Ссылки для упрощенного доступа

Ольгу Турпанову оштрафовали за раздачу самиздата о погибших в Украине пермяках


Ольга Турпанова
Ольга Турпанова

Суд в Перми оштрафовал 27-летнюю Ольгу Турпанову на 30 000 рублей за раздачу самиздата "Вестник Звезды", в котором рассказывалось о погибших в Украине пермяках. Активистку признали виновной в "дискредитации Вооруженных сил России". Это первое решение суда за раздачу самиздата. В интервью "Idel.Реалии" Турпанова рассказала о давлении на несогласных и о том, как изменилась её жизнь после начала войны в Украине.

Редакция интернет-журнала "Звезда" решила верстать макет печатного издания "Вестник Звезды", который в шутку назвали "газетой для мамы". Такую газету пермякам предлагалось распечатать на своем принтере и отнести домой. Трое пермяков — Ольга Турпанова, Тимофей Кашапов и Александра Пасынкова — считают, что содержание самоиздата не противоречит российским законам.

"Idel.Реалии" писали о задержании активистов и говорили с главным редактором "Звезды" Степаном Хлоповым об эффективности самиздата. В интервью он заверил, что редакция готова помочь пермякам с выплатой штрафа в случае, если суд признает их действия незаконными. "Наша позиция в этом вопросе осталась неизменной. Мы ждем, когда решение суда вступит в силу, то есть краевой суд либо оставит штраф в силе, либо отменит, либо изменит. После этого будем собирать деньги", — рассказывал ранее Хлопов.

— Ольга, расскажите немного о себе.

— Мне боязно об этом говорить. Говорить, где работаю… Например, история Саши [Александра Пасынкова — пермячка, на которую также составили аналогичный протокол за раздачу газеты] — полиция приходила к ней домой, они забирали ее с работы, а еще ее начальнику поступают звонки с просьбой ее уволить. И это при том, что как такового решения суд еще не вынес. Я работаю в сфере искусства, училась в пермском институте культуры, но я так и не закончила вуз.

— Как вас задержали?

— Раздача газеты не была агитацией и призывом к чему-либо. Это было сделано для того, чтобы люди обратили внимание на то, что происходит сейчас. У всего есть последствия. Есть люди, которые не следят за новостями, а потом удивляются, почему цены в магазинах растут, почему компании уходят с российского рынка. У меня даже среди знакомых есть такие люди. Поэтому мы выбрали такой формат газеты, в которой, как нам казалось, нет ничего такого, за что нас могут привлечь.

Есть люди, которые не следят за новостями, а потом удивляются, почему цены в магазинах растут, почему компании уходят с российского рынка

— Как прошел суд?

— В начале заседания судья [Ленинского районного суда Перми] Натальи Гонштейн сразу отклонила ходатайство адвоката о приобщении материалов защиты к делу. Это скриншоты с сайта Минобороны РФ о том, что информация в распространяемой газете была взята из официальных источников. На заседании присутствовали сотрудники полиции, которые составляли протокол и проводили осмотр газеты. Когда мой защитник, юрист Артем Файзулин задавал вопрос, что именно дискредитирует в газете и как именно газета с информацией от Минобороны РФ могла дискредитировать армию, полицейские отвечали "все дискредитирует" или "затрудняюсь ответить". В итоге суд вынес решение о назначении штрафа. Мы будем подавать апелляцию.

— Если краевой суд оставит в силе решение районного суда, как вы будете оплачивать штраф?

— На самом деле, сумма штрафа для меня большая. И, вероятно, сама оплатить буду не в силах, так как у меня есть кредиты, зарабатываю немного, снимаю квартиру — и мне это бьет по карману. Конечно, буду рада, если мне помогут со штрафом.

Ольга Турпанова (вторая справа )
Ольга Турпанова (вторая справа )

— Как изменилась жизнь в Перми после событий 24 февраля?

— Я не могу говорить за всех, могу сказать за себя. Даже не буду брать в расчет, что меня привлекают к ответственности по новой статье о "дискредитации Вооруженных сил РФ". Люди боятся высказывать свою позицию. Например, в соцсетях я практически удалила все свои оппозиционные посты. Потому что защитник сказал: если будет повторное привлечение за "дискредитацию", может появиться уголовное дело.

Хотела отправлять свои художественные работы в Германию на продажу — и этого сделать не могу. Буквально во всем вижу ограничения для себя.

Конечно, рост цен. Особенно, что я не могу пользоваться PayPal (платежная система, которая ушла с российского рынка — "Idel.Реалии"). Я подрабатывала за счет того, что рисовала портреты, в том числе были заказчики из других стран — и этой возможности я тоже лишилась. Хотела отправлять свои художественные работы в Германию на продажу — и этого сделать не могу. Буквально во всем вижу ограничения для себя — особенно в сфере своей творческой деятельности.

— Какой вы видите Россию в ближайшие пять лет?

— Я не вижу пока ничего хорошего. И ситуация, на мой взгляд, не изменится при текущей власти. Если не случатся перемены, будет только хуже. В таких условиях очень тяжело что-то планировать и развиваться. До этого я работала в студии мультипликации, которая берет проекты на аутсорсинг — к примеру, мы делали очень классный 12-серийный мультик по книжке русской писательницы. Но при этом заказчики проекта были из Канады. Будет обидно, если этот очень крутой проект не выйдет. Очень много сил было потрачено и с душой. А потом вот так взять и…

Моему возмущению нет предела; всему тому, что сейчас происходит в нашей стране. Живя в России, я чувствую ужас. Это ужас от происходящего, от того, какое участие в этом ужасе все мы принимаем. Я себя считаю неплохим человеком, хорошим. Никогда не совершала ничего противоправного. Если меня попросят помочь — помогу. Я за добро и помощь. И то, что сейчас происходит — даже в отношении нас — показывает, как мы или другие несогласные сталкиваются не просто, мягко говоря, с неодобрением или с негативом, а с давлением.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.

XS
SM
MD
LG