Ссылки для упрощенного доступа

Военный эксперт: Украина может нанести удары по Татарстану


Украинские ПВО перехватывают беспилотник "Шахед" в воздухе во время российской атаки на Киев, 30 мая 2023 г. Архивное фото
Украинские ПВО перехватывают беспилотник "Шахед" в воздухе во время российской атаки на Киев, 30 мая 2023 г. Архивное фото

Татарстан может стать легитимной целью для Украины, если заявленное производство беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) в особой экономической зоне "Алабуга" будет запущено, заявляет украинский военный эксперт Олег Жданов. Татарстанский политолог Руслан Айсин обращает внимание на репутационные последствия кремлевской затеи для Татарстана. "Idel.Реалии" беседовали с экспертами и изучили ситуацию с планами России запустить производство беспилотников в поволжской республике.

Украинский военный эксперт Олег Жданов рассказал "Idel.Реалии", что украинская сторона следит за попытками России наладить производство беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) в Татарстане.

— Есть информация, что иранские специалисты строят в Татарстане завод по производству дронов. По данным открытых источников, ориентировочный ввод в эксплуатацию или запуск завода ожидается в начале 2024 года. Завод строят ускоренными темпами, — заявил он.

Ранее в татарстанских СМИ сообщалось, что "клепать тысячу беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) в год" (правда, только к 2037-му) собралось ООО "Альбатрос", зарегистрированное в подмосковном Пушкино. Как отмечалось, ООО "Альбатрос" является резидентом особой экономической зоны "Алабуга". В производство инвестор планирует вложить 990 млн рублей собственных средств. Такой информацией делился соучредитель фирмы Илья Воронков. Как уточнялось, "сердце" БПЛА — двигатель — поставляют из Китая, равно как и сервоприводы и камеры.

Две недели назад координатор стратегических коммуникаций в американском Совете национальной безопасности Джон Кирби также представил общественности информацию об активизации сотрудничества России в военной сфере, но с Ираном. Он выразил особую обеспокоенность намерением России начать производство иранских беспилотников в татарстанской особой экономической зоне.

"У нас есть информация, что Россия сама получит необходимые материалы для строительства иранского завода по производству беспилотников. Этот объект может быть полностью введен в эксплуатацию в начале следующего года", — сказал он и представил спутниковые фотографии особой экономической зоны "Алабуга", где будут производиться иранские беспилотники.

Спутниковый снимок особой экономической зоны "Алабуга"
Спутниковый снимок особой экономической зоны "Алабуга"

Жданов заявил, что изменение партнера с Китая на Иран может быть связано с нежеланием КНР "пачкать руки".

— Иран ничего не скрывает. У них с Россией идет взаимная торговля в военной сфере, — отметил он.

На взаимность военного сотрудничества между Россией и Ираном указывал и Джон Кирби.

Ранее в этом году Иран объявил о покупке у России штурмовиков Су-35. Ближневосточное государство планирует закупить у России дополнительную военную технику, в том числе ударные ракеты, радары и истребители Як-130. Всего Иран получит от России военной техники на миллиарды долларов.

ТАТАРСТАН КАК ЛЕГИТИМНАЯ ЦЕЛЬ

На вопрос о том, может ли Татарстан стать легитимной целью для Украины, Жданов ответил утвердительно.

— Все, что связано с организацией и обеспечением хода боевых действий является легитимной целью. Завод, выпускающий дроны, которые несут взрывчатку и убивают людей, является легитимной целью. Это прописано во всех международных документах, — поделился он.

Жданов считает, что в Татарстане должны четко понимать это.

— Как только завод будет запущен, как только первый дрон пойдет с конвейера, завод становится легитимной военной целью, — повторил он.

Говоря о возможных масштабах производства, эксперт отметил, что, по его данным, Иран выпускает лишь 50 дронов в месяц. Он оценивает эту цифру как "не очень большую".

По его словам, если Россия сумеет производить в месяц от 500 до 1000 дронов, то это может сильно повлиять на ход войны.

— Понимая это все и оценивая данные разведки по тем производственным мощностям, которые готовят к запуску, Украина может предпринять превентивные меры с целью недопущения данного производства, — убежден он.

Жданов разъясняет, что Украина может нанести удары по Татарстану.

5 и 6 декабря прошлого года в Саратовской области прогремели взрывы на авиабазе Энгельс-2, в Рязанской — на авиабазе в Дягилеве. Удары по аэродромам, с которых взлетают российские военные самолеты, наносящие удары по гражданской инфраструктуре Украины, российское Минобороны назвало терактами. Украинские власти официально причастность к произошедшему не подтверждали.

ЛОГИКА МОСКВЫ

Политолог Руслан Айсин рассказал "Радио Азатлык" о репутационных последствиях для Татарстана от планов Кремля собирать беспилотники в поволжской республике.

— Весь мир теперь будет ассоциировать Татарстан с производством беспилотников, которые убивают украинцев, и это вызовет у некоторых людей ненависть к татарам, "поддерживающим войну", — отметил татарстанский политолог.

Он вторит Жданову, говоря о том, что республика станет легитимной целью для Украины.

— Мне кажется, Москва специально приняла такое решение и хочет повязать Татарстан кровью. Чиновники Башкортостана активно поддерживают войну, постоянно собирая батальоны. Сейчас они хотят повязать Татарстан и татар, — считает он.

По словам Айсина, на выбор Татарстана для сборки дронов повлияли и другие факторы: "Татарстан — передовая республика в технологическом плане, у него есть промышленная база и инфраструктура. Кроме того у республики тесные связи с Ираном, есть контакты в сфере нефтехимии и политики".

Эксперт ссылается также на научные и молодежные обмены между республикой и Ираном.

— В Казани есть лингвисты, студенты по обмену и работающие ученые. Следует также отметить, что консульство Ирана находится в Казани уже давно (с 2007 года — "Idel.Реалии"). Поэтому координационная работа будет вестись без особых проблем, — пояснил он.

Татарстан находится дальше от линии фронта, что может повлиять на намерение собрать беспилотники в "Алабуге", добавляет политолог. При этом известно, что украинские беспилотники долетают до города Энгельс, поэтому говорить, что они не долетят до Татарстана, не приходится.

— Когда я был в Киеве, город атаковали дроны "Герань" (так называются дроны, купленные Россией у Ирана) на протяжении трех дней. Это, конечно, беспокоит украинцев. Это означает, что места, где собирают эти дроны, будут законными целями для украинцев, — отметил он.

ДЕСТАБИЛИЗАЦИЯ ТАТАРСТАНА

Это может привести к тому, что Татарстан перейдет на особый военный режим, будут установлены системы ПРО. Кроме того в поволжской республике активнее будут работать спецслужбы, ФСБ и другие органы, "выискивающие" шпионов и диверсантов. А это значит, что политическое и административное давление на Татарстан еще больше усилится, считает Айсин.

По его словам, существует вероятность введения частичного "военного положения", которое может быть локализовано в Набережночелнинско-Алабужской зоне.

— В случае с Башкортостаном активная поддержка войны была инициативой Радия Хабирова и желанием выслужиться, а в случае с Татарстаном, я думаю, это был приказ из Москвы. В любом случае Татарстану это не нужно, у него и так хватает проблем. Казань может зарабатывать и другими способами, я не думаю, что сбор этих дронов принесет ему большие деньги. Мне представляется, что большая часть этих производственных денег все равно уйдет в Москву, в руки структур Чемезова или компаний, близких к Путину, — пояснил политолог.

Большое количество инвесторов покинуло особую экономическую зону "Алабуга" после войны, и теперь можно будет вновь наблюдать новую волну покидающих. Адекватные руководители компаний не захотят подвергать своих сотрудников риску, убежден Айсин. Китайские компании останутся, но Татарстану от этого никакой пользы не будет, а только откроется путь для экспансии.

— Раньше "Алабугу" упоминали в контексте инвестиций, современных технологий и тому подобных контекстах, а теперь в западных СМИ будут упоминать с производством беспилотников для войны. Это может негативно сказаться на татарах, потому что есть такое понятие как общественное мнение. Украинцы очень активны в социальных сетях, и их общественное мнение часто имеет силу, — говорит он.

Ранее Папа римский Франциск, комментируя конфликт на Украине, заявлял, что, возможно, самыми жестокими представителями российских войск являются люди, которые не придерживаются русской традиции,— буряты, чеченцы и другие. Такое мнение может сформироваться и о татарах, предупреждает Айсин.

По его словам, если Татарстан и татары не выступают против запуска производства беспилотников, то может сложиться впечатление, что они поддерживают инициативу и принимают активное участие в войне на стороне России.

— К сожалению, никто не будет вникать в детали, — сказал Айсин.

До объявления "частичной" мобилизации в России власти пополняли армию с помощью "добровольческих" батальонов. Первоначально "добровольцы" Татарстана получали из республиканского бюджета по 260 тысяч рублей. В августе прошлого года президент Татарстана Рустам Минниханов подписал указ о повышении платы за участие в войне в Украине до 360 тысяч рублей.

В то же время сообщалось, что бойцы батальона "Алга" требовали расторгнуть контракты после четырех месяцев службы, но суд в Казани отклонил их заявления. Бойцы татарстанского батальона "Алга" жаловались на условия на фронте: нехватку снаряжения, еды и теплых вещей. Также отмечалось, что не выплачиваются обещанные деньги .

  • Осенью 2022 года газета The Washington Post писала, что Россия планирует начать производство иранских беспилотников на своей территории. В сообщении говорилось, что иранский завод по производству беспилотников "предположительно будет расположен в Татарстане".
  • Россия использует беспилотники иранского производства Shahed-131 и Shahed-136 в войне в Украине. Вооруженные силы России переименовали их в Герань-1 и Герань-2. Власти отрицают, что беспилотники были произведены в Иране.
  • Военный эксперт Роман Свитан объяснял, почему Россия использует беспилотники против Украины, несмотря на наличие ракет. "Российские ракеты меньше беспилотников. Ракеты дороже беспилотников — в десятки, а то и сотни раз. Поэтому беспилотники удобнее использовать и с финансовой точки зрения, и с точки зрения системы управления. У них нет беспилотников, поэтому их приходится покупать в Иране", — отмечал он.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.

XS
SM
MD
LG