Ссылки для упрощенного доступа

Продукты крадут, экономят на еде. Растет агрессия и теневая экономика


Иллюстративное фото
Иллюстративное фото

Жители Пермского края за последние два года изменили свои потребительские привычки и стали есть меньше. Россиян на 17% чаще признавали виновными в мелких преступлениях в первой половине 2022 года, чем за тот же период предыдущего года. Люди, например, воруют в продуктовых магазинах. В этой связи колумнист Руслан Айсин строит свой прогноз развития событий в этой стране, в котором, выражаясь языком экономиста Мансура Олсона, действуют одновременно "кочующий" и "стационарный" бандиты.

Война дело затратное. Она оказывает самое прямое негативное влияние на состояние экономики, социальной сферы и общественное настроение. Тем более в такой стране как Россия, которая имеет структурные проблемы в этих сферах, чьи элиты мало заботятся о благосостоянии граждан, а нацелены прежде всего на удовлетворение своих амбиций и корысти. Причем любой ценой. Ценой крови и разрушения. Известно, что большинство автократий ориентируются на укороченный горизонт планирования, он ограничен сроком их жизни.

Продуктивность общества и экономики заботит их меньше всего. Властная верхушка подменяет собой почти все институты государства. Война имеет длинный шлейф негативных последствий как для самого общества, так и для страны в целом. Систему начинает штормить. Нарастает бедность и апатичность, растет агрессия и теневая экономика, тесно связанная с криминалом и преступностью.

Одним из проявлений "шлейфа войны" является криминализации жизни. К примеру, издание "Верстка" со ссылкой на данные судебного департамента сообщает, что россиян на 17% чаще признавали виновными в мелких преступлениях в первой половине 2022 года, чем за тот же период предыдущего года. Люди воруют в продуктовых магазинах. Возросли мошенничество и грабежи. Понятно, многие идут на этот шаг от безысходности, а у кого-то просыпается дремавший криминальный инстинкт. Кризис его разбудил.

Рядовые граждане стали корректировать свой рацион в худшую сторону по причине нехватки денег. Жители Пермского края за последние два года изменили свои потребительские привычки и стали есть меньше, пишет "Интерфакс" со ссылкой на руководителя Пермьстата Владимира Белянина. Они меньше потребляют мяса, молока, яиц, картофеля, овощей и фруктов. Но при этом компенсируют это повышенным потреблением хлеба и хлебопродуктов. Несбалансированная пища в таких суровых регионах, где еще и экология плохая, неизменно сказывается на здоровье. А медицина в России, как продемонстрировала пандемия короновируса, в крайне плачевном состоянии.

Но Путину до этого дела нет. Он даже не знает, чем реально живет страна, несмотря на его ложные заверения в обратном. Он разрушил все, что можно и то, что нельзя.

И без того низкий уровень правосознания граждан обрушивается на наших глазах. Не в последнюю очередь потому, что само государство стало культивировать криминальные формы коммуникации, игнорировать ими же писанные законы и установленные правила. Эстетика блатного мира через быдловат(н)ых спикеров на телевидении и героизацию зэков из ЧВК "Вагнер" врывается в повседневность нашей жизни.

Люди смотрят, как ведут себя властьимущие, и повторяют, копируют эту модель. Они переносят ее в сферу личной и общественной жизни. Понятия "уничтожить", "убить", "замочить" стали не просто набором из агрессивной лексики, они стали призывом к действию. Пропаганда ненависти сошла с экранов ТВ и растворилась в народной толще, с перспективой вынырнуть оттуда бессвязным бунтом.

Но война отнимает все, истощает ресурсы. Уже сейчас невиданный экономический спад, утяжеленный санкциями, утечкой мозгов, усилением административного давления на общество и бизнес, бьет по карманам россиян. А власть и не думает останавливаться. Москва не обращает внимания на плачевное состояние всех сфер жизнедеятельности государства. Россия не может производить элементарную продукцию. Промышленность загублена на корню. Все эти годы она жила экспортом природных недр. Инновации практически игнорировались. Инвесторы ушли. А без этих составляющих, не забудем и про нормальный политический климат, открытые и честные правила игры, уважение прав собственности и личности, страна обречена деградировать и увядать. Одно без другого не работает.

В свое время известный экономист Мансур Олсон описал две формулы поведения милитаристов (warlords) во власти, обозначив одного как поведение стационарного бандита, другого как кочующего. И первый и второй тип грабили народ. Стационарный бандит обирал население через систему не самых высоких налогов, но делал это на постоянной основе. Кочующий бандит разово забирал всё и исчезал.

Такое ощущение, что в России государство выполняет роль стационарного бандита, а война — кочующего. Две напасти сошлись воедино. "Государство пухло, а народ хирел", написал как-то российский историк Ключевской. Со времени его жития мало что изменилось.

Все годы нахождения Путина у власти его идеологическая обслуга твердила и твердит, что он сделал жизнь россиян качественно лучше, укрепил государство, и отсылают нас к "проклятым девяностым" для сравнения, на контрасте, так сказать. Однако его политика завела страну обратно в эти годы. В экономическом плане уж точно. В политическом же — 1990-е были бодрее и светлее хмурых и тучных путинских 2000-х. По крайней мере там была свобода слова, политическая состязательность, возможность что-то изменить, в воздухе витал дух оптимизма и романтизма, невзирая на сложности переходного периода.

Пресловутые 90-е были отмечены многочисленными акциями протеста, противодействием правительству и Ельцину. Экономический спад и резкое обнищание части населения выводило их на улицы, толкало в оппозиционную среду. Стоит ли ожидать нечто подобного с учетом того, что апатия покрыло все, а силовики устрашили всех? Думаю, что это неизбежно. Голод и нужда будут переламывать страх. Люди начнут задавать неприятные вопросы себе сначала на кухнях, а затем, осмелев, будут ставить их перед чиновниками.

Война лишь ужесточит и обострит их. Путин отныне не гарант благополучия, мира и стабильности. Это значит, что ореол его потускнел. Так было с Ельцином, так будет и с Путиным. В России история циклична. Война, бунт и революция всегда где-то рядом. Вот настоящая священная троица российской истории. Да, она обязательно обогряна кровью.

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", не отражает позицию редакции.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.

XS
SM
MD
LG