Последние несколько лет татарские сёла, расположенные на юго-востоке Саратовской области, страдают от отсутствия воды. Дело не только в засухе, но и в том, что трубы, по которым в деревни текла вода из Волги, износились. Всё это повлияло на рост безработицы. В результате люди вынуждены переезжать: сёла пустеют, а школам грозит закрытие. Корреспондент Радио Азатлык побывал на границе с Казахстаном — в татарских деревнях Алтата, Сафаровка (Сәфәр) и Верхазовка (Илмин), расположенных в Дергачском районе Саратовской области. Когда-то эти степи были чуть ли не центром Золотой Орды, а сейчас (по данным переписи 2010 года) в области проживает около 58 тысяч татар. Они занимают третье место по численности после русских и казахов.
Это деревня Алтата. По легендам, её основали шесть бабаев (мужчин преклонного возраста). Отсюда и название — Алтата, то есть "алты" (шесть), "ата" (отец).
Деревня встречает широкими улицами и заброшенными домами.
Рустам Аминов, живущий в этой деревне, гостям рад. "Молодёжи нет. Сейчас здесь живут только пенсионеры", — говорит он. Начиная с 1990-х годов молодые люди старались уехать либо в Саратов, либо в Москву.
Когда-то здесь была плотина. В последние годы в Алтате высохло пять прудов, озёра тоже исчезли. Даже болота не осталось.
Аксакал деревни Джамиль Бакиров рассказывает, что вся жизнь в Алтате зависела от плотин и запрудий. Из-за того, что осадков стало меньше, озёра высохли. Теперь зимой не хватает снега, а весной — дождей.
"Трубы, по которым к нам текла вода из Волги, износились. В трубах диаметром 45 см, проложенных в 1972 году, много дыр, они постоянно протекают", — продолжает он. В результате в деревне нет большой фермы, а значит — нет и работы.
Его супруга молча кивает. "Когда-то технической воды хватало на восемь тысяч баранов и полторы тысячи коров. Мы и свиней, и птицу держали", — вспоминает былые времена Джамиль Бакиров.
Бакировы построили этот дом из глины и соломы. Выглядит он обычным только потому, что внешняя сторона обложена деревом. Как и во многих домах у них есть спутниковая тарелка, при помощи которой они смотрят татарские телеканалы. Есть и кондиционер, который сильно выручает в жаркие летние месяцы.
В Алтате работает девятилетняя школа: 17 детей обучает 10 учителей.
На одном уроке одновременно обучается два класса. Некоторые учителя приезжают из других сел. Обучение на русском языке. На родном татарском дети говорят с акцентом, а на вопросы, задаваемые по-татарски, чаще отвечают на русском.
В детском саду в тот день было четыре ребенка. Всего их пять.
Улица в Алтате.
А это деревня Сәфәр (Сафаровка). Там прописано 575 человек (данные на 2020 год). Село гордится своей мечетью, построенной из кирпича. Как и в Алтате, местные жители страдают от недостатка воды.
Это Мухаммед и Мансура Маулитовы. Трое их детей живут в городе. Сами Маулитовы считают, что молодежи в деревне делать нечего — здесь нет никакого будущего.
Мансура ханум вынуждена измерять, сколько воды она дает живности и птице, которую держат — для этого есть кран со счетчиком. Из-за недостатка воды Маулитовы были вынуждены сократить поголовье скота. Сегодня они держат одну корову, 10 баранов и птицу.
В татарских деревнях Дергачского района Саратовской области средняя школа осталась только в Сафаровке. Но и здесь количество обучающихся сокращается из года в год, а значит будущее этого учебного заведения также туманно.
На двери кабинета татарского языка — замок.
Директор школы Алия Ягафарова рассказала, что количество уроков татарского языка в последние годы сократилось. Вместо него стали больше преподавать иностранный язык и информатику.
Улица в Сафаровке.
А это — село Илмин (Верхазовка) — самая большая татарская деревня в Дергачском районе. По официальным данным, здесь живет более 600 человек. Когда-то же здесь проживало около четырех тысяч.
Встречаются здесь и заброшенные дома, построенные из глины и соломы.
В деревне стоит двухэтажное здание школы, построенное в 1971 году. Когда-то здесь обучалось до 700 детей. В 2014 году школа стала девятилетней. В 2021-2022 учебном году здесь обучалось 18 детей.
Здесь любят вспоминать, как в 1933 году сюда агитатором был прислан Муса Джалиль. Местные рассказывают, что деревенским Джалиль понравился, и что он даже влюбился в почтальона Файрузу и вместо двух месяцев пробыл в Верхазовке три.
До революции в Верхазовке было пять мечетей. Большевики снесли минареты четырех из них. А вот старейшую мечеть села, построенную в 1870 году, жители смогли отстоять.
"Когда они собрались сносить пятую мечеть, мужчина по имени Амир, взяв в руки косу, выступил против со словами "Кяфиры, не смейте трогать мечеть". Один из жителей, защищая мечеть, умер", — рассказал имам мечети Ренат Бикмухамметов.
Сегодня на пятничный намаз собирается около 30 человек, говорит хазрат.
В отличие от Алтаты и Сафаровки в Верхазовке есть один пруд. Поэтому хозяйств со скотом здесь больше.
Несмотря на то, что эти земли считаются сложными для обработки, несколько лет назад местный предприниматель начал заниматься овощеводством. Он использует воду из местного пруда.
А пустующие земли стали скупать инвесторы. Деревенские против, но сделать ничего не могут.
Улица Верхазовки.
Оригинал материала: Радио Азатлык
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.