Ссылки для упрощенного доступа

Обыски в Елабуге: силовики допросили местного жителя о его связи с Татаро-башкирской службой Радио Свободная Европа


Ленар Мифтахов
Ленар Мифтахов

У предпринимателя, публициста и блогера Ленара Мифтахова из Елабуги (Татарстан) 8 сентября прошёл обыск, после чего силовики устроили ему допрос. Мифтахову сообщили, что он проходит свидетелем по уголовному делу о видеоролике, размещенном в YouTube, на котором российского посла в Польше обливают краской. Несмотря на то, что он — всего лишь свидетель, сотрудники правоохранительных органов забрали у него компьютер и телефон.

Те, кто меня допрашивал, сами до конца не понимали, чего они хотят

8 сентября в доме Ленара Мифтахова в Елабуге прошел обыск. К нему пришли сотрудники ФСБ и Центра по противодействию экстремизму. Сам Мифтахов не понимает, что происходит. Силовики допросили его о видеоролике, на котором российского посла в Польше обливают краской, и о связи с Татаро-башкирской службой Радио Свободная Европа.

По данным "Idel.Реалии", Следственное управление Следственного комитета России по Татарстану 28 июля возбудило уголовное дело по статье 205.2 Уголовного кодекса РФ ("Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, публичное оправдание терроризма или пропаганда терроризма") в связи с видеороликом, опубликованным на платформе YouTube, к которому ни Радио Азатлык, ни проект "Idel.Реалии" отношения не имеют. Живущего в Елабуге Мифтахова обыскали и допросили. Напомним, 17 августа обыски прошли у семерых казанских журналистов, сотрудничавших с "Idel.Реалии", а 9 сентября по этому же уголовному делу обыскали и допросили еще троих казанских активистов.

Ленар Мифтахов рассказал Татаро-башкирской службе Радио Свободная Европа, что с ним произошло 8 сентября.

— Явились ко мне рано утром, около 6:20. Их было пятеро: двое ФСБшников, двое сотрудников центра "Э" и один полицейский. Осмотрели все комнаты, а обыск устроили только в моей. Просмотрели книги, запрещенную литературу не нашли. Забрали телефон, ноутбук, три жестких диска. Дали возможность умыться, одеться. Затем увезли в отдел ФСБ. Допрос длился где-то час, после чего меня отпустили, а вот электронику оставили — сказали, что нужно сделать экспертизу. Все мои аккаунты остались открытыми. Думаю, что они тут же начали в них копаться.

— Чем они объяснили обыск и допрос?

Я могу остановить прохожего на улице и добиться того, чтобы он снял одежду с символикой "Z". Могу прокричать "Слава Украине!"

— Я не очень-то и понял. Их интересовало, знаю ли я журналистов Радио Азатлык. Также меня спросили, знаю ли я, кто разместил ролик, в котором российского посла в Польше обливают краской. Где я и где Радио Азатлык? Хоть я и знаю некоторых журналистов, но с ними не общаюсь. Лишь один раз дал им интервью о проекте "Керпе юлы". Меня их вопросы сильно удивили. Думаю, это лишь повод. Скорее всего, они захотели порыться в моем ноутбуке и телефоне в рамках этого дела, привязав к нему и меня. Другого объяснения я не нахожу.

— А как они связывают вас и это видео?

— Я поначалу даже не понимал, о каком видео идет речь. В итоге добился, чтобы они сами мне его открыли и показали.

— Вы видели этот ролик до этого?

— Когда я его посмотрел, конечно, понял, что видео знакомое. Мы же сейчас много роликов смотрим — все и не запомнишь. Но я не понимаю, при чём тут я. Может быть, я комментарий оставил к этому ролику — сейчас уже и не помню. Те, кто меня допрашивал, сами до конца не понимали, чего они хотят. Кажется, их главной целью был не допрос — они тянули время, держали меня в кабинете, чтобы я не мог закрыть свои аккаунты с других устройств. Потому что задаваемые вопросы не имели смысла. Мол, знаю ли я сотрудников Радио Азатлык? Я знаю многих журналистов из многих СМИ. При чём тут это? Делают они это по поручению СК. Чувствовалось, что они не знакомы с материалами этого дела, что сами не понимают эту тему, что они всего лишь выполняют задание. Главное — забрать телефон и ноутбук. Особо, кстати, и не старались. Сделали вид, что устроили обыск. Забрали то, что лежало на столе.

Я всегда защищал суверенитет Татарстана

Мой ответ в протоколе краток: о видео под названием "Краска и будка для посла России в Польше", размещенном якобы журналистами Азатлыка на канале "Объектив-ТВ", сказать мне нечего; кто это видео подготовил и разместил, я не знаю; новость о нападении на российского посла я видел только в интернете; в это время в Польше не находился; людей, имеющих отношение к этому нападению, не знаю.

— А в чем вы видите причину того, что явились именно к вам?

Путин — подарок. Он сделал всё, чтобы империя была разрушена. Он запустил процессы, которые уже не остановить.

— Я не являюсь ни видным публицистом, ни политиком. Очень скромный я, аудитория в Facebook у меня маленькая. Подписчиков в моем Telegram-канале тоже не много. Можно предположить, что им не понравился мой взгляд на события в Украине, на политику в стране, на Путина, на Минниханова. Свою позицию я и на улице частенько проявляю. Я могу остановить прохожего на улице и добиться того, чтобы он снял одежду с символикой "Z". Могу прокричать "Слава Украине!" Недавно даже приставал с этой темой к сотрудникам Росгвардии. До этого всё гладко проходило. Скорее всего, информация обо мне копилась, поэтому и явились ко мне. А, может, кто-то донёс на меня — тоже вполне возможно. Я — не тот человек, которым силовики сильно бы заинтересовались. Как в Татарстане, так и в других регионах России есть и журналисты, и политики, прямо и откровенно заявляющие о своих взглядах, намного популярнее меня. Они до сих пор на свободе. Я никак не связываю этот обыск с политикой. Я — человек маленький. Попытка связать это с видео — лишь повод. Истинную причину я не понимаю.

И вообще, я прохожу по делу свидетелем. Правда, непонятно, почему, если я свидетель, они забрали мой телефон и компьютер. С адвокатом пока не говорил.

— Вы достаточно прямолинейны у себя в Facebook. Разместили видео, на котором российские танки давят машины. Вам не намекнули на то, что вы "дискредитируете" российскую армию?

Участники Форума Свободной России стараются сохранить империю. А я хочу, чтобы она была разрушена.

— Я проработал в журналистике более 20 лет, много писал и на темы преступности, и на другие. Я умею писать очень осторожно — так, чтобы всем всё было понятно, но при этом и придраться не к чему. Поэтому не считаю, что я что-то где-то по неосторожности написал. Может, они злятся от того, что нет на меня никакой зацепки. С другой стороны, они могут провести какую угодно экспертизу и развернуть любое написанное слово так, как им нужно — это я тоже понимаю. Пишу я очень осторожно. Сотрудник ФСБ это тоже понял, из чего я сделал вывод, что они меня читают.

— Что вы планируете делать дальше? Будете требовать возвращения вашей электроники?

— Придётся, вся работа встала. Договоры, связанные с моей предпринимательской деятельностью, я подготовил с вечера и собирался утром их распечатать — не успел. Всё осталось в ноутбуке. Переписка, счета, документация — всё там. Я ведь и книгу писал ежедневно. Получается, и моя недописанная книга тоже у них. В общем, создали они мне проблем.

— Репрессивная машина добралась и до вас. Думаете, это случайность?

— Под нее любой человек может попасть. Но ведь в органах не работают слишком уж глупые. Нужно ли им популяризировать меня, человека, которого многие знать не знают, делать из меня известного оппозиционера? Их действия могут лишь поспособствовать моей известности. До этого я последовательно критиковал власти России, всегда защищал суверенитет Татарстана. Но я никогда не стремился в политику, не старался себя популяризировать. Им невыгодно, чтобы я привлекал к себе внимание людей.

— Ежедневно появляются новости о том, как преследуют тех, кто выступает против войны с Украиной. Неужели вы не думали, что за ваши посты в Facebook за вами не придут?

Хватит того, что наши деды жили в страхе. Сохранять молчание из-за страха — это значит потерять свой авторитет, свою совесть. Это не по-мужски.

— Я уже с 24 февраля жду. Но я не боялся и не боюсь. Через какие бы испытания мне ни было суждено пройти, я никогда не откажусь от своих взглядов. Я волнуюсь о том, что если со мной что-то случится, что будет с моей семьей, с детьми — но я не боюсь. Мне и близкие говорят: "Ленар, хватит уже". Нельзя молчать. Нужно выражать свою позицию. Иначе в будущем окажется так, что мы соглашались с тем, что сейчас творится. Будут говорить, что никто из нас не выступал против. Как я уже говорил, я — не политик и не хочу таковым стать. Но если выпадает свободная минута, свое слово всегда говорю. Хватит того, что наши деды жили в страхе. Сохранять молчание из-за страха — это значит потерять свой авторитет, свою совесть. Это не по-мужски.

— А до этого на вас силовики обращали внимание?

— В 2020 году я выступил на Форуме Свободной России в режиме онлайн — за что получил предупреждение об экстремизме от прокуратуры. Я высказал свои мысли о том, каким должен быть федерализм.

— Некоторые активисты считают, что участникам этого форума безразличны интересы нерусских народов, что они хотят добиться демократии, сохранив при этом империю — но это невозможно.

Они не знают, что происходит с основным народом — с русскими

— Согласен с тем, что участники Форума Свободной России стараются сохранить империю. А я хочу, чтобы она была разрушена. Да, наш путь с их дорогой не совпадает. Но на форуме выступали Харун Сидоров, Вадим Штепа, а я с их мнением солидарен. Они видят будущее России так, как вижу его я. Они хотят, чтобы империя была разрушена, чтобы была федерация или конфедерация — регионы сами решат. С такими людьми нужно общаться. Нам не по пути с такими людьми, как Ходорковский, которые стараются сохранить империю. Они не в курсе о процессах, которые сейчас идут в стране, они не знают, что происходит с основным народом — с русскими. Для того, чтобы решить свои проблемы, нам нужно будет помочь решить проблемы русского народа, который на этой территории составляет большинство. Поэтому, хоть я и не сожалею о своем участии в Форуме Свободной России, сотрудничать с ним, пока там нынешняя компания, не хочу.

— Какое будущее ждет Россию, на ваш взгляд?

— Очень жаль, что в Украине гибнут люди. Несмотря на это, считаю, что Путин — подарок, и мы должны оценивать его верно. Потому что он сделал всё, чтобы империя была разрушена, он запустил процессы, которые уже не остановить. У России нет будущего в виде империи. Максимум такое государство проживет еще лет 15, не больше. Но я считаю, что оно может исчезнуть и намного раньше.

Оригинал материала: Радио Азатлык

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.

XS
SM
MD
LG