Эксперты в Башкортостане подвергли критике идею главы Счётной палаты России Алексея Кудрина о возможном создании Поволжской агломерации с центром в Татарстане. Экономисты и политологи оценили её как непроработанную и указали на целый ряд рисков, которые могут возникнуть при попытке её реализации.
21 января, напомним, в Кабинете министров Татарстана прошла стратегическая сессия "Проблемы и перспективы социально-экономического развития агломераций Республики Татарстан". На встрече присутствовал и председатель Счётной палаты России Алексей Кудрин. Он заявил, что "судьбу в том числе и России будут решать крупные агломерации, которые примерно будут соответствовать какому-то международному уровню или влиянию на мировую повестку". По его мнению, "Татарстан сам по себе в общем ещё недостаточно имеет вес, несмотря на свою эффективность, энергичность, целеустремленность".
Кудрин предложил создать Поволжскую агломерацию с центром в Татарстане. Он добавил, что из-за "удачного расположения крупных городов по водному пути" Татарстан "получит не только рынок для себя, [но и] центр обмена и обновления трудовых ресурсов".
Президента Татарстана Рустама Минниханова предложение заинтересовало. Он пообещал создать рабочую группу и включить в консорциум Нижний Новгород, Самару, "особенно Башкирию", Ульяновск, который "рядом", Чувашию и Удмуртию "по периметру". Ранее "Idel.Реалии" поговорили с экспертами из Татарстана, которые двояко отнеслись к такой инициативе Кудрина. Теперь слово — представителям Башкортостана.
"НИКТО НЕ БУДЕТ ОБЪЕДИНЯТЬ БАШКОРТОСТАН С ТАТАРСТАНОМ ИЛИ ТАТАРСТАН С ЧУВАШИЕЙ"
— Если иметь в виду классическое понятие агломерации, означающее не административное объединение территорий, а их взаимодействие, координацию, то, возможно, идея Кудрина представляет из себя благое начинание, — говорит экс-глава Торгово-промышленной палаты Башкортостана, экономист Рустем Шайахметов. — Однако неясно, на каких принципах это должно осуществляться. У нас очень мало внутренних взаимосвязей между регионами — я имею в виду транспортную систему, социально-экономическую, культурную сферы и так далее. К примеру, между Уфой и Казанью, можно сказать, нет прямого железнодорожного сообщения: ехать существующим путем — через Ульяновск — нужно около суток.
Эксперт отмечает, что даже внутри самого Башкортостана не наблюдается единой системы взаимосвязей.
У нас наблюдается локальное, экономико-демографическое тяготение отдельных территорий к соседним регионам
— У нас в ходу термин "Уфимская агломерация". Однако эта территория развивается чисто стихийно, отнюдь не целенаправленно — мы не находим каких-то определяющих параметров её развития — скажем, в проектах Генплана Уфы, республиканской "Стратегии-2030" и так далее. Другой аспект: у нас — наоборот — наблюдается локальное, экономико-демографическое тяготение отдельных территорий к соседним регионам. Например, Учалинский, Абзелиловский районы имеют куда более тесные связи с Магнитогорском в Челябинской области, Туймазинский район вместе с Октябрьским — с татарстанскими нефтедобывающими Альметьевским и Азнакаевским районами, — констатирует Шайахметов.
Экономист замечает, что показатели развития Татарстана действительно позволяют стать ему драйвером развития некоего полицентричного кластера, однако сомневается в том, что такая агломерация реально "будет соответствовать какому-то международному уровню или влиянию на мировую повестку", как говорит Кудрин.
— Татарстан сегодня хорошо развивается в сравнении с другими российскими регионами. Однако не надо забывать, что сама Россия отстаёт от среднемировых темпов роста в 2,5 раза. Поэтому и успехи Татарстана относительны: в сравнении с мировыми темпами у республики нет опережающего развития, — отмечает Шайахметов.
Успехи Татарстана относительны: в сравнении с мировыми темпами у республики нет опережающего развития
Он также подчёркивает, что если говорить о проекте Кудрина в аспекте укрупнения регионов, то "никто, к примеру, не будет объединять Башкортостан с Татарстаном или Татарстан с Чувашией из-за риска возникновения национальных противоречий". Шайахметов добавляет, что "из стратегических уже соображений не будет допущено и объединения Башкортостана с Оренбургской областью — чтобы не возникло тем самым общей границы нашей республики [Башкортостана] с Казахстаном".
Недоумение у Шайахметова вызывает и предложение включить Башкортостан именно в Поволжскую агломерацию.
— Напомню, когда в 2000 году создавались федеральные округа, у нас в республике многие недоумевали — почему мы попали в Приволжский округ. Со времён СССР Башкортостан входил в "Уральский экономический район", с регионами которого у нас развивались тесные взаимосвязи и на которые мы больше похожи из-за нашего экономико-географического расположения, — напоминает эксперт.
Никто не будет объединять Башкортостан с Татарстаном или Татарстан с Чувашией из-за риска возникновения национальных противоречий
Шайахметов отмечает, что идеи укрупнения регионов вбрасываются в общество в последние годы постоянно. Он предполагает, что тем самым "зондируется мнение населения, региональных элит на этот счёт".
— Скорее всего, сами инициаторы понимают, что здесь есть много подводных камней, много вопросов, на которые нет ответа. Например, поможет ли такое объединение развиваться более слабым регионам? Не очевидно. Как в конечном счёте отнесутся к этому региональные элиты? Не ясно. Ясно только, что без боя свои позиции никто не отдаст, — считает Шайахметов.
По его словам, говорить сейчас о каком-то агломерационном комплексе Башкортостана вместе с другими регионами "явно преждевременно".
— Сейчас это просто идея — и как её реализовывать, никто не знает. Пока что от этого обсуждения я вижу лишь имиджевую пользу для Татарстана, за которую, кстати, он не заплатил ни копейки, — резюмирует Рустем Шайахметов.
"КОЛОССАЛЬНЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ РИСКИ"
Политтехнолог Андрей Потылицын соглашается, что высказывания Алексея Кудрина имеют пока характер пробного шара. Вместе с тем эксперт усматривает в идее председателя Счётной палаты РФ завуалированный проект укрупнения регионов, уже не первый год обсуждающийся в федеральных властных элитах.
Речь всё же идет именно о территориальном укрупнении регионов, об их административном слиянии
— Я полагаю, что речь всё же идет именно о территориальном укрупнении регионов, об их административном слиянии. В любом случае, даже если мы просто говорим о неких экономических суперкластерах, это, на мой взгляд, неизбежно повлечёт за собой объединение территориальное. Иначе — из-за разницы в подходах в управлении, из-за разницы в общем уровне развития регионов — это просто не будет работать, — уверен эксперт.
Потылицын подчёркивает, что административное объединение может, в свою очередь, повлечь за собой "колоссальные политические риски".
— Нельзя игнорировать десятилетиями и веками складывавшиеся особенности развития существующих регионов, в том числе национальных республик. Моделирование развития событий показывает на риск возникновения дополнительной национальной напряжённости в целом ряде вариантов. Допустим, центр новой агломерации будет в русском регионе — к примеру, в Нижнем Новгороде: есть риск, что ущемлёнными себя почувствуют элиты и населения национальных республик. Если центр будет в Татарстане, это вызовет недоумения, глухое ворчание в Башкортостане — и наоборот. Это же мина замедленного действия, или — граната, брошенная на пасеку. Что по этому поводу думает господин Кудрин, я просто не представляю. Нет, в нынешней реальности это нереализуемый проект, — подытоживает политтехнолог.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram.