Ссылки для упрощенного доступа

"Я лучше сяду, чем буду воевать". Что говорят жители Поволжья, которые могут попасть под мобилизацию


Иллюстративное фото
Иллюстративное фото

Владимир Путин сегодня, 21 сентября, объявил о "частичной мобилизации" в стране. Соответствующий указ опубликован на сайте Кремля. По мнению главы "Агоры" Павла Чикова, документ "сформулирован максимально широко, президент оставляет свободу усмотрения министру обороны". "Шойгу заявил планку в 300 000 человек. Если понадобится ещё, указ позволяет мобилизацию неограниченного числа военнообязанных", — добавил правозащитник. "Idel.Реалии" поговорили с жителями Поволжья, которые могут попасть под мобилизацию.

Алексей (имя изменено), Казань, 22 года. Младший сержант в запасе:

— Не хочу на войну, потому что не знаю, за что воевать, в чем смысл призыва. Чем нам грозят люди из Украины? Они придут за нами? Я не понимаю, за что мы боремся как минимум: за агрессора я буду воевать или нет? Я умирать ни за что не хочу, не готов отдать жизнь за эту страну. Две недели назад отцу, по сути, подписали смертный приговор, грубо говоря. У него 3 стадия рака щитовидной железы, ему вскрыли метастазу для анализа, который по итогу ничего не показал. После вскрытия рак распространился до 4 стадии, после этого ему не назначили химиотерапию, потому что слишком дорого. Оставили просто. Отец уехал лечиться в Израиль, ему дали паспорт, полис — он будет сейчас там бесплатно лечиться. А в России просто оставили. С таким отношением отдавать жизнь за государство я не буду. Я лучше сяду, чем буду воевать. Не хочу руки в крови марать и не хочу тоже быть убитым.

Знал ли я, что будет мобилизация? Это было очевидно. Я просто пытался успеть к этому моменту уехать. Так вышло, что я уезжаю прям впритык. С августа я боялся, что все это начнется, потому что рано или поздно чем-то это бы кончилось. Война не может просто так кончиться без мобилизации, не может все просто сойти на "нет". Что делать с друзьями и с родственниками — даже не знаю, как они будут справляться, будут ли прятаться. Все мои знакомые не поддерживают войну, не хотят служить и воевать. Мне кажется, что те, кто поддерживают — даже мои родственники, которые ко всему относились лояльно — сейчас не будут жертвовать собой. Никто из них не захочет пойти воевать или отправить туда своих сыновей. Я уеду, если получится; буду бояться за родственников и друзей, которые останутся тут, которые говорили, что в России безопасно. Надеюсь, будут прятаться.

Указ "Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации"

В соответствии с федеральными законами от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ "Об обороне", от 26 февраля 1997 г. № 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" и от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" постановляю:

1. Объявить с 21 сентября 2022 г. в Российской Федерации частичную мобилизацию.

2. Осуществить призыв граждан Российской Федерации на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации. Граждане Российской Федерации, призванные на военную службу по мобилизации, имеют статус военнослужащих, проходящих военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации по контракту.

3. Установить, что уровень денежного содержания граждан Российской Федерации, призванных на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации, соответствует уровню денежного содержания военнослужащих, проходящих военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации по контракту.

4. Контракты о прохождении военной службы, заключенные военнослужащими, продолжают свое действие до окончания периода частичной мобилизации, за исключением случаев увольнения военнослужащих с военной службы по основаниям, установленным настоящим Указом.

5. Установить в период частичной мобилизации следующие основания увольнения с военной службы военнослужащих, проходящих военную, службу по контракту, а также граждан Российской Федерации, призванных на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации:

а) по возрасту — по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе;

б) по состоянию здоровья — в связи с признанием их военно-врачебной комиссией не годными к военной службе, за исключением военнослужащих, изъявивших желание продолжить военную службу на воинских должностях, которые могут замещаться указанными военнослужащими;

в) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении наказания в виде лишения свободы.

6. Правительству Российской Федерации:

а) осуществлять финансирование мероприятий по проведению частичной мобилизации;

б) принять необходимые меры для удовлетворения потребностей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в период частичной мобилизации.

8. Высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации обеспечить призыв граждан на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации в количестве и в сроки, которые определяются Министерством обороны Российской Федерации для каждого субъекта Российской Федерации.

9. Предоставить гражданам Российской Федерации, работающим в организациях оборонно-промышленного комплекса, право на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации (на период работы в этих организациях). Категории граждан Российской Федерации, которым предоставляется право на отсрочку, и порядок его предоставления определяются Правительством Российской Федерации.

10. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.

Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков рассказал "Коммерсанту", что Кремль не может раскрыть неопубликованный седьмой пункт указа о частичной мобилизации, поскольку он для служебного пользования. При этом Песков отметил, что скрытый пункт связан с количеством мобилизуемых.

Источник.

Сергей, Чувашия, 34 года. Младший сержант в запасе:

— О мобилизации говорили давно, поэтому морально я был готов ко всему. У меня двое детей. Семью нужно кормить и одевать. Каждый день ходишь на работу, как по привычке. У меня и времени нет думать, что там сейчас в Украине. Не поверите — о мобилизации тоже не думал… Надо подумать. Супруга перед вами позвонила, сказала, что нечего там делать — на войне. Говорит, лучше садись в тюрьму, чем под пулями погибать. В принципе, я с ней соглашусь в том плане, что государство о нас не думает, это ведь они начали свою войну. Почему мы вдруг понадобились, зачем, для кого? А кто детей моих кормить будет?

Евгений, Пермский край, 26 лет:

— Я из числа солдат, ефрейтор. Но по категории запаса — первый разряд, так что я попадаю в первую волну. Когда услышал о мобилизации, был мат. А какая может быть реакция? Был шок. В такой ситуации главное — не паниковать, не делать резких движений и безрассудных действий. Очевидно, что, выйдя на митинг, можно легко словить в отделении повестку. Молчать — тоже не вариант, на месте сидеть нельзя. Будем действовать по ситуации. Жена, как и я, была против всего этого безумия с конца февраля. Собственно, сейчас ничего не изменилось — с мобилизацией всё только усугубилось. Страшно, но страшно, скорее, не из-за мобилизации как таковой, а из-за неизвестности, что будет в ближайшие сутки и дальше. Может, завтра мы проснемся уже в другом мире.

Руслан, Удмуртия, 35 лет. Младший сержант в запасе:

— Мобилизацию я ждал с 24 февраля, поскольку знал, насколько все разворовано и в разрухе. А тоталитарному режиму проиграть в войне, которую он же и устроил, нельзя. Я читаю новости, закрыл свои соцсети. Ещё рассказал родственникам и друзьям о своей позиции, скинул им рекомендации, как туда [в Украину ] не попасть; те, что правозащитники распространяли. Сижу и работаю, о детях думаю. На войну я точно не пойду, одно знаю. Мои близкие в шоке. Кто за Путина голосовал — молчат. Страшно.

Анатолий (имя изменено), Киров, 29 лет. Рядовой в запасе:

— Первый звоночек о мобилизации был из уст Пескова уже в мае. Он сказал, что мобилизации не будет. Затем речь шла о том, что всеобщей мобилизации не будет. Затем внесли поправки в Госдуму. И стало понятно, что объявят частичную мобилизацию. Так что я был готов к этому закономерному моменту. Все, по-моему, удивлены, но меня радует, что это шаг к исходу. Нам всë это нужно пройти поэтапно. Это следующий виток в пике, которое мы неизбежно проходим. Лучше закончить с этим быстрее, чем подвешивать решения и сидеть в тюрьме страшных мыслей.

Петр, Йошкар-Ола, 36 лет. Рядовой в запасе:

— Было ожидаемо, слишком всё затянулось. Воспринял как новость, влекущую за собой большую реакцию людей. Сверхэмоций у меня не было. Делать-то особо нечего — остаётся на данный момент следить за событиями. Близкие переживают, и я переживаю за своих близких, которые переживают за меня. Дети малые — одному 4 года скоро, второму 8 месяцев через неделю.

Андрей (имя изменено), Самара, 23 года. Фельдшер скорой помощи:

— Первое, о чём я подумал, когда услышал новости — что я сплю, и это не может быть правдой. Я прикинул, сколько у меня есть накоплений, сколько денег я могу снять со всех своих счетов, а дальше — пытаться убежать подальше из этой "богадельни". Есть знакомые, кто эмигрировал после начала войны, буду спрашивать их, что мне делать. Я военнообязанный как медицинский работник, но стараюсь всё ещё думать и верить, что меня не призовут, не паниковать. Наверное, в какой-то мере не до конца верю: стараюсь убедить себя, что я не боюсь, но на самом деле понимаю — мне страшно.

Максим, Чувашия, 37 лет. Младший лейтенант в запасе:

— Я не паникую. Думаю, что сейчас все будут брать взятки — как минимум на полмиллиона. И военкоматы, и врачи, и разные там соответствующие органы начнут зарабатывать на войне. Если призовут — пойду. Но недолго все это продлится. Посудите сами — зима скоро, сзади "кадыровцы" подгоняют, впереди нацисты и командир наш слегка поддатый… Далеко мы пойдём с таким составом? Вообще я не сторонник там разной денацификации. Папа у меня русский, мама — чувашка, первая жена — украинка, а вторая — еврейка. И куда я с таким интернационалом? В России, на мой взгляд, происходят страшные вещи. Идет зачистка территорий. Зачем им там всякие разбитые дороги, ветхие дома? Проще все сравнять с землей и построить новое. Страшно не за себя, а за будущее наших детей.

Владимир Авдонин, Самара, 30 лет. Врач — психиатр-нарколог:

— Когда я услышал про военную мобилизацию, я подумал, что это только начало. Что после этого будет принят сначала закон о военном времени, а в дальнейшем мобилизация может стать прологом к введению полноценного военного положения. Со своей стороны я намерен заниматься тем же, чем занимался и раньше. В 2014 году я выступал в поддержку Украины. В 2016 году я баллотировался от "ПАРНАСа" — партии, которая выступала против войны и которая даже не участвовала в выборах на территории Крыма, потому что считала это неправильным с точки зрения международного права. Поэтому я буду продолжать свою политическую деятельность и считаю, что для меня — как для политического активиста — это своего рода проверка на прочность. Конечно, мои близкие очень сильно напуганы. Им очень страшно. Да и я, как и любой человек, тоже испытываю какой-то страх. Но страх для того нам и дается, чтобы его преодолеть.

Александр, Ульяновская область, 32 года. Младший сержант в запасе:

— Страха не было. Утром была паника, но чем дальше день — отпускает. Не думаю, что прямо экстренно всех смогут собрать и отправить в Украину. На войну не поеду: я жить только нормально начал, квартиру купил, машина есть, есть планы жениться. Умирать в планы не входит. Мысли разные. Если вручат повестку, у меня будет три дня, чтобы уехать из России. Мы, простые люди, не хотим воевать. Туда нужно отправить все наше правительство и депутатов, но у них отсрочка. Дома меня поддерживают. Младший брат у меня не служил по состоянию здоровья, но если все так и пойдет, мы уедем вместе. Этот режим всех проглотит.

Михаил, Киров, 50 лет. Сержант войск связи в запасе:

— Первое, что подумал, когда услышал о мобилизации — это последний гвоздь в крышку гроба Путина и его режима. Если меня будут призывать, я приду к военкомату с украинским флагом. Пусть мобилизуют! Конечно, я понимаю, что попаду сразу в тюрьму, и даже ЧВК "Вагнер" меня не возьмет. Ведь им нужно пушечное мясо, а не человек с гражданской позицией. Сапоги, винтовочку в руки, пинком под зад и пошел! Вперед под пулеметы.

Все это было давно ожидаемо. Как только наступление российских войск было остановлено — еще до харьковского прорыва — было понято, что дело может закончиться мобилизацией и переходом российской экономики на военные рельсы, а также запретом выезда за рубеж мужчин призывного возраста и военнообязанных. Сейчас уже никакой "спецоперации" не будет — будет просто война и похоронки в каждый дом. Я думаю, что даже если соберут эти 300 тысяч, а потом еще 300 тысяч, перелома в войне все равно не наступит, потому что мы воюем не с армией, а с народом Украины. А народ победить нельзя. Хотя после того, как новое пушечное мясо прибудет на украинский фронт, возможно, удастся удержать рубежи "ДНР" и "ЛНР". Но тех, кого призовут сейчас, экипируют в летнюю форму, а скоро зима. В ботиночках и шинельках летних зимой просто сдохнешь в окопе, долго так не провоюют. Мой прогноз — в 2023 году все закончится. Это цугцванг путинской политики, когда любое действие приводит к негативным последствиям.

  • Владимир Путин поддержал объявленные оккупационными властями референдумы в ряде регионов Украины и объявил в России частичную мобилизацию.
  • На оккупированных Россией территориях Украины с 23 по 27 сентября состоятся референдумы о вхождении в состав России. В Украине подчеркнули, что не признают их результаты.
  • Госдума 20 сентября за один день приняла поправки в Уголовный кодекс, в которых упоминаются "военное положение" и "мобилизация". Ужесточены или впервые введены наказания за неявку на службу и сборы, отказ от участия в боевых действиях, мародерство.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.

XS
SM
MD
LG