Ссылки для упрощенного доступа

Как жители постсоветских стран относятся к миграционному притоку россиян?


Тбилиси, Грузия. Иллюстративное фото
Тбилиси, Грузия. Иллюстративное фото

Центр социального проектирования "Платформа" и исследовательская компания "ОнИн" опубликовали результаты совместного социологического исследования, проходившего в постсоветских государствах, популярных среди "релокантов" — россиян, эмигрировавших посла начала полномасштабного вторжения России в Украину. Исследование, проведенное в мае-июне 2023 года, посвящено отношению местных жителей к притоку россиян в их страны. Авторы исследования отмечают, что репрезентативность результатов социологического опроса ограничивается тем, что он проводился на русском языке — граждане Грузии, Армении, Казахстана и других стран, которые не владеют этим языком или отказались на нем отвечать, не попали в выборку. Кроме того, к опрошенным применялся возрастной ценз — все респонденты старше 18 лет. Всего в исследования приняло участие 1 350 человек. К каким выводам пришли социологи — в материале "Idel.Реалии".

"ДОБРЫЕ, ОТКРЫТЫЕ, АЛКОГОЛИКИ, НАЦИОНАЛИСТЫ"

Первая тема, оказавшаяся в фокусе исследования, — ассоциации респондентов со словом "русские". Авторы проекта разделили их на четыре категории: позитивные, негативные, нейтральные и стереотипы и яркие образы. Среди позитивных, которых оказалось большинство, — "добрые, открытые, друзья, братья". Самые популярные негативные ярлыки — "алкоголики, высокомерные, националисты, агрессивные". К нейтральным социологи отнесли такие ответы, как "обычные люди, соседи, светлые и голубоглазые", к стереотипам — "баня, балет и балалайка, Путин, Кремль, Вторая мировая, холод, большая страна".

Центр "Платформа" — группа социологов, работает как с коммерческими заказами, так и с общественно значимыми темами. Возник в 2013 году как интеллектуальный кружок, собиравшийся в московском арт-пространстве "Винзавод", позднее стал полноценной организацией. Центр возглавляет специалист по консалтингу Алексей Фирсов, который связан со структурами олигарха Геннадия Тимченко.

"ОнИн" — частная компания, предоставляющая услуги по поиску аудитории для онлайн-исследований в сфере социологии. Работает с 2014 года, имеет свои базы респондентов в России и ряде других постсоветских государств.


Авторы исследования также задали респондентам вопрос о том, как изменилась доля мигрантов из России среди населения их стран. Ответ "увеличилась" с большим отрывом оказался наиболее популярным вариантом во всех государствах, однако процент выбравших его участников опроса варьируется. Сильнее всего приток россиян заметили в Грузии (92%), Армении (83%) и Кыргызстане (79%), меньше всего — в Беларуси (35%) и Молдове (34%).

ПОЛЬЗА ИЛИ ВРЕД?

Еще больше различий между странами обнаружилось в контексте отношения к росту числа российских мигрантов. Одним из вопросов, который задавался в рамках исследования, был следующий: "Переезжающие граждане России принесут вашей стране больше пользы, больше вреда или не окажут существенного влияния?" Вариант "больше пользы" однозначно доминирует в Армении (73%) и Таджикистане (55%). В Узбекистане, Азербайджане, Казахстане и Беларуси преобладает ответ "не окажут существенного влияния". Среди респондентов из Грузии вариант "больше пользы" набрал 40% — больше, чем в вышеназванных странах, но при этом и ответ "больше вреда" собрал там рекордную долю — 21%.

Авторы исследования отмечают, что наибольший контраст в отношении к новым миграционным потокам заметен между жителями двух соседних стран — Армении и Грузии — и дополняют этот блок отчета подробным анализом плюсов и минусов "релокации" в глазах местных респондентов. Из него следует, что главные минусы иммиграции россиян для граждан Грузии — рост стоимости жизни и цен на жилье и снижение авторитета Грузии среди третьих стран, которые находятся в конфликте с Россией. Главные плюсы, названные уроженцами Армении, — развитие малого бизнеса и рост налоговых поступлений. Единственный положительный ответ, который встречался у респондентов из Грузии чаще, чем у армянских, — рост спроса на услуги и возможностей заработка для местных жителей.

ОБЩЕНИЕ И "ДУХОВНАЯ БЛИЗОСТЬ"

Несмотря на серьезные различия в отношении к притоку россиян, жители Армении и Грузии оказались ближе всего друг к другу по доле респондентов, в чьем окружении есть россияне, прибывшие в страну после 24 февраля 2022 года. Армения заняла по этому показателю первое место (38%), Грузия — второе (28%). Вероятно, это связано с особенно высоким числом "релокантов" в этих странах в сочетании с их относительно низким суммарным населением. Меньше всего "релокантов" в окружении тех респондентов, чьи страны либо почти не испытали притока россиян, либо достаточно населены, чтобы новоприбывшие в них "растворились" — Казахстан (12%), Молдова (11%), Беларусь (9%).

Помимо простого факта общения с "релокантами", социологов интересовала и степень восприятия россиян как культурно близких людей в разных постсоветских странах. Этот блок вопросов был разделен на две категории — о духовной и социальной близости. Духовную близость авторы определяют как "единство ценностей, точки соприкосновения между представителями культур". Социальную — как "тесноту связей, готовность принимать человека другой культуры в той или иной социальной роли".

Рекордсменами по духовной близости стали Беларусь (там ее отметили 55%) и Молдова (48%), антирекордсменами — Азербайджан (26%) и Грузия (27%). Исследователи отмечают некоторую отрицательную корреляцию между "заметностью" российских иммигрантов в стране и оценкой духовной близости к ним, но разница в ответах может объясняться и историческими, а также языковыми связями, не имеющими отношения к современным миграционным потокам.

Ответы на вопрос о социальной близости в отчете не разбиты по странам — авторы лишь демонстрируют долю от всех респондентов, готовую принимать россиян в той или иной роли. Самый популярный ответ — "как туриста, временно" (26%), на втором месте — "как близкого друга" (18%), на третьем — "как соседа" (17%). Как нового гражданина своей страны российского иммигранта готовы принять 14% опрошенных. Лишь 8% согласны видеть "релокантов" среди членов семьи, 6% — как коллег по работе. 4% респондентов вовсе не хотят видеть россиян в своей стране.

Социологи отмечают, что сами "релоканты" гораздо более открыты к любому взаимодействию: 68% из них ощущают духовную близость с жителями страны пребывания и 44% готовы принять их в качестве близких друзей.

НА ГОД ИЛИ НАВСЕГДА?

Представления жителей постсоветских государств о том, на какой срок в них задержатся российские иммигранты, также значительно варьируются. В лидерах здесь вновь оказываются Армения и Грузия — там вариант "основательно задержатся, проведут в моей стране больше года" выбрали 63% и 57% респондентов, соответственно. Во всех других странах этот ответ выбрали менее половины участников опроса. Ответ "в течение года уедут в другую страну или обратно" популярнее всего в Таджикистане (63%) и Казахстане (62%). Любопытно, что вариант "останутся в моей стране навсегда" не набрал ни в одной из стран даже 10%.

В рамках этого блока социологи опросили и самих иммигрантов — среди "релокантов" во всех изученных странах 42% планируют сделать страну пребывания постоянным местом жительства, 36% говорят о временном характере своей миграции и 22% затрудняются ответить. 64% опрошенных россиян оценивают влияние своего присутствия в странах пребывания положительно, и лишь 5% отзываются о нем критично.

НУЖНО ЛИ ПОМОГАТЬ?

Финальным блоком вопросов социологического исследования стала тема государственной помощи иммигрантам. 54% опрошенных граждан стран, популярных среди российских мигрантов, считают, что их власти должны оказывать ту или иную поддержку новоприбывшим. Оставшаяся доля делится почти поровну между теми, кто не считает помощь необходимой, и теми, кто затрудняется ответить.

Наиболее популярными форматами адаптационной помощи оказались языковые курсы (42%), подбор легальной работы (41%) и культурная адаптация, включая уроки истории принимающей страны (35%). Ответы самих "релокантов" полностью совпадают с этим набором, причем доля нуждающихся в каждом из этих видов поддержки выше, чем среди местных жителей, которые считают их целесообразными. Лишь 17% местных респондентов считают правильным выделять российским иммигрантам денежные пособия на первое время. О том, какая доля россиян хотела бы воспользоваться такой услугой, в отчете не сообщается.

В документе также приводятся комментарии экспертов, ознакомившихся с результатами исследования. Так, социолог Мария Макушева отмечает, что не следует обобщать данные по всем постсоветским странам, так как они имеют значительные культурные и политические различия. В то же время она выделяет основные наборы факторов, влияющие на восприятие россиян за рубежом.

— На дружелюбное отношение влияют: общая историческая память, праздники, ритуалы, искусство, элементы бытовой культуры, интересы стран в привлечении высококвалифицированных кадров. В основе критики — вызванное миграцией удорожание жизни, в особенности аренды жилья; ощущение надменности, снобизма, "мышления колонизатора" у приезжающих (например, при столкновении с критикой сферы услуг, благоустройства или с попытками занять роль "наставника" из более развитой страны с местным профессиональным сообществом; изменение культурного облика городской толпы, образ приезжего, нарушающего местные нормы (в странах с мусульманской культурой); негативное отношение к "мобилизационной волне" миграции (описание их как "трусов") у людей прогосударственных и разделяющих принцип "мужчина не может бежать от спецоперации", — говорится в комментарии Макушевой.

Ранее "Idel.Реалии" писали о результатах другого социологического исследования, в рамках которого ученые оценили политические взгляды и жизненные ценности россиян в Армении и Грузии.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.

XS
SM
MD
LG