Ссылки для упрощенного доступа

Вместо "Вагнера": будет ли новая мобилизация?


Евгений Пригожин
Евгений Пригожин

Колумнист Харун Сидоров рассуждает о перспективах новой мобилизации в России после того, как ЧВК "Вагнер" объявила о приостановке своей деятельности. Все зависит от эффективности украинского контрнаступления, считает он. В случае успеха ВСУ Кремлю, вероятно, придется идти на новые волны мобилизации, избежать которых он сейчас пытается, чтобы не накалять обстановку в стране, прогнозирует Сидоров.

Новость о том, что ЧВК "Вагнер" приостанавливает набор добровольцев в свои ряды, могла бы порадовать тех, кто выступает против войны, развязанной путинской Россией против Украины. Но, к сожалению, то, что в ней теперь не будут участвовать или будут участвовать в ином качестве "вагнеровцы", не означает ни того, что эта война Россией будет прекращена, ни того, что на нее не будут набирать новое "пушечное мясо".

Осенью 2022 года, когда многие были шокированы тем, что на войну в рядах ЧВК "Вагнер" набирают заключенных, Евгений Пригожин озвучил российскому обывателю свою максиму: "Либо ЧВК и зэки, либо ваши дети — решайте сами". Нет ли угрозы того, что сокращение "вагнеровцев" на фронтах в ближайшем будущем приведет к новым волнам мобилизаций?

Чтобы ответить на этот вопрос, прежде всего нужно понять, действительно ли "Вагнер" перестанет воевать и пополнять свои ряды на фронте? Косвенный ответ на него дает история с еще одним детищем Евгения Пригожина — медиахолдингом "Патриот", о роспуске которого было объявлено после провала его мятежа. Информационная структура Пригожина включала в себя фабрику троллей и пропагандистские ресурсы, призванные делать для Кремля самую грязную работу в медийной сфере. Профессионалы этого ремесла — слишком ценный для Кремля ресурс, чтобы его можно было просто уничтожить, поэтому уже в скором времени после объявления о роспуске медиахолдинга появилась информация, что его структуры и кадры перейдут под новых подрядчиков Кремля.

Так же и военные кадры ЧВК "Вагнер" в условиях продолжающейся войны едва ли останутся без "работы". Немалая часть бывших "вагнеровцев" перейдет на контракты с Министерством обороны России. Нельзя исключать и того, что после проведения реорганизации какие-то подразделения с костяком из бывших "вагнеровцев" продолжат пополнять ряды за счет добровольцев.

Однако если вспомнить историю медийной войны Пригожина с Министерством обороны России, кульминацией которой стал, как его характеризуют власти России, мятеж, то главным обвинением Пригожина в адрес Герасимова и Шойгу были проблемы даже не с пресловутыми снарядами, а в первую очередь — с неэффективным управлением. Поэтому можно с высокой вероятностью предположить, что передача части кадров или даже подразделений "вагнеровцев" под управление Министерства обороны России существенно снизит ту их эффективность на фоне других подразделений российской армии, которую отмечали руководитель главного Управления разведки Вооруженных Сил Украины (ВСУ) Кирилл Буданов и командующий Сухопутными войсками ВСУ генерал Александр Сырский.

Приведет ли это к объявлению Кремлем новых волн мобилизации? Ответ на этот вопрос напрямую зависит от оценки перспектив украинского контрнаступления. На данный момент и первые лица Кремля, и его верноподданические пропагандистские ресурсы пытаются излучать уверенность в том, что ситуация на фронте у них под контролем, украинское контрнаступление захлебнулось, а новые волны мобилизации России не потребуются, если только она сама не захочет перейти в новое наступление.

Одну из таких оптимистических для Кремля оценок на днях высказал отставной российский генерал Константин Пуликовский, ничуть не сомневаясь, заявивший, что наступление ВСУ не опасно для российской группировки. Такой вывод он обосновал тем, что украинская армия не располагает необходимым для успешных наступательных действий превосходством в живой силе и вооружениях. Но, откровенно говоря, после такой оценки обитателям Кремля стоило бы заволноваться. Ведь именно этот "выдающийся" военачальник в свое время командовал штурмом Грозного, обстоятельства которого стали основанием для расследования Генеральной прокуратурой России, и в целом возглавлял российскую группировку в Чечне, в итоге разгромленную и принужденную к заключению Хасавюртовских соглашений Чеченской Республикой Ичкерия, которая и близко не обладала теми ресурсами и поддержкой, что есть сегодня у ВСУ.

К слову, именно судьба этого "выдающегося" полководца является иллюстрацией тех системных проблем российской военно-политической системы, которые Евгений Пригожин озвучивал перед своим "мятежом". Если бы Путин заботился о боеспособности российской армии по-настоящему, Пуликовский за свои действия в Чечне получил бы как минимум "волчий билет". Однако вместо этого он был назначен целым уполномоченным президента в Дальневосточном федеральном округе, а после этого — руководителем Ростехнадзора, что, как и отношение Путина к Шойгу, убедительно свидетельствует о том, что соблюдение номенклатурных правил игры для него гораздо важнее, чем эффективность управления и боеспособность армии.

Меж тем о неблагоприятных для путинской России перспективах развития украинского контрнаступления говорил не только Пригожин накануне 24 июня. О том, что в конечном счете России его не сдержать без новой мобилизации, говорили и такие антагонисты Пригожина, как Стрелков (Гиркин), Рогозин и Затулин. И в этом смысле показательны не столько заявления украинских спикеров, сколько оценка такого известного своим трезвым анализом военного эксперта, как Николай Митрохин, который в своем свежем обзоре отметил, что после сложностей первых недель ВСУ удалось нащупать слабые места в российской обороне и начать перехватывать стратегическую инициативу.

Рискну тем не менее предположить, что тяжело и медленно, но продвигающееся украинское наступление может вызвать накопительный эффект в виде если не полного, то частичного обвала российской обороны на юге Украины к осени или осенью этого года. В таком случае Кремлю наверняка придется идти на новые волны мобилизации, избежать которых он сейчас пытается, чтобы не накалять обстановку в стране. Если, конечно, к тому времени у его обитателей не появятся более острые и приоритетные задачи, как это внезапно произошло в июне 2023 года...

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", не отражает позицию редакции.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.

XS
SM
MD
LG