 1983 года во время обыска у нее был изъят неоконченный вариант 14-го номера бюллетеня, ставшего последним.

Бюллетень был изданием, предоставившим людям с инвалидностью в СССР возможность высказаться о своем положении. В книге Валерия Фефелова "В СССР инвалидов нет!", изданной в Лондоне в 1986 году, цитируются письма, которые в большом количестве приходили основателям группы:

"Проблемы жизни инвалидов СССР мало затрагивают соответствующие органы. Инвалиды давно уже превратились в деклассированных элементов".

"Дело, поднятое вами, очень важное и нужное. Я пережила все беды, какие только могут обрушиться. Особенно трудно мне сейчас, когда я одна (умерла моя мама), а в дом инвалидов я не хочу. Это же живая могила — доживать свой век в сознании своей ненужности, это выше моих сил. И если бы у нас были такие микрорайоны [инициативная группа предлагала спроектировать и построить микрорайоны, соответствующие потребностям людей "с особо ограниченной подвижностью"], я бы с радостью согласилась в них жить и работать, быть полезной, не чувствовать себя ущемленной и неполноценной, как это было на протяжении всех 12-ти лет моей инвалидности".

"Первое впечатление от чтения документов Инициативной группы защиты прав инвалидов в СССР — это надрывный крик изувеченных людей. Документы этой группы раскрывают страшный смысл слов, сказанных правительством СССР Людвигу Гуттману: "В СССР инвалидов нет". Когда речь заходит об инвалидах в СССР, вспоминаешь "Униженных и оскорбленных" Ф. М. Достоевского. Инвалиды в СССР действительно униженные и оскорбленные слои общества".

О чистопольце Файзулле Хусаинове, одном из основателей инициативной группы известно меньше, чем о других участниках. Валерий Фефелов пишет в своей книге:

"Ф. Хусаинов — сын фронтовика, погибшего в 1943 году. После того, как Ф. Хусаинов получил тяжелую травму позвоночника, ему и его престарелой матери наконец-то дали однокомнатную квартиру на 3-м этаже в доме без лифта. До этого они жили в небольшом разваливающемся доме. Но и сейчас при его состоянии — это тюремная камера. Весь его мир — это пространство от окна до двери. Да и передвижение затруднено из-за тесноты единственной комнаты, в которой живут двое. Телефона нет, выйти невозможно, так и сидят они с матерью в этой пожалованной им квартире. 14 лет они безуспешно добиваются, чтобы им дали жилье на 1-м этаже. Однако организации, от городских властей г. Чистополя до Президиума Верховного совета СССР, куда обращался Хусаинов со своими просьбами, отказывают им в этом. Хусаинов несколько раз ездил в Москву с надеждой там решить этот вопрос. Можно представить себе, насколько трудна и сложна была для него каждая эта поездка".

В книге приводится подробный рассказ Файзуллы Хусаинова о его поездке в Москву и мытарствах в приёмных Президиума Верховного Совета СССР и Прокуратуры, равнодушии чиновников, отказах принять заявления и даже вызвать такси.

В первом номере бюллетеня Инициативной группы защиты прав инвалидов опубликовано открытое обращение Файзуллы Хусаинова к Генеральному секретарю ЦК КПСС, Председателю Президиума Верховного Совета СССР Леониду Брежневу.

Хусаинов пишет:

"Прежде чем обратиться к Вам с этим письмом, я в течение долгих лет многократно обращался во все инстанции государственных и партийных органов СССР в поисках истины и справедливости. В различные органы мною было направлено более восьмидесяти писем, но справедливого решения поставленных мною вопросов так и не добился. Даже никто не хотел разобраться по существу. Моя жизнь является типичной жизнью десятков и сотен тысяч больных и инвалидов в СССР. И Вы можете судить по моей жизни о положении инвалидов в стране вообще. Я бывший рабочий Чистопольского часового завода, мне 37 лет, десять лет из них я проработал на данном заводе. Вот уже 9 лет я являюсь инвалидом труда 1-й группы и прикован к постели, и я оказался совершенно ненужным для общества. В 1969 году я получил тяжелую травму — перелом позвоночника с повреждением спинного мозга… Моя жизнь ограничена этими четырьмя стенами; постоянное нервное напряжение, отсутствие лечебной гимнастики, свежего воздуха, полная изоляция от внешнего мира".

В своем обращении Хусаинов сообщает о крайне низком уровне медицинской помощи, равнодушии и пренебрежительности медицинского персонала, окружающих и представителей власти по отношению к людям с инвалидностью, о том, что его просьбы об обмене квартиры — переезде на 1-й этаж, получении мотоколяски, прохождении курса лечения в одной из специализированных клиник попросту игнорируются.

В конце своего открытого письма Хусаинов высказывается о разрыве между декларациями власти и положением вещей в СССР:

"Уважаемый Леонид Ильич! Я многократно обращался к Вам с письмами, просился на прием. Но письма до Вас не доходят, и попасть к Вам на прием тоже невозможно. Я постоянно слежу за Вашими выступлениями по радио, телевидению и в печати. Отрадно видеть, что партия и правительство "уделяют огромное внимание" улучшению жизни народа, в том числе больных, инвалидов и семей погибших фронтовиков. Но все это остается только красивыми словцами, не соответствующими действительности".

Заявления и действия Инициативной группы вызвали резкое недовольство и санкции со стороны советской власти. Валерий Фефелов пишет в своей книге об обысках, шантаже, угрозах заключением в тюрьму или в психбольницу, которые пришлось испытать со стороны власти и КГБ участникам инициативной группы, включая Файзуллу Хусаинова.

Правозащитный бюллетень "Вести из СССР. Права человека" опубликовал сообщение об обыске у Хусаинова 8 января 1982 года, проведенном по санкции Московской городской прокуратуры майором Сериевым из Москвы и помощником прокурора Чистополя Стебо, и изъятии документов инициативной группы. А в 1983 году этот же бюллетень сообщил:

"Ф.Хусаинов остается членом инициативной группы, но его активность в ней сейчас ограничена".

Вероятно, это сообщение было связано с опубликованной ранее новостью об отъезде из СССР под давлением властей и угрозой уголовного наказания Валерия Фефелова и его жены Ольги Зайцевой. Каких-либо иных сведений о Файзулле Хусаинове в опубликованных диссидентских и правозащитных документах нет.

Некоторое время назад в "Международном Мемориале", имеющем честь быть признанным иностранным агентом, была создана исследовательская группа, занимающаяся историей Инициативной группы защиты прав инвалидов в СССР. По просьбе участников этой группы я съездил в Чистополь и попытался узнать о судьбе Файзуллы Хусаинова.

Подъезд на улице Молодёжной в Чистополе, где жил Файзулла Хусаинов, добиваясь переезда в приспособленное для нужд инвалидов жильё.
Подъезд на улице Молодёжной в Чистополе, где жил Файзулла Хусаинов, добиваясь переезда в приспособленное для нужд инвалидов жильё.

В информационных бюллетенях Инициативной группы указан почтовый адрес Хусаинова: ТАССР, г. Чистополь, ул. Молодежная, д.2, кв. 50. Дом 2 на улице Молодежной — пятиэтажное панельное здание. Соседи сразу вспомнили Файзуллу Хусаинова и сообщили, что он умер в 1990-е гг., похоронен на Старотатарском кладбище в Чистополе. Соседям запомнился обыск в квартире Хусаинова.

По их словам, как-то он получил большую посылку из-за границы, что было редкостью в СССР. Ещё они рассказали, что над его кроватью висела перекладина, он занимался физкультурой.

По рассказам соседей, в конечном итоге Файзулла Хусаинов добился выполнения своих требований и переехал вместе с мамой в двухкомнатную квартиру на первом этаже дома по адресу: ул. Дзержинского, 2. Из этой квартиры был сделан прямой выход на улицу, минуя подъезд.

Дом на Дзержинского в Чистополе, куда переехал в итоге Файзулла Хусаинов.
Дом на Дзержинского в Чистополе, куда переехал в итоге Файзулла Хусаинов.

В стене этого дома до сих пор видны следы проема для выезда на коляске на улицу. Жители дома рассказали, что Файзулла Хусаинов переселился в квартиру на первом этаже в 1983 году, прожил здесь восемь или девять лет до конца своей жизни, периодически выезжал на своей коляске через проем на улицу. Соседи по-доброму отзываются о Файзулле Хусаинове, говорят, что он был хорошим человеком. Найти его могилу на Старотатарском кладбище в Чистополе пока не удалось.

К сожалению, цель Инициативной группы защиты прав инвалидов в СССР не достигнута до сих пор. Всесоюзное общество инвалидов было создано в 1988 году, оно существует сейчас под названием Всероссийское общество инвалидов, но движением в защиту прав инвалидов не стало. Жизнь огромного числа людей с инвалидностью по-прежнему похожа на жизнь Файзуллы Хусаинова до переезда, они не могут выбраться за пределы своих квартир и домов из-за неприспособленности подъездов и дворов.

Люди с инвалидностью в публичном пространстве — по-прежнему редкость в России. Но судьбы Файзуллы Хусаинова и других участников Инициативной группы защиты прав инвалидов в СССР показывают, каким образом возможны изменения. Другого пути, кроме коллективного отстаивания своих прав, нет.

Если у вас имеются какие-либо дополнительные сведения о Файзулле Хусаинове, напишите мне, пожалуйста, по адресу электронной почты, указанному ниже.

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", не отражает позицию редакции.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

XS
SM
MD
LG