Ссылки для упрощенного доступа

"Иноагент" времен "падающего государства"


Иллюстративное фото
Иллюстративное фото

Зачастую под определение "иноагент" в республиках попадают представители национальной интеллигенции. Так как они противостоят на идеологическом уровне шовинистической политике Москвы, считает Руслан Айсин. По его мнению, признание представителей национальной интеллигенции "иноагентами" лишает возможности их выражать свою политическую позицию.

То, что Россия скатывается в состояние бесправового государства, давно не секрет. В стране то и дело вводятся все новые и новые ограничения прав личности, которые, между прочим, прямо противоречат нормам Конституции. Политизация сферы права ломает выстроенную Путиным же модель авторитарной юрократии. Парадокс "падающего государства".

Власть открыла два фронта: первый против Украины и ведет открыто войну против нее, второй — в отношении собственных граждан. Особенно против той ее части, которая встала в оппозицию внешней и внутренней политике Москвы. Идет активная кампания, выявляющая повсеместно "врагов народа". На них вкупе с Западом вешаются все собаки. Юридически это оформили через введение статуса "иностранный агент". Такая сознательная маркировка оппозиционеров. Их поражают в правах. Даже в конституционных. И власть не особо заботит тот факт, что данный подход идет вразрез принципам базового документа страны.

Эти люди не были осуждены, не совершили никаких уголовных преступлений. Но отношение к ним как к самым настоящим изгоям. Одновременно через инфильтрацию уголовных элементов в систему различных ЧВК для участия в войне против Украины, самые что ни на есть преступники аннулируют свои судимости (они погашаются внеправовым образом) и даже получают привилегированный статус в обществе.

Кстати, таким же образом Сталин стравливал политических заключенных и уголовников в ГУЛАГе. Это хорошо описано у Варлама Шаламова. Администрация делала ставку на "урлу" так называемую, всячески поддерживала их и даже наделяла полномочиями быть бригадирами и смотрящими в лагерях. Заключенные-троцкисты, к примеру, опытные инженеры, врачи, экс-руководители могли трудиться в ГУЛАГе только на самой низкоквалифицированной работе: махать кайлом и ломом.

Россия превратилась в страну уголовного уклада. Здесь сосуществуют два поля: официальное и понятийное. Это две нормативные системы. Одна официальная, как минимум по формальным основаниям, другая же — построена по понятиям. Они при этом существуют в одном и том же пространстве, в одних и тех же людях. Общество амбивалентно. Оно существует по понятиям, но пытается интерпретировать поведение окружающих в терминах юридических. Причем такая раздвоенность никого особо не удивляет.

Москва активно насаждает этот дискурс регионам. Зачастую под определение "иноагент" в республиках попадают представители национальной интеллигенции. Так как они противостоят на идеологическом уровне шовинистической политике Москвы.

В качестве фактологического подтверждения можно привести свежий пример из Татарстана. Госсовет республики намерен внести изменения в ряд законов. Того требует федеральный закон. В частности, предлагается скорректировать наименования "иноагентов". Так, формулировка "некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, российским юридическим лицам, информация о которых включена в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента" заменяется словами "юридические и физические лица, являющимся иностранными агентами, и российским юридическим лицам, учрежденным иностранными агентами".

Ох, уж этот заковыристый бюрократический новояз…

При этом в октябре прошлого года в Татарстане тех, кого промаркировали как "иноагент", лишили возможности претендовать на соискание искусствоведческой премии им. Габдуллы Тукая. По сути главной премии для творческих людей в татарском мире. Чуть ранее правительство РТ утвердило постановление, по которому "иноагентам" не будут выдавать республиканские премии в области театрального искусства им. Марселя Салимжанова, им. Гавриила Державина и им. Ильгама Шакирова.

Естественно, такой подход лишает представителей национальной интеллигенции выражать свою политическую позицию. Любое несогласие с курсом Кремля будет расценено как крамола и "желтая звезда" времен гитлеровской Германии в виде статуса "иноагент" тотчас же обозначится.

Возвращаясь ко времени сталинских репрессий, стоит напомнить, как местные начальники старались понравиться московскому руководству и телеграфировали наверх перевыполнение расстрельных списков "врагов народа". Этим отличался и генсек КПСС Никита Хрущев, руководивший Украинской ССР в сороковые годы.

Не сомневаюсь, что аналогичные директивы спускают из Москвы в регионы до сих пор: столько-то иноагентов надо выявить, подвергнуть остракизму и так далее.

В свое время еврейский философ Вальтер Беньямин писал, что Первая мировая война выявила три типа людей, противостоящих этой бойне: противник, пацифист, еврей.

Думаю, применительно к российским реалиям дня сегодняшнего можно добавить и четвертый тип: нацмен!

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", не отражает позицию редакции.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.

XS
SM
MD
LG