Ссылки для упрощенного доступа

"Спецоперация закончилась". Системы национального образования больше нет


Архивное фото. Урок татарского языка в школе в Тобольске. 2011 год
Архивное фото. Урок татарского языка в школе в Тобольске. 2011 год

В 2017 году в Татарстане 74 выпускника средних школ выбрали "Татарский язык" для сдачи ЕГЭ. В 2022 году — лишь одна ученица из Балтасинского района. Политолог Руслан Айсин проанализировал, что предшествовало этому.

Напомню, в 2017 году Владимир Путин фактически официально призвал лишить национальные языки народов России статуса обязательного в школе. И они из статуса обязательного предмета были низведены до разряда факультативных. Теперь мы понимаем, что демонтаж систем национального образования, языковой политики, ущемления прав народов и приравнивание республик к ничего политически не значащим административно-территориальным образованиям — есть продуманная стратегия федеральной власти.

Режим Владимира Путина, воспринимающий все непонятое как вражеское, неспроста взялся за систему национального образования. Злополучная реплика президента о якобы притеснении русского языка в Татарстане и необходимости убрать изучение родных языков из школьной программы в Йошкар-Оле пять лет назад, можно сказать, венец этой политики. Реализовывать ее Путин начал еще на заре своего президенства, тогда он руками своего правительства запретил сдавать ЕГЭ на родном языке, что явно противоречило Конституции РФ и самому духу равноправия учащихся и равностатусности народов страны. Впрочем, в 2020 году при принятии поправок в главный документ страны русский народ определили как "государствообразующий". Этот пункт, по сути, зафиксировал реальное положение дел в стране, где "нацменам" отведен второсортный статус. Таким образом, ни о каком юридико-правовом и моральном равноправии речи быть не может.

Вслед за отменой права сдавать выпускной экзамен на родном языке последовало изъятие из школьных программ так называемого "этнорегионального компонента". Оно фактически лишило регионы возможности соучастия в формировании образовательной программы. Простыми словами — преподавать историю родного края не могут ни Татарстан, ни Башкортостан, ни Курская область, ни другие субъекты федерации.

Режим рассматривает предмет "История" как главный идеологический инструментарий, через который только он вправе решать, что есть правда, а что есть исторический вымысел. Ну, и упомянутый выше запрет на обязательное изучение родных языков довершил эту трехфазовую спецоперацию по "обнулению" системы просвещения народов страны.

УПРАВЛЯТЬ НЕОБРАЗОВАННОЙ МАССОЙ

Вертикаль на то и вертикаль, что не принимает подле себя никаких альтернатив. Ровным счетом поэтому Путин взялся за школы, воспитательную сферу, религию, общественную мысль. Зачистив поле, он динамично принялся возводить серое имперское здание идеологии имени самого себя. Он прекрасно понимает, что легче управлять и манипулировать манкуртами, необразованной массой, лишенной национальных корней, чувства национального достоинства и гордости. Ведь сказал же великий татарский мыслитель и политический деятель Гаяз Исхаки, что национальное образование — это первый шаг к свободе.

Конечно же, кремлевские идеологи понимают, что молодые люди, обученные и воспитанные в национальной среде, не смогут принять путинскую диктатуру и шовинизм. Последний буквально стал идеологической опорой Москвы. Более чем очевидно, что за этим должна последовать политика по ликвидации национальных республик, т. к. они являются, во-первых, соучредителями федерации, а во-вторых, выступают в качестве формы политической репрезентации титульных народов. А при такого рода диктатуре это нонсенс. Так узурпатор генерал Франко в Испании подавлял идентичность каталонцев и басков, запрещал их языки и пытался лишить их территории политической субъектности. Сейчас демократическая Испания с ужасом вспоминает те времена, а в России будто бы ничего и не меняется, все те же единоначалие, самодержавие и борьба с любыми формами инакомыслия и инаковости.

ВЕРНЕТСЯ ЛИ ВСЕ ОБРАТНО

Я много писал про то, как Россия загоняет себя в прошлое, в девятнадцатый век, мечтая законсервироваться в якобы каком-то мифо-идеальном имперском прошлом. В этом случае Россия уж точно обречена на цивилизационное увядание и уход с исторической сцены. Постиндустриальное информационное общество строится в основе своей на концепте непрерывного образования, экономике знаний. Ведущие страны мира вкладывают баснословные суммы в образование, вовлекают в него лучшие умы и одаренных детей со всего мира, постоянно совершенствуют методику и практику обучения, и только Россия считает, что от всего этого можно отказаться и, восстановив церковно-приходские школы, можно шагнуть не в прорубленное Петром Первым окно в Европу, а куда-то на задворки истории.

Для татар эта тема крайне болезненна. Стремление к познанию мира, культ книги и просвещения — неотъемлемая часть нашего цивилизационного облика. Как говорили в старину: "Татарам толмач не нужен". То есть не нужен переводчик, интерпретатор и посредник. Будучи народом высокой культуры, татары даже в суровые времена имперской власти сами создавали свои институты просвещения: медресе, мектебы, различные курсы, интеллектуальные кружки, типографии, газеты, журналы. Видя это, Ленин писал, что татары — самый образованный народ.

Высокообразованный человек, вооруженный знаниями, а не суевериями, непременно ставит вопрос о природе власти, о царящей несправедливости и о праве жить в том обществе, в котором доминирует равноправие и законность. Германский народ, можно сказать, приучил Европу к свободомыслию через собственное просвещение, названное розенкрейцерским. Просветительское движение в Европе выдвинуло ее в интеллектуальные, технологические, культурные лидеры большого мира. Татары были таковыми через свое просвещенческое движение — джадидизм, ставший фактором революционного изменения в конце XIX-начале XX века в тюрко-мусульманском мире.

И вот, пройдя большой исторический путь, мы пришли к тому, что многомиллионный татарский народ в 2022 году имеет всего одну достойную девушку-ученицу, не побоявшуюся сдавать экзамен по предмету "Татарский язык"! Чего в этом больше, вырождения-инкыйраза по Газу Исхаки, или это всего лишь отображение политических реалий, которые изменятся с уходом этой путинской модели и все вернется на круги своя, — я не берусь сказать однозначно.

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", не отражает позицию редакции.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.

XS
SM
MD
LG