Ссылки для упрощенного доступа

"Они экономят на нашем здоровье". В Самаре жители Волгаря судятся за чистый воздух


Самара, район Волгарь
Самара, район Волгарь

Недалеко от центра города — сразу за рекой Самарой — находится молодой район Волгарь. Неплотная застройка многоэтажных домов, школы и детские сады соседствуют с озёрами, в которых летом можно ловить рыбу, а зимой — кататься по льду на коньках. Застройщик — ГК "Амонд" — даже позиционировал район как экологически чистый. От приставки "эко" пришлось отказаться в 2020 году, когда жители района после трёх лет борьбы добились установки экопоста, зафиксировавшего тысячи случаев превышения предельно допустимой концентрации (ПДК) сероводорода. После сотен обращений инициативная группа из числа местных активистов обратилась в суд с иском к надзорным органам — чтобы заставить их, наконец, принять меры по понуждению загрязнителей к соблюдению требований федерального законодательства в сфере экологии.

ПЕРВЫЕ ОТПИСКИ

Ещё в 2017 году в местном сообществе во "ВКонтакте" жители жилого района Волгарь в Самаре начали массово жаловаться на неприятный запах в воздухе. Инициативу взяли на себя Василий Марченко и Анастасия Подъячих. В конце августа — после серьёзных выбросов и массового ухудшения самочувствия местных жителей — прозвучало предложение организовать собрание, обсудить проблему и подготовить обращения в Департамент городского хозяйства и экологии Самары, Роспотребнадзор, Росприроднадзор, Министерство лесного хозяйства и экологии и Природоохранную прокуратуру. Под обращениями набралось более 1 200 подписей.

— Мы тогда были настроены несколько иначе. Думали, что проблема как-то начёт решаться. Но в ответ на наше обращение пришли формальные отписки, что по коллективным жалобам производились проверки. Но, знаете, проверки вообще, как стало потом ясно, — чистый формализм, — рассказывает участница инициативной группы Марина Малахова.

Запах сероводорода — токсичного газа 3 класса опасности — жители Волгаря чувствуют преимущественно летом, когда дуют западный, южный и юго-западный ветра со стороны Куйбышевского нефтеперерабатывающего завода (КНПЗ), Городских очистных канализационных сооружений (ГОКС) и других — менее крупных предприятий.

Крупные предприятия вокруг района Волгарь

АО "Куйбышевский нефтеперерабатывающий завод" (КНПЗ) начали строить ещё в 1943 году — как Нефтеперерабатывающий завод №443. Ключевые сооружения вошли в эксплуатацию к концу II квартала 1945 года. Часть Куйбышевского района — 116-й километр — появилась именно во время строительства завода. В настоящее время значительная часть жителей района по-прежнему трудится на предприятии. В 1990-е завод был преобразован в акционерное общество, позже принадлежал компании "ЮКОС", а в настоящее время КНПЗ — часть АО НК "Роснефть". Является одним из крупнейших нефтеперерабатывающих предприятий региона. Проектная мощность — 7 млн тонн нефти в год. Предприятие отчитывается об активном участии в экологических инициативах.

Городские очистные канализационные сооружения Самары (ГОКС) существуют уже 47 лет, с 17 сентября 1974 года. Их построили, когда куйбышевский водопровод стал третьим в СССР по мощности после московского и ленинградского. На тот момент ГОКС Куйбышева были передовыми, однако сейчас они переживают необходимую им реконструкцию, начатую в 2019 году в рамках федеральной программы "Оздоровление Волги". За время реконструкции было установлено оборудование по ультрафиолетовой очистке воды, сейчас возводятся сооружения, предполагающие очистку воздуха перед поступлением в атмосферу. Работы планируют закончить к IV кварталу 2023 года. Мощность сооружений в настоящее время — 1 млн кубометров в сутки.

В 2017 году в Волгаре не было никакого экологического поста. Замеры осуществлялись в Куйбышевском районе с поста Приволжского управления гидрометеорологической службы №8 — аппарата советского образца, который брал всего четыре пробы в день: в 7:00, 13:00, 19:00 и 01:00. Выбросы химических веществ осуществлялись чаще в ночное время, в промежуток с 01:00 до 7:00. К утреннему замеру запах исчезал, а пост №8 уже ничего не фиксировал. Иногда выбросы случались в выходные и праздничные дни даже днём — когда пост не работал. Активисты полагают, что виновник выбросов учитывал график работы старого экопоста — время взятия проб было известно всем.

ЧМ-2018

Ситуация изменилась с началом Чемпионата мира по футболу: заводы перестали работать в полную мощность — было дано указание, чтобы предприятия не производили выбросы либо применяли спецсредства для их фильтрации. По требованию FIFA в районе установили мобильную лабораторию: её пришлось брать в аренду, поскольку в регионе такой нет. После ЧМ лаборатория вернулась к владельцу. Вернулись и выбросы — близлежащие предприятия снова заработали на полную мощность.

После окончания Чемпионата — в период с августа по сентябрь 2018 года — по словам местных активистов, даже данные старого поста показывали превышение ПДК ксилола, толуола и этилбензола. Иногда — в 19 раз.

В том же году жителям Волгаря, наконец, удалось добиться от Росприроднадзора организации внеплановой выездной проверки к предполагаемым виновникам загрязнения воздуха. После проверки, в ходе которой были сделаны многочисленные замеры, руководитель ведомства подал в суд иск о приостановке деятельности КНПЗ. Процесс завершился штрафом в 200 тысяч рублей для завода, предприятию также дали восемь месяцев на устранение проблем с превышением допустимого уровня выбросов.

— Что такое 200 тысяч для завода? В течение полугода больше сотни нарушений, а тут только одна проверка и один штраф. Это смешно. Вообще — вся система штрафов за нарушение природоохранного законодательства — просто смешная. Заводу дешевле платить штрафы, чем модернизировать производство. Завод КНПЗ старый, модернизация требует больших финансовых затрат, завод не планирует вкладывать такие деньги, — полагает Марина Малахова.

ДЕНЕГ У ГОРОДА НЕТ

В том же 2018 году активисты добились встречи с главой Самары Еленой Лапушкиной. Чиновники пришли к выводу, что — да, выбросы есть, и надо что-то с ними делать. Инициативная группа попросила главу города установить современный экологический пост, который позволил бы достоверно фиксировать все выбросы. Но Лапушкина сказала, что денег у города нет. В то же время она смогла организовать с помощью Минлесхоза лабораторию природоохранного центра, которая выезжала по звонку в ночное время.

— Представьте себе: у нас инициативная группа — как сумасшедшие — заводила будильники на час ночи. Открывали окна, звонили и спрашивали друг друга: "У тебя воняет? Сильно или нет?" Мы знали направление ветра, и так у нас было понимание, есть ли шансы, что лаборатория успеет приехать и "поймать" превышение ПДК. Но фактически лаборатория — это просто "Нива" с дедушкой-водителем из Новокуйбышевска, который заезжает за лаборантками по всему городу и потом едет к нам. В общем — пока доезжали и мерили, уже никаких превышений ПДК не было, — вспоминает Марина Малахова.

В итоге — за все восемь замеров, которые были оплачены городом, только один раз удалось выявить превышение предельно допустимых концентраций вредных веществ.

НОВЫЙ ЭКОПОСТ

После встречи с главой города активисты решили, что она им помочь не может, и обратились к губернатору. Дмитрия Азарова они "поймали" на открытии детского сада в Волгаре в декабре 2018 года. Инициативная группа рассказала о проблеме, а также символически подарила главе региона открытку, на которой изображена девочка в противогазе на фоне района и дымящих труб. В содержании открытки значилась просьба о встрече.

Открытка, подаренная Дмитрию Азарову
Открытка, подаренная Дмитрию Азарову

После этого губернатор согласился на встречу с активистами, которая состоялась в апреле 2019-го. Там же присутствовали руководители всех ведомств, в которые обращались жители Волгаря. По итогам было принято решение установить современный экологический пост, на который нужно было 20 миллионов рублей. Деньги выделили из бюджета региона.

Поскольку аппаратуру готовили с учётом специфики расположения близлежащих заводов, процесс занял больше года. На этот период в районе установили пост советского образца, который делал замеры четыре раза в сутки. Местные боролись за то, чтобы время взятия проб сдвинули на то, в которое чаще всего происходят выбросы. Иногда им согласовывали изменения, иногда — возвращали время на стандартное.

— Истинную картину происходящего мы увидели только летом 2020 года, когда в Волгаре появился современный экологический пост №91, который делает замеры каждые 20 минут. Увидев массовые превышения ПДК, Азаров сказал, что люди правы. Что отписки и доклады о том, что всё в порядке, — это болтовня, — рассказывает член инициативной группы Лариса Рзянина.

Новый экопост
Новый экопост

Показательным было и то, что старые посты зафиксировали всего 52 превышения ПДК за 2018 год, тогда как за 2020 и 2021 годы новый экопост "поймал" 1107 и 1416 превышений. Бывали дни, когда сероводород висел в воздухе по 10-14 часов.

Губернатор пообещал жителям Волгаря, что виновник выбросов будет установлен к октябрю 2020 года. После обращений в Генпрокуратуру, Следственный комитет РФ и приёмную президента было даже возбуждено уголовное дело по части 1 статьи 251 УК РФ ("Нарушение правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ или нарушение эксплуатации установок, сооружений и иных объектов, если эти деяния повлекли загрязнение или иное изменение природных свойств воздуха") в отношении неустановленных лиц. Дело двигалось медленно: силовики неохотно привлекали жителей в качестве свидетелей. Тогда же выяснилось, что в Самаре невозможно провести лабораторное исследование крови на отравление сероводородом. Все "экспертизы" по делу проводятся в формате обычных бесед.

К январю 2022 года виновник выбросов до сих пор не установлен. Уголовное дело находится в Следственном управлении УМВД России по Самаре.

ПОСТРАДАВШИЕ

Из-за того, что инструментов для диагностики фактически нет, пострадавших от систематических выбросов сероводорода в Волгаре установить невозможно. Но жалобы есть. Так, у одной из жительниц страдает ребёнок-астматик: после выбросов приступы ухудшаются. Врачи-педиатры, рассказывала женщина активистам, отказываются фиксировать вред здоровью и даже записывать с пометкой "со слов матери" информацию о том, что состояние пациента связано с выбросами.

У другого жителя — мужчины среднего возраста — начались постоянные головные боли, слабость и гипертония. Врачи рекомендуют пить таблетки и ссылаются на возраст — мол, "уже не молодой". Страдает от выбросов и член инициативной группы Лариса Рзянина.

— Процесс отравления начинается с першения в горле. Такое ощущение, будто оно наполняется иголками. Вы пытаетесь сглатывать — повышается слюноотделение. Дальше начинается кашель, и откашляться никак не получается. А потом кашель становится уже таким, что вы можете только сидеть, потому что когда ложишься — задыхаешься. Начинает сильно болеть голова. Открывается рвота, начинает трясти, бросает в озноб. Так на протяжении нескольких часов, пока это всё не выйдет из организма, — рассказывает Рзянина.

Озеро в районе Волгарь
Озеро в районе Волгарь

В ответах на обращения жителей Роспотребнадзор ссылается на рекомендации на случай выбросов сероводорода, размещённые на сайте ведомства. В них значится только то, что нужно не выходить на улицу и закрывать окна. Однако, как утверждают жители Волгаря, выбросы проникают в квартиру даже при закрытых окнах, через вентиляцию, заполняют помещение и заставляют жильцов задыхаться. Никаких инструкций на сайте Роспотребнадзора на случай плохого самочувствия нет — рекомендуется "не заниматься самолечением и обратиться к врачу".

В государственном докладе о состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Самарской области в 2020 году нет ни слова о замерах, совершённых экологическим постом №91, как и о ситуации в Волгаре в целом — несмотря на то, что пиковые превышения ПДК по сероводороду доходили до значения 83,4. В качестве максимального превышения ПДК сероводорода в областной столице указано значение 6,7.

Новым витком истории стало обсуждение на общественных слушаниях летом 2021 года оценки воздействия на окружающую среду объекта "Цех №3. Висбрекинг. Увеличение производительности установки до 1500 тыс. тонн/год по сырью. Реконструкция". Жители Волгаря поняли, что под видом реконструкции оборудования предприятие увеличивает объёмы переработки веществ 1 класса опасности. Это, по словам активистов, увеличит объёмы выбросов опасных веществ в атмосферный воздух в 2,1 раза.

— Хочется отметить, что всё вышесказанное противоречит национальному проекту "Экология", федеральному проекту "Чистый воздух", которые направлены на снижение совокупного объёма выбросов опасных загрязняющих веществ в городах как минимум на 20%, и не способствует реализации данных проектов, о которых говорит Владимир Владимирович Путин, — поясняет Марина Малахова.

Выбросы в районе Волгарь. 28 декабря 2021 года
Выбросы в районе Волгарь. 28 декабря 2021 года

В результате общественных слушаний большинство присутствующих высказались против проекта "реконструкции" на КНПЗ и обратились с открытым письмом к губернатору Самарской области и главе города с требованием принять отрицательное решение по проекту, то есть отказаться от намечаемой деятельности.

В результате общественных слушаний активисты Волгаря добились исправления обсуждаемого проекта — в этом виде он был направлен на экспертизу в Росприроднадзор. В настоящее время активисты готовят обращение, чтобы узнать, на какой стадии теперь находится проект расширения КНПЗ.

ИСК

В течение пяти лет жители Волгаря читали в отписках различных ведомств сначала о том, что "нарушений нет", затем — что нарушения "единичные". После установки поста и фиксирования постоянных выбросов загрязняющих веществ (в основном — сероводорода) чиновники сошлись на том, что экопост якобы "стоит в грязном месте". Сейчас, по некоторой информации, власти вообще рассматривают вопрос перемещения поста №91 в другое место — по крайней мере, обращение с такой просьбой получила глава города Елена Лапушкина от Министерства лесного хозяйства региона. Причины переноса объясняют "нерепрезентативностью" в связи с застройкой.

Район Волгарь
Район Волгарь

Около года назад инициативная группа начала искать адвоката.

— В Самаре очень многие отказывались работать. Даже платные адвокаты говорили, что им это "неинтересно". Нашли пару человек, которые согласились, но деньги просили большие и явно мало что понимали в теме экологии. Тогда наша коллега Юля Воронкова, которая, к сожалению, ушла из жизни в декабре, вышла на группу во "ВКонтакте" "Челябинск, дыши!", участники которой также столкнулись с проблемой загрязнения воздуха и готовились выйти с иском в суд. Челябинские экоактивисты порекомендовали нам обратиться в "Зелёную Агору", — рассказывает Лариса Рзянина.

"Зеленая Агора" — это экологическое направление правозащитной группы "Агора", которое с 2021 года объединяет юристов и адвокатов, работающих в сфере защиты прав на благоприятную (безопасную, чистую и здоровую) окружающую среду с учетом новых концепций и утвержденных международных стандартов.

10 декабря прошлого года Октябрьский районный суд зарегистрировал иск об оспаривании незаконного бездействия в отношении управления Роспотребнадзора по Самарской области и межрегионального управления Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям. Заседание суда назначено на 7 февраля.

По словам представителей инициативной группы, деньги им не нужны. Кроме того, они не пытаются закрыть предприятия и лишить людей работы. Жители Волгаря просят в своём иске, чтобы надзорные органы начали полноценно выполнять свою работу.

ПОЧЕМУ ЭТО НЕ ТОЛЬКО ПРОБЛЕМА ВОЛГАРЯ?

Говоря о том, не думала ли она о переезде, Лариса Рзянина поясняет, что выбросы в Волгаре на самом деле не ограничиваются одним районом. При высоких ПДК облако сероводорода может достигать Самарского, Ленинского и Железнодорожного районов — центра города, где попросту нет такого современного поста, как в Волгаре. Кроме того, сейчас Волгарь является одним из мест, куда переселяют людей из ветхого жилья. Также здесь строят жильё для сирот. Всё это — люди, у которых практически нет выбора, где жить.

— Естественно, мы все задумывались о переезде. Но, во-первых, в Самаре нет ни одного экологически чистого района. Ни один из них не имеет экологического паспорта. И если там ещё не пахнет, это не значит, что воздух там чистый. В Самаре есть большие магистрали с выхлопами машин. Там что, экология лучше? Понимаете, когда у нас нет выбросов, здесь ведь воздух чище, чем в городе. Кроме того, здесь много людей, которые оказались заложниками ситуации. Много ипотечников. И потом, даже если мы уедем, куда денутся дети-сироты, у которых нет выбора? — рассказывает Рзянина.

Район Волгарь
Район Волгарь

Жители района не понимают, почему нельзя сейчас решить проблему, которая на время Чемпионата мира — время приезда иностранных гостей — так легко и быстро исчезла. Они полагают, что если предприятиям, осуществляющим выбросы, не хватает социальной ответственности, стоит ужесточить наказания за загрязнение воздуха.

— Они выбирают экономить на модернизации. Потому в итоге экономят на нашем здоровье, — заявляет Василий Марченко.

В настоящее время в России существует утверждённая Министерством природных ресурсов и экологии РФ Методика исчисления размеров вреда, причинённого атмосферному воздуху как компоненту природной среды. Если рассчитывать ущерб, нанесённый виновником загрязнений, по этой методике, наказания выходят куда более весомыми, чем установленные природоохранным законодательством штрафы. Эту методику де-юре и должен применять Роспотребнадзор при проверке предприятий в случае нанесения серьёзного ущерба экологии.

Инициативная группа Волгаря полагает, что если бы Роспотребнадзор начал взыскивать ущерб в соответствии с методикой Минприроды РФ, у предприятий было бы больше мотивации менять ситуацию к лучшему.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

XS
SM
MD
LG