Ссылки для упрощенного доступа

Мягкая сила Казани: Татарстан и народы Поволжья


Артисты в удмуртских и татарских платьях на День суверенитета в Казани, 30 августа 2014 г. Архивное фото
Артисты в удмуртских и татарских платьях на День суверенитета в Казани, 30 августа 2014 г. Архивное фото

Колумнист Харун Сидоров рассуждает о том, как татарские власти делают для удмуртского языка то, чего не сделали удмуртские власти.

Интересная новость, на которую на этой неделе обратили внимание удмуртские блогеры — издание самоучителя удмуртского языка "Мон ачим" (Я сам/Я сама) за авторством доктора филологических наук Алексея Арзамазова.

Казалось бы, чем она может быть интересна — мало ли какие издаются книги? Но, во-первых, сейчас в России издание любых учебников по миноритарным языкам или литературы на них событие само по себе. Во-вторых, показательно, что деньги на издание самоучителя удмуртского языка нашлись не в самой Удмуртской Республике, а в Татарстане.

Сразу сделаю важную оговорку. Несмотря на то, что учебник издан при поддержке президента Республики Татарстан Рустема Минниханова (в новости это заявлено так, хотя, как известно, недавно эта должность была упразднена), осанны ему в этой статье ждать не стоит. Конечно, можно обсуждать мотивы, по которым это делалось и наличие альтернатив такой политике, но, очевидно, что нынешний истеблишмент Татарстана, что называется с потрохами сдал добытые в 1990-х права республики, что никаким изданием книг компенсировано быть не может.

Однако есть такое понятие как "глубинное государство", и оно не всегда про тайные структуры власти и заговоры. Иногда это про то, что то или иное государственное или другое геополитическое образование объективно реализует естественную для него политику, вне зависимости от того, кто его возглавляет. Так, при всей декоративности таких образований как союзные и автономные республики в СССР и марионеточности их руководств, претензия к ним имперцев-шовинистов заключается в том, что они по самой своей сущности способствовали консолидации соответствующих титульных наций, тем самым еще в советские времена приближая распад империи.

Если говорить о Татарстане, то в силу его географического положения и истории таким природным направлением политики для него является поддержка культуры не только татарского народа, но и других народов Поволжья, чьи национально-территориальные структуры находятся в еще более слабом положении, чем у него. И действия в этом направлении им периодически осуществляются.

Лишь за последнее время, еще до упомянутого издания самоучебника удмуртского языка в июне сего года в Татарстане был организован обучающий семинар для учителей чувашского языка. 130 учителей из разных уголков Татарстана, преподающих чувашский язык, собрались в Буинском муниципальном районе республики на мероприятие с участием специалистов из соседней Чувашии, сотрудников ее Чувашского республиканского института. Своим коллегам из Татарстана они читали лекции по чувашским языку и литературе, специфике преподавания чувашского как родного или второго языка. Да и в целом, еще несколько лет назад в Татарстане насчитывались 93 чувашские, 27 удмуртских, 19 марийских, три мордовские, одна башкирская и одна еврейская школы. А также, при всей неоднозначности этого события для самой татарской общественности, может издаваться учебник по кряшенскому языку, наличие которого является предметом ожесточенных дискуссий.

Представляется, что все эти факты свидетельствуют о наличии естественного для татарстанской политики паттерна поддержки культур поволжских народов. И это неудивительно, ведь территория и Волжской Булгарии, и Казанского ханства значительно превышала территорию современного Татарстана, охватывая большой регион Поволжья. Да и появлению Татарской автономной республики предшествовал проект Штата Идель-Урал. С "Уралом", как известно, у "Иделя" союзы не складываются. Но что касается его самого, и количество школ тех или иных народов, и мероприятия в образовательной сфере на республиканском уровне показывают, что Поволжье и его народы для Татарстана это сфера естественных интересов.

Особенно интересно в этой ситуации еще и то, что лишенный полноценный государственности, по сути колониальный Татарстан даже в таком положении демонстрирует, как выглядят мягкая сила и трансграничные амбиции "здорового человека" на фоне таковых, демонстрируемых империей "курильщика". Не бороться с чужими языками и не пытаться выгрызть у соседей территории, на которых говорят на твоем языке, а поддерживать чужое, тем самым синергетически усиливая позиции своего — вот рецепт мягкой силы и умной экспансии в современном мире.

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", не отражает позицию редакции.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.

XS
SM
MD
LG