Ссылки для упрощенного доступа

"Он не хотел возвращаться на войну". Солдат батальона "Алга" приехал из Украины в отпуск и покончил жизнь самоубийством


Фото, присланное Альфредом Галимовым с фронта
Фото, присланное Альфредом Галимовым с фронта

23 мая в селе Старое Агбязово Актанышского района Татарстана похоронили солдата батальона "Алга" Альфреда Галимова. Незадолго до этого мужчина приехал в отпуск. По словам близких, ранее Галимов признавался, что не хочет возвращаться на фронт. Мужчина совершил самоубийство перед самым отъездом. Его родственники считают, что причина произошедшего в том, что Галимов хотел избежать повторной отправки в Украину.

34-летний Альфред Галимов жил в Набережных Челнах. Летом прошлого года он отправился на войну в Украину в составе татарстанского батальона "Алга" — на заработки. Мужчина подписал четырехмесячный контракт, однако смог вернуться домой в отпуск только спустя полгода. По возвращении домой Галимов, по словам родственников, жаловался, что не хочет возвращаться на фронт. В мае он покончил с собой, повесившись на дверной ручке туалета.

После полномасштабного вторжения России в Украину правительство Татарстана создало батальоны "Алга" и "Тимер". Власти республики таким образом демонстрировали свою лояльность Москве. Татарстанские чиновники заманивали "добровольцев" деньгами. В прошлом году в 35 районах Татарстана доходы населения были ниже средней зарплаты по республике.


НЕЖЕЛАНИЕ ВОЗВРАЩАТЬСЯ

Альфред Галимов — один из пятерых детей в семье, единственный сын. Альфред и его сестры остались без родителей в юном возрасте. Парню было 18, старшей сестре — 20, а самой младшей — и вовсе три года. Осенью 2007 года — в год смерти матери — Альфред ушел служить в армию.

Радио Азатлык поговорило с его родственницей Алией (имя изменено по её просьбе), проживающей в селе Старое Агбязово Актанышского района республики.

— Ему было очень тяжело, дети Галимовых тогда были разбросаны повсюду — одну из сестер воспитывал брат матери, а отчим заботился о двух других сестрах, старшая дочь осталась одна. Она вышла замуж в Агбязово, поэтому после возвращения из армии Альфред всегда приезжал к ней. Он жил в Набережных Челнах и ездил на своей машине по разным городам, возил грузы, — вспоминает Алия.

Альфред Галимов 8 июля 2022 года, в день его ухода на войну
Альфред Галимов 8 июля 2022 года, в день его ухода на войну

В свои 34 Галимов не был женат, детей у него нет. По словам родственников, он жил в Набережных Челнах с женщиной. Повесился мужчина как раз в квартире сожительницы.

— Альфред ушел на войну 8 июля прошлого года в составе батальона "Алга". Он пошел на войну, чтобы заработать деньги. Я не спрашивала у него, сколько он будет получать, но знаю, что месячная зарплата составляла больше 100 тысяч рублей. Им обещали большие деньги. Он думал, что просто заработает немного. Предполагалось, что это будет четыре месяца, но когда они пошли на войну, власти продлили контракт до шести месяцев. Был шок, когда он сказал, что едет в Украину. Я посмотрела на него и сказала: "Не езжай, ты же знаешь, что это плохое место". Он меня не послушал, — вспоминает Алия.

Галимов служил офицером связи и ездил на бронетранспортере. Он регулярно отправлял родным фотографии с войны. Когда ему подарили часы "За отвагу", он первым делом отправил их фото родственникам. После обстрелов Альфред с сослуживцами вывозил раненых российских солдат.

— Мы с Альфредом общались по мессенджеру WhatsApp. Через него я узнавала, жив он или нет. Я благодарила Всевышнего, если заставала его живым. Сколько человек из батальона "Алга" выжило, сколько погибло! Из 600 человек, говорят, выжило только 100. Я переживала за него, — говорит Алия.

Иногда девушке казалось, что Альфред жалуется: "Я не хочу, чтобы ты видела, что здесь происходит. Ты не знаешь, что такое война; если ты не убьешь сам, они убьют тебя. Война — такое дело", — цитирует мужчину Алия.

— Я на это отвечала: "Ты ведь не из-за мобилизации там оказался, ты пошел воевать по собственному желанию, тебя никто не заставлял уходить, ты нас не слушал". Когда он слышал такое, то предпочитал молчать. Думаю, он пожалел о своем решении, потому что не хотел возвращаться на войну, когда приехал домой в отпуск, — объясняет Алия.

По ее словам, на фронте были проблемы и с продовольствием. И это несмотря на то, что в Татарстане собирали тонны гуманитарной помощи. "Но до наших они не дошли", — признается Алия.

Фото, присланное Альфредом Галимовым с войны
Фото, присланное Альфредом Галимовым с войны

— Хотя были объявления о сборе гуманитарной помощи и денег для военных, я лично в этом не участвовала. Альфред говорил: "Не посылайте, до нас не дойдет". Ведь они там ели за свой счет. Входя в города Украины, они начинали искать людей, чтобы обменять деньги. С банковских зарплатных карт они переводили рубли на счета местных, а им выдавали бумажные гривны. На эти деньги они покупали еду в магазинах. И надо понимать, что не все местные были готовы обменять деньги: зависело от того, на кого попадете — иногда никого не могли найти. В этом случае они голодали. Были периоды, когда он голодал целыми днями. Он рассказывал, что гуманитарная помощь обворовывается фургонами, не доезжая до них. Кое-где гуманитарка даже продавалась, — пересказывает рассказы военного Алия.

Ранее солдаты из Татарстана неоднократно жаловались на отсутствие гуманитарной помощи. Так, мобилизованные из Нижнекамска рассказывали главе района Рамилю Муллину, что "вроде бы гуманитарку собирают, но она до нас не доходит; мы воюем без всего, у нас нет даже тепловизоров".

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Седьмого января Альфред Галимов приехал в отпуск. У мужчины практически перестал видеть правый глаз — из-за бомбы, взорвавшейся рядом с ним. Альфреда лечили в татарстанской больнице, но улучшений не было. Тем не менее его решили отправить обратно на войну.

— Ему пришлось побегать по всей Казани. Прошел медицинскую комиссию: там не стали учитывать, что он плохо видит. Написали, что "годен". Я видела, что он не хотел возвращаться на войну. Вот почему я ему говорила: "Чтобы тебя не взяли, притворись, что у тебя проблемы со здоровьем". А он на это говорил: "У одного парня совсем нога отнимается при ходьбе, там не смотрят — увозят, даже если больной. Хоть притворись больным, остаться не дадут". С ним тоже так обошлись, и он снова прошел военную подготовку, готовясь к войне, — отмечает Алия.

Альфред Галимов на полученные за участие в войне деньги купил иномарку за 600 тысяч рублей. Мужчина, по словам Алии, угощал своих друзей и щедро тратил заработанное.

— Война сильно повлияла на его психику. Он стал вспыльчивым. Я предпочитала просто не говорить, чтобы не сказать лишнего. На войне человек становится другим: ведь рядом с тобой гибнут люди, ты сам убиваешь, а возле тебя взрываются твои товарищи... Самое главное, что он вернулся живым, но его самоубийство для нас стало большим потрясением. Я чувствовала, что он уходит в себя, но я никогда не думала, что это кончится самоубийством, — говорит Алия.

"ТЕЛО НАШЛИ НА СЛЕДУЮЩИЙ ДЕНЬ"

В воскресенье, 21 мая, Альфред Галимов вернулся в свою квартиру в Набережных Челнах с военных сборов в Казани. На следующий день — в понедельник — мужчина должен был снова ехать в столицу Татарстана. Вечером он написал Алие и попросил 200 тысяч рублей. Девушка не знает, для чего ему потребовалась такая сумма. Родственники Галимова сомневаются, что он просил деньги для покупки чего-то дорогостоящего, ведь со дня на день он снова должен был уйти на фронт.

Фото, присланное Галимовым с фронта
Фото, присланное Галимовым с фронта

— Я не видела SMS-сообщения, которое он мне прислал. Только после восьми часов вечера я заметила написанное им. "Откуда у меня возьмутся 200 000 рублей", — написала я ему в ответ. Он уже не читал мои сообщения. Могу только предположить, что он написал мне и потом сразу повесился. Потому что после этого он в WhatsApp не заходил. Также были подозрения, что он собирал деньги, чтобы отдать их кому-то — чтобы не идти на войну. Не знаем же, перед смертью никаких записок не оставлял. Его тело нашли только на следующий день. Взломали дверь и обнаружили, что она была заперта изнутри. В ванной он повесился за ручку двери. Он так и висел, пока не увезли на экспертизу, а трогать тело не давали. 23 мая мы отвезли его обратно в село и похоронили, — объясняет Алия.

Казанский военкомат поначалу не поверил в гибель Галимова. Его родственники смогли доказать это, только прислав свидетельство о смерти.

— Они думали, что мы собираемся спрятать его и обмануть комиссариат. Было много вопросов: где он умер, как он умер, почему вызвали полицию, завели ли дело. После отправки свидетельства о смерти написали только "спасибо". Никакого другого сообщения не было, — вспоминает Алия.

На похороны мужчины собралось много людей: не только из его родного села, но и соратники и друзья из других городов. Галимова описывали как "героя, храброго воина и хорошего друга". По мнению Алии, тот факт, что ее близкий снова не пошел на войну, — в какой-то степени благо.

— Так хоть известно, где его могила. Я могу съездить к нему. А если бы он погиб на войне, может быть, его тело даже не вернули бы. Его объявили бы "пропавшим без вести", — резюмирует Алия.


"Я ОЧЕНЬ ЗЛА НА РОССИЮ"

По данным "Idel.Реалии", на войне в Украине уже погибло как минимум 488 уроженцев Татарстана. Не менее 20 из них ушли на войну в составе национального батальона "Алга".

Мобилизованные и солдаты национальных батальонов постоянно жалуются на условия службы. Однако, несмотря на это, в Татарстане находятся и те, кто едут воевать в Украину ради денег.

Алия уточняет, что один из ее родственников, страдающий диабетом и имеющий четверых детей, сейчас проходит военную подготовку в Казани и уйдет воевать в составе "добровольческого" батальона.

— На войну берут даже тех, у кого диабет. Никто не смотрит на это, — говорит она.

Алия считает, что война против Украины закончится не скоро. Девушка называет ее "ненужной" и "бессмысленной".

— По моему мнению, это война, которая никому не была нужна. Я очень зла на Россию. Они говорят: "Россия, Россия..." У этой России нет ничего. Одни слова, — заключает собеседница.

  • Российские регионы сформировали более 40 "добровольческих" батальонов на войну в Украину. В Татарстане были сформированы батальоны "Алга" и "Тимер".
  • До объявления "частичной" мобилизации в России власти пополняли армию с помощью таких "добровольческих" батальонов. Первоначально "добровольцы" Татарстана получали из республиканского бюджета по 260 тысяч рублей в качестве единовременной выплаты. В августе прошлого года президент Татарстана Рустам Минниханов подписал указ о повышении единовременной выплаты за участие в войне в Украине до 360 тысяч рублей.
  • В то же время сообщалось, что бойцы батальона "Алга" требовали расторгнуть контракты после четырех месяцев службы, но суд в Казани отклонил их заявления.
  • Бойцы батальона "Алга" жаловались на условия на фронте: нехватку снаряжения, еды и теплых вещей. Также отмечалось, что не выплачиваются обещанные деньги .

Оригинал публикации: Радио Азатлык

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.

XS
SM
MD
LG